Политическая система общества и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

На сегодняшний день представляется актуальным постижение законов взаимодействия политической системы и государства для того, чтобы в напряженные моменты формирования общества и государства узнавать способы и механизмы вероятного отведения революционных взрывов и социальных крушений, резкой замены функционирующих государственно-политических порядков, нейтрализации отрицательных тенденций в формировании общества.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения в политической системе общества и государства.

Содержание

Введение………………………………………………….......……………………3
1. Политическая система общества............................................……………...…5
1.1. Общая характеристика политической системы общества.................…...…5
1.2. Понятие, структура и виды политической системы общества…......……..8
2. Государство как институт политической системы...................…………….15
2.1. Природа и сущность государства ............................................................…15
2.2. Государство - основной институт политической системы........................18
3. Соотношение государства с элементами политической системы...….……21
3.1 Место и роль государства в политической системе общества....................21
3.2. Особенности политической системы Российской Федерации...................26
Заключение……………………………………………........…………………….33
Список использованных источников……………….......................……………35

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_TGP.docx

— 72.01 Кб (Скачать файл)

Подобная трактовка получала в  дальнейшем свое развитие в трудах либеральных мыслителей, обосновавших договорную теорию возникновения государства. В итоге возникло узкое, собственно политическое употребление термина «государство»

Государство изучается рядом общественных наук: правоведением, политической историей, социологией, философией. Политологический аспект изучения государства предполагает анализ его политических характеристик, целей, задач, функций, форм политического  правления в современном мире.

В политической науке государство  определяется как орудие власти класса, нации, общества, система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории. Можно, к примеру, использовать следующее определение  государства.

Под государством понимается особый институт, обладающий верховной властью  на определенной территории и обеспечивающий там определенный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.

По мнению отечественного ученого  В. Халипова, «государство представляет собой совокупность взаимосвязанных, наделенных властью лиц, а также  учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом»

Государство осуществляет контроль и  регулирование во всех сферах общественно  деятельности, формирует основания  и условия политической власти в  стране. Государство - средоточие политической активности для всех общественных организаций  и отдельных индивидов.

Государство осуществляет политическое управление обществом. Это одна из основных функций государства. Кроме того, государственные органы н6а основе законодательных актов задают ритм политического процесса в обществе, характер властных отношений, ориентирует  политическую деятельность общества на конфликтное или стабильное развитие государства и общества.

Государство также формирует условия  существования и порядок функционирования политической системы в обществе. Органы государственного управления являются центром контроля и управления деятельностью  политических партий, общественных объединений  разного рода, отдельных индивидов, стремящихся активно участвовать, в политической системе осуществляется, главным образом, государством.

3. Соотношение государства с элементами политической системы

3.1 Место и роль государства  в политической системе общества

 

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному  осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Эти два понятия можно рассматривать  как целое и часть. Государство - часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества. Особое место государства в политической системе предопределено в силу следующих причин:

• является единственным легитимным представителем своего народа, имеет  самую широкую социальную основу, выражая интересы основной части населения;

• является единственным носителем  суверенитета;

• обладает публичной властью и является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения, распространяющим свою власть на всех членов общества;

• располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных организаций ограничены;

• обладает монополией на правотворчество, устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций;

• располагает огромными материальными  ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики, являясь основным собственником средств производства, земли, ее недр и т.д.;

• выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Государство выступает в качестве гаранта стабильности в обществе и арбитром в соперничестве различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В одних случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор.

Современное демократическое государство обеспечивает общественные интересы, концентрирующие интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисса.

Прежде всего, необходимо отметить значительную детерминирующую (причинно-обусловленную) роль экономики в отношении государства. Идею об обусловленности государственной власти имущественным и социальным положением граждан выдвинул еще Аристотель. А.Смит настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. К.Маркс четко подчеркивал, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни.

Государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1 - во внутренней организации государства и 2 - в его деятельности.

1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации и ее субъектов, федеральных органов и органов членов федерации является необходимым условием существования федерации как единого, целостного государства.

2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом.

Следовательно, демократическое современное  государство не может вне и  помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как общесоциальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находящимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него.

Государственная власть сталкивается с трудной проблемой совмещения целесообразности тех или иных решений, полезности их для общества, с необходимостью иногда применять силу при наличии нравственных норм, не согласующихся с этими действиями. Выдержать необходимый баланс между политическими и нравственными критериями весьма непросто. Государство взаимодействует и с другими элементами политической системы:

~ с политическими партиями,

~ с национальными движениями  и организациями,

~ с церковью,

~ с органами местного самоуправления,

~ с профсоюзами, молодежными  организациями и др.

Политические партии, общественные организации и объединения - это  институты общественного влияния, воздействия и воспитания. Они  содействуют выявлению и выражению  политической воли граждан, участвуют  в выборах.

Политическая партия — добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Партии в политической системе  в свою очередь образуют партийную систему — это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов, и борющихся за государственную власть.

Возрастание роли политических партий — характерная черта формирования и развития демократии в государстве и обусловлено следующими факторами:

— возрастанием политической активности граждан;

— процессом демократизации властных структур государства;

— политическим и идеологическим плюрализмом, что обусловлено, прежде всего, разнообразием форм собственности.

Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к следующему:

1. Никто не может быть принужден  к вступлению в какую-либо партию  или пребывание в ней.

2. Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке.

3. Деятельность партий не должна ущемлять основные права и свободы человека и гражданина.

4. Решения политических партий не имеют обязывающей силы для органов государства.

5. Партии призваны содействовать выражению политической воли гражданского общества.

6. Создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается.

7. Недопустимость деятельности партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, религиозную рознь и нетерпимость.

Во взаимоотношениях государства  и общественных организаций отражается демократизм общества, единство принципов построения и функционирования, возникновение государственных и негосударственных объединений по воле народных масс, постоянная опора на их творческую инициативу и поддержку.

Взаимоотношения между государством и общественными организациями  строятся по-разному в зависимости  от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение общего направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая  и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и совершенствованию. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.). Они оказывают содействие в реализации некоторых их решений.

Взаимоотношения государства с  профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при отсутствии государственного руководства, тогда как деятельностью таких общественных организаций, как потребительская кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было «включения» общественных организаций в систему государственного аппарата. Общественные организации это не «филиалы» государства, а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои самостоятельные функции, свое социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем действуют они не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.

Укрепление и развитие общности и единства государственных и общественных институтов свидетельствует об уровне развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными делами.

 

3.2. Особенности политической системы  Российской Федерации

 

В зависимости  от времени и места понятие  «политическая система» имеет различное  содержание, так как наиболее значительные компоненты политической системы варьируются  соответственно типу политического режима (авторитаризм, демократия, тоталитаризм), типу правления государства (монархия, республика), отношениям власти (партии, правительство) и формам общественной и политической репрезентации (плюрализм, корпоративизм).

Чтобы понять российскую политическую систему и  причины её принципиального отличия  от других европейских систем, необходимо рассмотреть ситуацию её возникновения, ту основу, из которой она развилась. Российская политическая система в  своем становлении прошла несколько  этапов.

Информация о работе Политическая система общества и государства