Политические партии и парламентаризм в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать действующее (а так же ранее принятое) российское и зарубежное законодательство о политических партиях, рассмотреть теоретическую и прикладную сущность парламентаризма.
Задачи исследования:
Изучить понятие и функции политических партий;
Рассмотреть генезис нормативного регулирования законодательства о политических партиях в России и за рубежом;
Проанализировать правовое регулирование создания, приостановления деятельности и ликвидации политической партии;
Рассмотреть понятие, сущность и принципы парламентаризма;
Изучить конституционно-правовую характеристику Федерального собрания

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Первейшей гарантией  парламентаризма является принцип  народовластия. Он закреплен в статье 3 Конституции РФ и развит в федеральном  законодательстве. Благодаря этому  принципу одна из палат законодательного органа страны формируется на выборной основе. Уже избирались шесть составов Государственной Думы. При этом выборы проводились на альтернативной основе, в условиях политической борьбы партий, других общественных объединений и кандидатов в депутаты37.

Особую значимость для парламентаризма имеет принцип разделения властей. Он закреплен в статье 10 Конституции РФ. Причем это сделано впервые за всю историю развития российской государственности. Суть принципа разделения властей в самостоятельном осуществлении законодательными, исполнительными и судебными органами предоставленной им власти.

Специфическим принципом, обеспечивающим развитие парламентаризма, является принцип идеологического  и политического многообразия. Этот принцип закреплен в статье 13 Конституции РФ.

Рассмотренные принципы имеют определяющее значение для парламентаризма. Они гарантируют развитие такой специфической формы государственного управления обществом, как парламентаризм. Как известно, парламенты формируются только путем выборов и гласно. Поэтому выборность и гласность следует рассматривать как принципы парламентаризма. К таковым относятся и такие универсальные принципы, как верховенство закона, который проявляется прежде всего в верховенстве Конституции РФ и законности.

4. Конституционно-правовая характеристика Федерального собрания

4.1. Место и роль Федерального собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации

 

Конституция РФ учреждает  Федеральное Собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 «Основы конституционного строя»38, изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ. Федеральное Собрание представляет собой избираемый сроком на 5 лет двухпалатный парламент Российской Федерации, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Место и роль Федерального Собрания в системе разделения властей характеризуют следующие особенности:

1) Федеральное Собрание  есть общенациональный представительный  орган государственной власти, институт  народного представительства;

2) Федеральное Собрание  есть законодательный орган власти РФ;

3) Федеральное Собрание - это постоянно действующий орган  власти (в этом находит воплощение  один из важнейших принципов  парламентаризма): избирается сроком  на 5 лет и действует на постоянной  основе;

4) Федеральное Собрание  осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах - заседания палат, совместные заседания палат, сессии палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др.;

5) Федеральное Собрание  отличает использование особых  процедурных форм. Таковыми формами являются: законодательный процесс как особый порядок разработки и принятия законов; контрольный процесс как форма осуществления парламентом своих полномочий по контролю за деятельностью иных органов государственной власти.

Федеральное Собрание не подчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете39. Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как референдум, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу и др.

 Роль российского  парламента проявляется в направлениях  его деятельности – функциях. Федеральное Собрание осуществляет  следующие основные функции - законодательную, представительскую,  контрольную и финансовую.

Законодательная функция Федерального Собрания проявляется в его деятельности по принятию федеральных законов. Посредством законодательной функции Федерального Собрания формируется правовая система государства, обеспечивается правовое регулирование всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного закрепления.

Представительская функция, призванная выражать волю народа - основу государственной власти, реализуется  путем проведения периодических  парламентских выборов, направленных на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных связей и отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества государственной власти к другим на основе свободного волеизъявления избирателей. Это значит, что представительность свойственна только парламенту, среди всех государственных институтов он выступает единственным органом общенародного представительства. Представительность выступает и как способ формирования Федерального Собрания - органа законодательной власти, и как способ его функционирования и деятельности.

4.2. Правовой статус Федерального собрания, его функции и полномочия

Полномочия Совета Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации

 

Контрольные полномочия Совета Федерации

Одобрение Советом Федерации  действий Президента, выраженное в  постановлении палаты, требуется  также в случае предоставления Россией  воинских формирований для участия  в международных принудительных действиях с использованием Вооруженных  Сил. Правовое регулирование этой проблемы содержится в Федеральном законе от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»40. В статье 7 данного Закона говорится, что решение о направлении за пределы России воинских формирований Вооруженных Сил для участия в миротворческой деятельности принимает глава государства на основании постановления Совета Федерации.

В практике Совета Федерации применяются как коллегиальные, так и индивидуальные формы парламентского контроля41. К факторам, ограничивающим парламентский контроль, следует отнести установленные в конституциях механизмы взаимоотношения законодательной и исполнительной властей, которые определяются формой правления, политическим и государственным режимами.

 

Полномочия по формированию органов государственной власти

 

Процедура формирования парламентом высших государственных  органов занимает не столь большой  объем времени вторых палат парламентов по сравнению с законодательными функциями или осуществлением контрольных полномочий.

В России вторая палата парламента участвует в занятии должности  Президента РФ косвенно, путем назначения выборов: в соответствии с Конституцией это прерогатива Совета Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах  Президента Российской Федерации» решение  Совета Федерации о назначении выборов  должно быть принято не ранее чем  за 100 дней и не позднее 90 дней до дня  голосования42.

Отрешение Президента Российской Федерации от должности в соответствии со ст. 102 Конституции также относится  к ведению Совета Федерации.

Многообразие способов участия парламента в процессе формирования правительства не дает возможности  создать обобщенную, единую схему данного процесса для всех стран. В парламентарных республиках и монархиях, республиках со смешанной формой правления и многих дуалистических монархиях правительство формируется в зависимости от расстановки сил в парламенте.

В России назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов - прерогатива Совета Федерации, получившая отражение в п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции.

Кандидатуры на судейские  должности представляются Совету Федерации  Президентом. Предложенные кандидатуры предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по судебно-правовым вопросам, который готовит заключение по каждой кандидатуре, а затем в Комитете по конституционному законодательству, который также готовит заключение.

Назначенным на должность судьи считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Назначение оформляется постановлением палаты. Лица, назначенные на должности судей Конституционного Суда, приводятся председателем верхней палаты к присяге.

В Законе РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что кандидатуры  судей Верховного и Высшего Арбитражного Судов Президент представляет с  учетом мнения председателей этих Судов43.

Полномочие Совета Федерации, получившее наибольшую известность, связано с назначением на должность и освобождением от нее Генерального прокурора РФ и его заместителей. Процедура их назначения очень сходна с порядком назначения судей вышеуказанных Судов, тем не менее она регулируется отдельной группой регламентных норм (ст. 179 - 183 Регламента СФ)44.

Следующая функция второй палаты парламента - полномочия на формирование иных государственных органов и  должностных лиц.

В России, согласно ст. 102 Конституции, назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов - прерогатива Совета Федерации.

Предложения о выдвижении кандидатур на названные должности  формируются комитетами и комиссиями Совета Федерации. Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой дает заключение по каждой кандидатуре, формирует список кандидатур и представляет его на заседание Совета Федерации, где обсуждается каждая кандидатура: члены палаты задают вопросы претендентам, высказываются за или против. Тайное голосование проводится по всем кандидатурам.

За рамками Конституции  находится еще одна проблема, решаемая с участием Совета Федерации. Речь идет о назначении на должность и об освобождении от должности членов Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации назначает на должность пять членов ЦИК России45. Кандидатуры предлагаются законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, которые направляют в Совет Федерации свои решения.

Назначенным на должность  члена Центральной избирательной  комиссии считается лицо, получившее при голосовании большинство  голосов членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением палаты.

В соответствии с Конституцией назначение и отзыв дипломатических  представителей Российской Федерации  в иностранные государства и  международные организации относится  к компетенции Президента России, но только после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Итак, от осуществления  второй палатой парламента функций  по формированию органов государственной  власти зависит слаженность работы всех составных частей государственного механизма.

 

Иные полномочия Совета Федерации

 

Полномочия Совета Федерации России также можно условно подразделить по предложенной классификации. Несомненно, в той или иной мере этот объем  полномочий в названных направлениях отличается в связи со спецификой, свойственной различным государствам.

Представительская природа Совета Федерации обусловливает решение  им ряда вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества.

Совет Федерации сотрудничает с  парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями в соответствии с планом межпарламентского сотрудничества, который ежегодно утверждается Советом палаты по представлению Председателя Совета Федерации.

Президент России выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов Российской Федерации: он не только определяет в соответствии с Конституцией и федеральными законами основные направления внешней политики государства (ч. 3 ст. 80), но и руководит внешней политикой страны (п. «а» ст. 86). В Конституции не определены формы руководства Президентом внешней политикой.

Одним из органов, участвующих вместе с Президентом России в осуществлении  внешней политики, несомненно, является Совет Федерации. Это соответствует  и международной практике: как было сказано выше, вторые палаты парламентов обладают определенными полномочиями в данной сфере.

Обязательное рассмотрение Советом Федерации принятых нижней палатой Федерального Собрания федеральных  законов о ратификации и денонсации международных договоров России предусмотрено в п. «г» ст. 106 Конституции.

В соответствии со ст. 201 Регламента СФ рассматривает подготовленные комитетами верхней палаты предложения  по законодательным актам, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным  законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ46.

На совместных заседаниях Совета Федерации и Государственной  Думы заслушиваются послания Президента о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней  политики государства. В парламентской практике зарубежных стран при организации совместных заседаний палат парламента (если они предусмотрены Конституцией) применяется либо специально для этих случаев выработанный регламент, принимаемый совместным решением палат, либо регламент одной из палат (как правило, той, которая избрана прямым голосованием). В Конституции России дан перечень оснований для проведения совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Большое значение имеет обсуждение на совместных заседаниях палат посланий Президента России, содержащих законодательную программу или законодательные предложения.

Информация о работе Политические партии и парламентаризм в РФ