Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:11, курсовая работа
На сегодняшний день представляется актуальным постижение законов взаимодействия политической системы и государства для того, чтобы в напряженные моменты формирования общества и государства узнавать способы и механизмы вероятного отведения революционных взрывов и социальных крушений, резкой замены функционирующих государственно-политических порядков, нейтрализации отрицательных тенденций в формировании общества.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения в политической системе общества и государства.
Введение………………………………………………….......……………………3
1. Политическая система общества............................................……………...…5
1.1. Общая характеристика политической системы общества.................…...…5
1.2. Понятие, структура и виды политической системы общества…......……..8
2. Государство как институт политической системы...................…………….15
2.1. Природа и сущность государства ............................................................…15
2.2. Государство - основной институт политической системы........................18
3. Соотношение государства с элементами политической системы...….……21
3.1 Место и роль государства в политической системе общества....................21
3.2. Особенности политической системы Российской Федерации...................26
Заключение……………………………………………........…………………….33
Список использованных источников……………….......................……………35
Первый этап - обретение свободы, с 1989-го по 1991-й год. Символом этого периода стал М.Горбачев. Это был этап кризиса и распада коммунистической системы, провала горбачёвской попытки её демократической «перестройки» при сохранении единого СССР, распада СССР и прихода к власти в России идеологически и организационно аморфного демократического движения во главе с первым президентом России Б.Ельциным. Однако здесь стоит отметить, что приход демократов и Ельцина к реальной власти произошёл не в результате их победы на выборах, а в результате крайнего ослабления власти союзного руководства после августовского 1991 года «путча» ГКЧП, провал которого дал «зелёный свет» сепаратистским стремлениям союзных республик и захвату российским руководством всё новых функций и перевороту. Этот процесс завершился беловежским соглашением о ликвидации СССР, полностью противоречащим российским результатам референдума о сохранении СССР и желаниям российского большинства. 13
Таким образом, в ходе первого этапа демократическое движение пришло к власти недемократическим путём. Именно эта своеобразная и даже парадоксальная ситуация и является той основой, из которой впоследствии возникла российская политическая система.
Второй этап - реформирование политической системы и передача ее под контроль олигархов, 90-е года ХХ века. Символом этого этапа стал Б.Н.Ельцин. После распада СССР Россия приступила к модернизации, выбрав в качестве образца американскую модель и многое, заимствовав из французского опыта. Менялось все, начиная с принципов организации публичной власти и заканчивая набором и характером органов политической власти, порядком их формирования и так называемым удельным весом. На начальном этапе отмечался прогресс в таких сферах, как свобода слова, прессы, собраний, политических организаций; продвижение в области разделения властей и становления парламентаризма. Одним из существенных положительных итогов этого этапа - стало укоренение новой избирательной системы и проведение законных выборов. Выборы 1991, 1993, 1995, 1996, 1999 годов и избрания губернаторов в регионах постепенно сделали представительную власть (Федеральное собрание в целом, и Думу в особенности), центром публичной политики, которая отсутствовала в Советском Союзе.
Однако
в ходе реформирования политической
системы возникали самые
Таким образом, в ходе второго этапа политическая система развивалась на безальтернативной основе, все более прочно закреплялась власть президента, а затем - и его «семьи», тех, кого будут назначать своими преемниками, стоящие у власти президенты. Кроме того, она подверглась двум острым и опасным кризисам. Первый – кризис 1993 года. Это был кризис «институционализации» системы, проявившийся в конфликте президента и парламента и нашедший своё разрешение в насильственном разгоне парламента, подавлении его сторонников и принятии конституции, придавшей жесткие институциональные формы авторитарной президентской власти. Второй кризис наступил в 1999 году. Это был кризис преемственности власти. Разрешение этих кризисов привело в 1993 году к институциональному закреплению и оформлению политической системы, а в 1999 году - к появлению и «апробации» механизма передачи власти по наследству.
Третий этап - преодоление олигархического характера и формирование стабильной политической системы, с 2000 по 2008 гг. Этот этап связан с именем В.Путина. В этот период основные, сущностные характеристики российской политической системы были следующие:
Во-первых, это была система личной власти «безальтернативного» президента, при которой не могло быть передачи власти от правящего президента к сопернику-оппозиционеру, президент имел возможность сохранять власть столько, сколько он сам хочет, и передать ее по наследству избранному им преемнику.
Во-вторых, личная власть президента осуществлялась, не открыто, как в неконституционных или квазиконституционных монархиях или военных диктатурах, а имитацией правовых демократических механизмов. Такая система не представляла собой что-то уникальное и очень характерна для современного мира: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Белоруссия и др.
В-третьих, это была президентская республика с большими полномочиями главы государства и не описываемая терминами конституционного права. В ходе этого этапа произошло ослабление всех конституционных демократических институтов: обеих палат парламента, политических партий, правительства, СМИ и других с последующей заменой их субститутами, в роли которых сегодня выступают Госсовет, многочисленные другие советы при президенте, Совет безопасности, Администрация президента, полпреды с системой общественных приемных и другие. Российский президент «обладает и исполнительными правами, поскольку формирует правительство и фактически руководит им. И законодательными, поскольку издает указы. И судебными, поскольку может выступать арбитром в спорах между центральной и региональной властью.
В-четвертых, это была политическая система, которая представляла собой нечто среднее между «управляемой демократией» и «плебисцитарным режимом». Курс на бюрократическую централизацию и расширение государственного контроля над различными сферами общественной и политической деятельности проводился последовательно все годы президентства В.Путина. Бюрократия широко использовала в собственных интересах формальные институты представительной демократии.
В результате даже вполне «продвинутые» россияне соглашались во время опросов с тем, что у них нет никаких рычагов влияния на действия властей, и они не вполне понимают, что нужно сделать, чтобы их голос был услышан. Лишь 11% россиян, опрошенных научной группой ИКСИ РАН (2008 г.), заявили, что они знают, как сделать, чтобы их голос был услышан при принятии важных политических решений. В крупнейших западноевропейских странах (Германия, Италия, Франция, Великобритания) эта доля превышает 30%, в Швейцарии – 45%, в Дании равна 52%, в Голландии – 67%.
В-пятых, политическая система этого этапа характеризуется
усилением властной вертикали, равноудаленностью
олигархов от власти, повышением роли
государства в социально-экономической
сфере, сменой приоритетов в региональной
политике, попыткой создания действенной
судебной системы, реформированием административно-
Таким образом, в ходе третьего этапа с целью укрепления политической системы была восстановлена территориальная целостность страны и обеспечено единообразное применение Конституции Российской Федерации на всей территории России. Проведены реформы формирования Совета Федерации и разграничения полномочий между различными уровнями власти и управления.
Четвертый этап – модернизация политической системы, с 2008 г. по н.в. Данный этап связан с именем Д.Медведева. Необходимость модернизации политической системы была заявлена еще В.Путиным в начале 2008 года. Однако, по мнению самих россиян (соцопрос январь 2010 г.), политическая система страны работает нормально, стабильно. Если здесь какие-то настройки и перенастройки и нужны, то они должны быть достаточно точечными. Изменения политической системы не являются самоцелью российских граждан. Самоцелью для них является политическая стабильность. Ее сохранение – в приоритете у большинства россиян.
Опубликованная в сентябре 2009 года статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» стала манифестом, а его послание 2009 года Федеральному Собранию - дорожной картой модернизации российской политической системы.
Таким образом, отличием политической системы России от политических систем, сложившихся в других европейских странах, является то, что Россия - единственная европейская страна, в которой за весь посткоммунистический период ни разу не происходила ротация власти и в которой в ходе её эволюции возможность такой ротации не увеличивается, а уменьшается. Российская политическая система носит не столько институциональный, сколько персоналистский характер. Эта ее черта глубоко укоренена в исторической традиции со времен самодержавия. Увеличение срока президентской инвеституры в противовес общемировой тенденции к его сокращению еще более усиливает эту тенденцию.
Заключение
Таким образом,
в различных сферах жизни общества
государство неизменно
Государство выступает как особое звено в структуре политической системы общества. Его роль и место в этой системе не отождествляется с ролью и местом, с одной стороны, правящей партии, а с другой - иных звеньев этой системы.
Государство
не просто самое массовое политическое
объединение граждан, а объединение
всех без исключения граждан, всех членов
общества, находящихся в политико-
Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:
Государство относится к числу
собственно политических организаций,
что, будучи оснащенным специальным
аппаратом принуждения и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I Нормативно-правовые акты
II Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
III Статьи
Информация о работе Политическая система общества и государства