Политическая система общества и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день представляется актуальным постижение законов взаимодействия политической системы и государства для того, чтобы в напряженные моменты формирования общества и государства узнавать способы и механизмы вероятного отведения революционных взрывов и социальных крушений, резкой замены функционирующих государственно-политических порядков, нейтрализации отрицательных тенденций в формировании общества.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения в политической системе общества и государства.

Содержание

Введение………………………………………………….......……………………3
1. Политическая система общества............................................……………...…5
1.1. Общая характеристика политической системы общества.................…...…5
1.2. Понятие, структура и виды политической системы общества…......……..8
2. Государство как институт политической системы...................…………….15
2.1. Природа и сущность государства ............................................................…15
2.2. Государство - основной институт политической системы........................18
3. Соотношение государства с элементами политической системы...….……21
3.1 Место и роль государства в политической системе общества....................21
3.2. Особенности политической системы Российской Федерации...................26
Заключение……………………………………………........…………………….33
Список использованных источников……………….......................……………35

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_TGP.docx

— 72.01 Кб (Скачать файл)

Первый этап - обретение свободы, с 1989-го по 1991-й год. Символом этого  периода стал М.Горбачев. Это был этап кризиса и распада коммунистической системы, провала горбачёвской попытки её демократической «перестройки» при сохранении единого СССР, распада СССР и прихода к власти в России идеологически и организационно аморфного демократического движения во главе с первым президентом России Б.Ельциным. Однако здесь стоит отметить, что приход демократов и Ельцина к реальной власти произошёл не в результате их победы на выборах, а в результате крайнего ослабления власти союзного руководства после августовского 1991 года «путча» ГКЧП, провал которого дал «зелёный свет» сепаратистским стремлениям союзных республик и захвату российским руководством всё новых функций и перевороту. Этот процесс завершился беловежским соглашением о ликвидации СССР, полностью противоречащим российским результатам референдума о сохранении СССР и желаниям российского большинства. 13

Таким образом, в ходе первого этапа демократическое  движение пришло к власти недемократическим  путём. Именно эта своеобразная и  даже парадоксальная ситуация и является той основой, из которой впоследствии возникла российская политическая система.

Второй этап - реформирование политической системы и передача ее под контроль олигархов, 90-е года ХХ века. Символом этого этапа стал Б.Н.Ельцин. После распада СССР Россия приступила к модернизации, выбрав в качестве образца американскую модель и многое, заимствовав из французского опыта. Менялось все, начиная с принципов организации публичной власти и заканчивая набором и характером органов политической власти, порядком их формирования и так называемым удельным весом. На начальном этапе отмечался прогресс в таких сферах, как свобода слова, прессы, собраний, политических организаций; продвижение в области разделения властей и становления парламентаризма. Одним из существенных положительных итогов этого этапа - стало укоренение новой избирательной системы и проведение законных выборов. Выборы 1991, 1993, 1995, 1996, 1999 годов и избрания губернаторов в регионах постепенно сделали представительную власть (Федеральное собрание в целом, и Думу в особенности), центром публичной политики, которая отсутствовала в Советском Союзе.

Однако  в ходе реформирования политической системы возникали самые различные  конфликты: между сторонниками и  противниками Президента России Б.Ельцина, между реформаторами и традиционалистами, между сторонниками социалистической и либеральной моделей общественного  устройства, между властью и обществом, между центром и провинциями. Это связано с тем, что была не определена значимость тех или  иных органов политической власти, возникала борьба между ними за право  занимать лидирующую позицию. Изменения, которые вносились в этот период времени, непосредственно зависели от итогов этой борьбы. Как результат, постоянно нарушалось политическое равновесие в стране, которое приводило  к сложным и даже драматическим  отношениям между различными ветвями  власти. В итоге население, поддержавшее замысел реформаторов на первых этапах демократизации, разочаровалось в той  форме демократии, которая ассоциировалась  с властью, и стало испытывать потребность в стабильности и порядке (по данным ФОМ в 1999 году доверяли правительству РФ – 25%, не доверяли 45%, Государственной Думе– 14% и 55% - соответственно).

Таким образом, в ходе второго этапа политическая система развивалась на безальтернативной  основе, все более прочно закреплялась власть президента, а затем - и его  «семьи», тех, кого будут назначать  своими преемниками, стоящие у власти президенты. Кроме того, она подверглась  двум острым и опасным кризисам. Первый – кризис 1993 года. Это был кризис «институционализации» системы, проявившийся в конфликте президента и парламента и нашедший своё разрешение в насильственном разгоне парламента, подавлении его сторонников и принятии конституции, придавшей жесткие институциональные формы авторитарной президентской власти. Второй кризис наступил в 1999 году. Это был кризис преемственности власти. Разрешение этих кризисов привело в 1993 году к институциональному закреплению и оформлению политической системы, а в 1999 году - к появлению и «апробации» механизма передачи власти по наследству.

Третий этап - преодоление олигархического  характера и формирование стабильной политической системы, с 2000 по 2008 гг. Этот этап связан с именем В.Путина. В этот период основные, сущностные характеристики российской политической системы были следующие:

Во-первых, это была система личной власти «безальтернативного» президента, при которой не могло быть передачи власти от правящего президента к сопернику-оппозиционеру, президент имел возможность сохранять власть столько, сколько он сам хочет, и передать ее по наследству избранному им преемнику.

Во-вторых, личная власть президента осуществлялась, не открыто, как в неконституционных или квазиконституционных монархиях или военных диктатурах, а имитацией правовых демократических механизмов. Такая система не представляла собой что-то уникальное и очень характерна для современного мира: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Белоруссия и др.

В-третьих, это была президентская республика с большими полномочиями главы государства и не описываемая терминами конституционного права. В ходе этого этапа произошло ослабление всех конституционных демократических институтов: обеих палат парламента, политических партий, правительства, СМИ и других с последующей заменой их субститутами, в роли которых сегодня выступают Госсовет, многочисленные другие советы при президенте, Совет безопасности, Администрация президента, полпреды с системой общественных приемных и другие. Российский президент «обладает и исполнительными правами, поскольку формирует правительство и фактически руководит им. И законодательными, поскольку издает указы. И судебными, поскольку может выступать арбитром в спорах между центральной и региональной властью.

В-четвертых, это была политическая система, которая представляла собой нечто среднее между «управляемой демократией» и «плебисцитарным режимом». Курс на бюрократическую централизацию и расширение государственного контроля над различными сферами общественной и политической деятельности проводился последовательно все годы президентства В.Путина. Бюрократия широко использовала в собственных интересах формальные институты представительной демократии.

В результате даже вполне «продвинутые» россияне соглашались во время опросов  с тем, что у них нет никаких  рычагов влияния на действия властей, и они не вполне понимают, что  нужно сделать, чтобы их голос  был услышан. Лишь 11% россиян, опрошенных научной группой ИКСИ РАН (2008 г.), заявили, что они знают, как сделать, чтобы их голос был услышан  при принятии важных политических решений. В крупнейших западноевропейских странах (Германия, Италия, Франция, Великобритания) эта доля превышает 30%, в Швейцарии  – 45%, в Дании равна 52%, в Голландии  – 67%.

В-пятых, политическая система этого этапа характеризуется усилением властной вертикали, равноудаленностью олигархов от власти, повышением роли государства в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы, реформированием административно-государственного аппарата. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство стало проводить активную социальную политику путем перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Политические преобразования стали носить в значительной степени авторитарный характер, но не вызывали резких протестов основной части общества.

Таким образом, в ходе третьего этапа с целью  укрепления политической системы была восстановлена территориальная  целостность страны и обеспечено единообразное применение Конституции  Российской Федерации на всей территории России. Проведены реформы формирования Совета Федерации и разграничения  полномочий между различными уровнями власти и управления.

Четвертый этап – модернизация политической системы, с 2008 г. по н.в. Данный этап связан с именем Д.Медведева. Необходимость модернизации политической системы была заявлена еще В.Путиным в начале 2008 года. Однако, по мнению самих россиян (соцопрос январь 2010 г.), политическая система страны работает нормально, стабильно. Если здесь какие-то настройки и перенастройки и нужны, то они должны быть достаточно точечными. Изменения политической системы не являются самоцелью российских граждан. Самоцелью для них является политическая стабильность. Ее сохранение – в приоритете у большинства россиян.

Опубликованная  в сентябре 2009 года статья Дмитрия  Медведева «Россия, вперед!» стала  манифестом, а его послание 2009 года Федеральному Собранию - дорожной картой модернизации российской политической системы.

Таким образом, отличием политической системы России от политических систем, сложившихся  в других европейских странах, является то, что Россия - единственная европейская  страна, в которой за весь посткоммунистический период ни разу не происходила ротация  власти и в которой в ходе её эволюции возможность такой ротации  не увеличивается, а уменьшается. Российская политическая система носит не столько институциональный, сколько персоналистский характер. Эта ее черта глубоко укоренена в исторической традиции со времен самодержавия. Увеличение срока президентской инвеституры в противовес общемировой тенденции к его сокращению еще более усиливает эту тенденцию.

 

Заключение

 

Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает  как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных  органов, присутствуют не только “чисто”  политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные  мероприятия хотя и ассоциируются  с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

Государство выступает как особое звено в  структуре политической системы  общества. Его роль и место в  этой системе не отождествляется  с ролью и местом, с одной  стороны, правящей партии, а с другой - иных звеньев этой системы.

Государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение  всех без исключения граждан, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. Государство  есть выразитель их общих интересов  и мировоззрения. Следовательно, с  деятельностью государства, с осуществлением государственного управления связаны  реальные и самые широкие возможности  для всех граждан участвовать  в политической жизни общества. Идеи участия каждого человека в решении  общих дел, ответственности каждой личности за судьбу государства, общества в целом нашла свое конкретное выражение в целом ряде законов, Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Место и  роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:

  • государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;
  • государство выступает организацией всех граждан, представляет общество в целом; только им и от его имени принимаются властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения каждым.
  • государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;
  • государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;
  • государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти;
  • государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Государство относится к числу  собственно политических организаций, что, будучи оснащенным специальным  аппаратом принуждения и подавления с соответствующими “вещественными придатками” в виде тюрем и  иных принудительных учреждений, государство  выступает как главная сила в  руках политических сил, стоящих  у власти, как главный проводник  их воли и интересов в жизнь, как  важнейшее средство осуществления  политической власти.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

I Нормативно-правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации [офиц. текст с изменениями и поправками от 30.12. 2008] // Российская газета. – 2009. – 21 января.
    2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон: [от 30.12.2001 №195-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации.– 2002.– № 1. – Ст.1.

II Книги (монографии, учебники, учебные пособия)

    1. Власенко, Н.А. Теория государства и права: учеб. пособие. — Изд-во: Проспект, 2011. —416 с.
    2. Водопьянов, В.П. Теория государства и права: Конспект лекций в схемах: [Пособие для подгот. к экзаменам]. – М.: Приор-издат, 2010. — 189 с.
    3. Левакин, В. Е. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. —2009. —№1.
    4. Комаров, С.А., Малько, А.В. Теория государства и права: учебно-методическое пособие.– М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999г.-367 с.
    5. Корельский, В.М., Перевалова, В.Д. Теория государства и права/ Учебник для юридических вузов и факультетов. — 2002.—352 с.
    6. Кравченко, Ю. Б. Теория государства: учеб. пособие для слушателей юрид. фак. —  Изд –во: Владивосток. фил. Рос. тамож. Акад, 2004.—158 с.
    7. Малько, А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учеб. пособие. — Изд-во: Проспект, 2011.—144 с.
    8. Марченко, М.Н. Теория государства и права. 2-е изд., перераб. и доп.— Изд-во: Проспект, 2004. — 640 с.
    9. Перевало, В.Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров. — Изд-во: Юрайт, 2013. —403 с.
    10. Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учеб. пособие. — Изд-во: Проспект, 2011. — 176 с.
    11. Шевчук. Д.А.Теория государства и права. Конспект лекций, 2009. — 299с.

III Статьи

Информация о работе Политическая система общества и государства