Политические партии и парламентаризм в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать действующее (а так же ранее принятое) российское и зарубежное законодательство о политических партиях, рассмотреть теоретическую и прикладную сущность парламентаризма.
Задачи исследования:
Изучить понятие и функции политических партий;
Рассмотреть генезис нормативного регулирования законодательства о политических партиях в России и за рубежом;
Проанализировать правовое регулирование создания, приостановления деятельности и ликвидации политической партии;
Рассмотреть понятие, сущность и принципы парламентаризма;
Изучить конституционно-правовую характеристику Федерального собрания

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

В 2006 г. исключают графу  «Против всех» из избирательного бюллетеня18; отменяют порог явки избирателей; вводят запрет на ведение в телеэфире агитации против своих конкурентов: о конкуренте можно говорить или хорошо, или ничего; происходит фильтрация конкурентных партий под предлогом борьбы с экстремизмом19, граждане, имеющие судимость за экстремизм, не допускаются к выдвижению своей кандидатуры на выборах - все это привело к криминализации выборов и повышению роли существующих крупных партий в избирательном процессе.

На выборах в Государственную  Думу второго созыва впервые проявилось такое явление, как отказ от получения  депутатского мандата теми, кто стоит во главе партийного списка и прошел в парламент на выборах. Примечательно, что ст. 10 Закона о партиях содержит правило о невозможности вмешательство государства в деятельность политических партий и обязанность партий не вмешиваться в дела государственных органов.

Но в целом нарастание авторитарных тенденций в развитии нашей государственности остается фактом, а это неизбежно требует  менять вектор развития нынешнего законодательства, и в том числе того законодательства, которое связано с определением роли и значения политических партий как важнейшего рычага укрепления начал подлинной демократии и народовластия в нашей стране.

 

 

2. Правовое регулирование создания, приостановления деятельности и ликвидации политической партии

2.1.  Порядок создания и регистрации политической партии

 

Политическая партия подлежит государственной регистрации, как и ее региональные отделения, в соответствии с Федеральным  законом 2002 г. «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»20 с учетом установленного Федеральным законом «О политических партиях» специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений21.

Важной особенностью регистрации политической партии является то, что при этом обязательно представляется программа политической партии, определяющая принципы ее деятельности, цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач22. Однако следует иметь в виду, что Закон запрещает регистрирующему органу оценивать содержание программы по соображениям целесообразности включения в нее тех или иных положений, кроме наличия призывов к экстремистской деятельности и ее поддержки, так же, как и положений националистического толка.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан23. А в соответствии со ст. 9 того же Закона общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Закон определил перечень документов, которые положено подавать в регистрирующий орган вместе с  заявлением о государственной регистрации  политической партии, создаваемой путем  реорганизации24.

Согласно Федеральному закону «О политических партиях» не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации партия обязана зарегистрировать региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. Партия может иметь в качестве структурных подразделений местные и первичные отделения, создаваемые в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом25.

В ст. 18 Федерального закона «О политических партиях» приведен перечень документов, предъявляемых в территориальный  орган Министерства юстиции РФ в  соответствующем субъекте РФ для  регистрации регионального отделения политической партии26.

Таким образом, если создание политической партии является вопросом политической целесообразности для  соответствующей группы граждан, то в конституционно-правовом аспекте  оно вызывает совокупность юридически обязательных процедур оформления их решения как при проведении организационно-подготовительных мероприятий, так и при государственной регистрации партии, что дает ей определенные гарантии в общественных отношениях, а также в организационно-материальном обеспечении собственной деятельности.

 

 

 

2.2. Порядок и основания приостановления деятельности и ликвидации политической партии

 

В соответствии с законом  РФ «О политических партиях» партии могут  нести следующую ответственность: 1) предупреждение; 2) приостановление деятельности; 3) ликвидация по решению суда27.

Предупреждение политических партий как мера ответственности  появилась в российском законодательстве в 1995 г. с принятием закона «Об  общественных объединениях». После  принятия в 2001 г. закона «О политических партиях» была легализована такая мера, как предупреждение. Согласно ст. 38 (п. 3) закона «О политических партиях» орган юстиции может вынести политической партии или её региональному отделению письменное предупреждение в случае осуществления деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии.

Закон «О политических партиях» предусматривает приостановление  деятельности политической партии в  двух процедурах: одна (упрощенная) применяется  в случаях нарушений Конституций РФ и федеральных законов, а другая (усложненная) – в тех случаях, когда деятельность партии противоречит ее уставным целям и задачам28.

Согласно п. 1 ст. 41 Закона «О политических партиях» партия может  быть ликвидирована в добровольном порядке (по решению ее высшего руководящего органа) либо принудительно (по решению суда). Норма, по которой может быть проведена ликвидация в принудительном порядке, в основном воспроизводит соответствующие положения ст. 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»29. Специфика партий как особого вида общественных объединений проявляется в том, что принудительная ликвидация партии может быть осуществлена по решению только Верховного Суда РФ30.

В соответствии с п. 3 ст. 41 Закона о партиях партия может быть ликвидирована в случаях совершения ею таких правонарушений, как:

  • осуществление деятельности, направленной на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни (п. 1 ст. 9);
  • создание структурных подразделений по производственному признаку (п. п. 4 и 5 ст. 9);
  • неустранение в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности партии;
  • неучастие партии в выборах;
  • отсутствие региональных отделений партии численностью не менее ста членов более чем в половине субъектов РФ и отсутствие у партии 10 тыс. членов.

Кроме того, согласно п. 6 ст. 41 любая политическая партия (независимо от того, участвует ли она в выборах) не может быть ликвидирована в период выборов депутатов Государственной Думы и выборов Президента РФ, т.е. в период со дня официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов до дня официального опубликования их результатов.

Последствия ликвидации политической партии, закрепленные в  ст. 45, зависят от порядка ликвидации партии, который может носить добровольный либо принудительный характер. В случае добровольной ликвидации имущество партии передается на цели, предусмотренные ее уставом и программой. При принудительной ликвидации имущество передается в доход государства.

В случаях ликвидации в результате реорганизации и  самоликвидации партия может быть восстановлена без каких-либо ограничений. Иначе обстоит дело при принудительной ликвидации по решению суда.

Важно, что запрет, предусмотренный  в ст. 44 Закона «Об общественных объединениях», может применяться как к зарегистрированным, так и к незарегистрированным партиям. По смыслу Закона «Об общественных объединениях» запрет объединения означает невозможность воссоздания объединения, преследующего те же цели, что и запрещенное объединение.

Кроме того, на партии и  их членов распространяются нормы ст. 41 Закона «Об общественных объединениях», согласно которым в случае совершения нарушений законодательства незарегистрированными общественными объединениями ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений, а в случае совершения общественными объединениями деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений, могут нести ответственность как руководители преступных сообществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие, сущность и принципы парламентаризма

3.1.  Теоретические аспекты понятия парламентаризма, характеристика его сущности

 

Правоведы и политологи дают самые разнообразные определения  понятию «парламентаризм». И примечательно  то, что лишь некоторые из них видят парламентаризм непосредственно через призму сложившихся в теории государства и права категорий: «форма правления», «государственно-правовой (политический) режим», «политическая система». Для осуществления анализа проведем обзор собранных формулировок парламентаризма:

1) парламентаризм - государственный  строй, основанный на верховенстве  парламента в системе органов  государства31;

парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при юридическом верховенстве представительного (законодательного) органа - парламента32;

2) парламентаризм - особая система  государственного руководства обществом,  которая характеризуется разделением  труда законодательного и исполнительного  при существенной политической и идеологической роли парламента33;

3) парламентаризм - это государственно-политическая  система, в рамках которой парламент  имеет высший статус и играет  ведущую роль в осуществлении  государственной власти34;

4) парламентаризм - сложный и многогранный феномен, некая шкала социальных ценностей, где господствует закон, утвердились принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой35.

Указанные определения парламентаризма можно свести к следующим ключевым понятиям: парламентаризм - форма правления; парламентаризм - политический режим; парламентаризм - политическая система; парламентаризм - идея.

Такой разброс мнений отнюдь не случаен, поскольку в научной абстракции и реальном государственном институте «парламентаризма» совмещаются и элементы формы правления (организация высших органов государственной власти и их связь между собой и населением), и политического режима (процессуальные особенности осуществления государственной власти посредством определенных средств и способов), и политической системы (модель взаимоотношений государственных органов между собой и с населением).

Рассматривая принцип  разделения властей как неотъемлемый атрибут парламентаризма, необходимо иметь в виду то, что в конституционной практике существует принцип совмещения министерского и депутатского постов, т.е. нахождение в одних руках части законодательной и исполнительной власти. При этом есть как противники, так и сторонники данного института.

Таким образом, многие исследователи  видят парламентаризм через господство парламента над другими государственными органами.

Наряду с принципом  разделения властей одним из атрибутов  парламентаризма исследователи  называют создание и функционирование парламента как законодательного и представительного органа. Безусловно, внешним проявлением парламентаризма является парламент, но парламент не суть парламентаризма. Законотворческий орган - это лишь материальная оболочка законодательной ветви власти, это ее материальное оформление. Другой вопрос, является ли этот орган придатком административной власти или же самостоятельно функционирующим.

Имманентным принципом  парламентаризма называют также  и принцип законности. Но ведь законность является базисной не только по отношению к парламентаризму категорией, поскольку она организует функционирование всего государственного аппарата в правовом государстве.

Отталкиваясь от всего  сказанного, можно предположить, что  парламентаризм как научную абстракцию следует определять не через упомянутые категории, а через такое понятие теории государства и права, как «принципы организации и деятельности механизма государства». Представляется, что парламентаризм выступает в качестве конечного результата опыта воплощения в политической жизни и принципа народовластия, и принципа разделения властей, и принципа законности, и принципа идеологического многообразия, выражаясь при этом в качестве конкретной модели механизма государства. Так, А.Д. Керимов пишет: «...мы вправе говорить и об американском, и о французском, и об английском, и о российском парламентаризме. Мы ведь вполне правомерно говорим о таких отработанных практикой систематизированных и обоснованных наукой моделях парламентаризма, как парламентаризм приглушенный, рационализированный, министериальный, номенклатурный и др.»36.

Таким образом, принцип  парламентаризма содержит в себе начала организации механизма государства (народовластие, разделение властей) и  начала деятельности, взаимоотношений  его составных частей («система сдержек и противовесов», законность, идеологическое многообразие). Поэтому парламентаризм для политологии предстает как модель организации государственной власти, а для юридической науки - как практика реализации принципа народовластия, разделения властей, законности и идеологического многообразия.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Принципы парламентаризма

 

Важной гарантией становления  парламентаризма в Российской Федерации  является и то, что организация  государственной власти строится с  учетом конституционных принципов, которые характерны для государств с парламентской формой правления.

Информация о работе Политические партии и парламентаризм в РФ