Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать действующее (а так же ранее принятое) российское и зарубежное законодательство о политических партиях, рассмотреть теоретическую и прикладную сущность парламентаризма.
Задачи исследования:
Изучить понятие и функции политических партий;
Рассмотреть генезис нормативного регулирования законодательства о политических партиях в России и за рубежом;
Проанализировать правовое регулирование создания, приостановления деятельности и ликвидации политической партии;
Рассмотреть понятие, сущность и принципы парламентаризма;
Изучить конституционно-правовую характеристику Федерального собрания
В соответствии с утвержденным
Советом палаты ежегодным планом
межпарламентского
В вопросах решения войны и мира
В исключительном ведении Совета Федерации, согласно п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.
Конституция определяет в общей форме полномочия Совета Федерации в принятии решений относительно использования Вооруженных Сил страны за пределами Государственной границы, т.е. вне сухопутной территории, воздушного пространства и территориальных вод РФ.
Частично названные вопросы регулируются Федеральным законом от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»47
Согласно ст. 7 и 10 названного Закона решение о направлении за пределы Российской Федерации воинских формирований для участия в миротворческой деятельности и международных принудительных действиях принимает Президент России на основании постановлений Совета Федерации, содержащих согласие на использование национальных вооруженных подразделений.
Решения о направлении за пределы России гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности принимает Правительство РФ.
Однако практика использования российских воинских формирований не ограничивается лишь целями поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Так, в соответствии с Соглашением от 17 мая 1996 г. «О взаимодействии пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах»48 стороны договорились о создании пограничных группировок - формирований сил и средств пограничных войск государств - участников Содружества для усиления охраны участков внешних границ в районах кризисных ситуаций.
Совет Федерации приглашает на обсуждение Президента, Председателя Правительства, Министра обороны, начальника Генерального штаба, Министров внутренних и иностранных дел, руководителей Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки.
В отношении органов власти
Совет Федерации может обратиться в Конституционный Суд РФ с:
а) запросами о соответствии Конституции РФ:
федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ, Государственной Думы;
конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов субъектов
РФ, изданных по вопросам, относящимся
к ведению органов
договоров, заключенных между органами государственной власти РФ и ее субъектов, между органами государственной власти субъектов РФ;
не вступивших в силу международных договоров РФ;
б) ходатайствами о разрешении споров о компетенции между Советом Федерации и федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ;
в) запросами о толковании Конституции РФ;
г) запросом о соблюдении установленного порядка обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
В отношении территорий
государства и субъектов
Порядок утверждения изменения границ между субъектами РФ определяется в гл. 18 Регламента Совета Федерации. Данная процедура может быть введена в действие при условии поступления в Совет Федерации трех основных документов: соглашения об изменении границ, утвержденного законодательными органами государственной власти каждого из субъектов, границы которых изменятся; обоснования указанного соглашения, также согласованного субъектами; карты местности.
Эти документы направляются Председателем Совета Федерации в Комитет по делам Федерации и региональной политике для подготовки заключения. Оно готовится в течение 30 дней с момента передачи в Комитет названных материалов. Заключение принимается большинством голосов от общего числа членов Комитета.
После принятия заключения Комитетом вопрос об изменении границ между субъектами рассматривает Совет Федерации, на заседание которого приглашаются полномочные представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов, представители Правительства России.
Принятие в РФ и
образование в ее составе нового
субъекта, изменение конституционно-
В ведении Совета Федерации, согласно ст. 102 Конституции, находится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения. Их наступление сопряжено с необходимостью обеспечения общественного и государственного порядка, влечет временное ограничение прав и свобод граждан, вызывает возложение на них дополнительных обязанностей.
Возможность введения военного положения предусмотрена ч. 2 ст. 87 Конституции, регулируется Федеральным конституционным законом «О военном положении»50.
Наступление режима чрезвычайного
положения определено ст. 56, 88 Конституции.
Он может охватывать территорию всей
страны или ее отдельные местности.
Данные конституционные нормы
Указ Президента о
введении военного или чрезвычайного
положения незамедлительно
Вопрос об утверждении указа Президента о военном положении должен быть рассмотрен оперативно - в течение 48 часов с момента получения Советом Федерации этого указа; о чрезвычайном положении - в течение 72 часов с момента обнародования указа.
Совет Федерации участвует в выполнении парламентом церемониальной функции. Так, во многих республиках президенты произносят клятву и вступают в должность на заседании парламента или одной из палат52.
Текст присяги Президента РФ, как и присяги президентов некоторых других государств, содержит особые формулировки, отражающие в общей, концентрированной форме содержание полномочий Президента.
Как особая честь рассматривается предоставление парламентской трибуны иностранному государственному деятелю (чаще всего главе государства или правительства). Вместе с тем данная функция подчеркивает значимость парламента как органа власти.
Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами Государственная Дума принимает постановления:
а) об одобрении проекта закона РФ о поправках к Конституции РФ, проекта федерального конституционного закона, о принятии федерального закона;
б) о согласии Президента РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
в) о недоверии и доверии Правительству РФ;
г) о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ;
д) об объявлении амнистии;
е) о выдвижении обвинения против Президента РФ;
ж) о запросе в Конституционный Суд РФ;
з) о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ;
и) о парламентском запросе;
к) о других вопросах в рамках своей компетенции.
Первое условие ограничивает Думу по времени при рассмотрении вопроса о выражении согласия Президенту на назначение на должность Председателя Правительства - в течение недели со дня внесения Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства.
Регламент Думы (ст. 144 - 148) предусматривает следующую процедуру согласования кандидатуры Председателя Правительства в Государственной Думе. Президент России официально представляет в палату кандидата на должность, и палата в течение недели со дня внесения обязана рассмотреть данную кандидатуру53. В свою очередь, кандидат представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства страны и отвечает на вопросы депутатов. По окончании этой процедуры представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее. Решение принимается по усмотрению палаты тайным или открытым голосованием. Согласие считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовали большинство депутатов Государственной Думы.
Выражение недоверия (либо в других странах - резолюция порицания) Правительству России (в соответствии со ст. 117, ч. 3, Конституции) - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. Данная процедура происходит в следующем порядке. Группа депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы выносит мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству, которое подается в Совет Государственной Думы в письменной форме с приложением проекта постановления палаты и списка депутатов - инициаторов выражения недоверия. Палата обязана рассмотреть данный вопрос в недельный срок после его внесения. В ходе обсуждения задаются вопросы Председателю Правительства и другим его членам, депутаты высказываются за выражение недоверия или против него.
Постановление о недоверии
Правительству РФ может быть принято
как открытым, так и тайным (по
решению палаты) голосованием. Предложение
о выражении недоверия
После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума повторно выразит недоверие Правительству в течение трех месяцев, Президент либо объявит об отставке Правительства, либо распустит Государственную Думу.
Нужно сказать, что в соответствии со ст. 117, ч. 4, Конституции России Председатель Правительства может сам поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В таком случае Государственная Дума рассматривает вопрос о доверии Правительству во внеочередном порядке по описанной выше процедуре.
Кроме этого, палата производит назначение на должности:
Уполномоченного по правам человека (предложения о кандидатах могут вноситься Президентом России, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе). Назначение на данную должность (ст. 155 - 158 Регламента) производит именно Государственная Дума, а не какой-либо иной орган, поскольку в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» одной из основных его функций является совершенствование законодательства РФ по правам человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права54.
Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. Процедура назначения определена ст. 159 - 164 Регламента Думы. Ввиду того что Счетная палата призвана помогать парламенту в осуществлении контроля над исполнением государственного бюджета и других финансовых законов, а в ряде случаев следить за финансово-хозяйственной деятельностью государственных корпораций и предприятий, образование данного органа палатами Федерального Собрания на паритетных началах вполне оправданно;
Председателя Центрального банка РФ, членов Совета директоров Центробанка и представителей Государственной Думы в состав Национального банковского совета. (Кандидатуру Председателя Центробанка представляет Президент России. В соответствии со ст. 167 Регламента Думы одна кандидатура на данную должность не может быть представлена более двух раз.)
Данный орган, выполняя на основании ч. 2 ст. 75 Конституции свою основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля, подотчетен Государственной Думе. Он ежегодно, не позднее 15 мая, представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, утвержденный Советом директоров, а также заключение проверяющей его аудиторской фирмы, которую определяет Государственная Дума.
Еще один важный орган назначается с участием и Президента, и парламента - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК), при этом в ее формировании участвует также не одна Государственная Дума, а обе палаты.
Информация о работе Политические партии и парламентаризм в РФ