Центральная избирательная
комиссия действует на постоянной основе.
Срок полномочий ЦИК - четыре года. Она
состоит из 15 членов: пятеро назначаются
Государственной Думой (гл. 24 Регламента
ГД) из числа кандидатур, предлагаемых
депутатами, а также депутатскими объединениями
в Государственной Думе; пятеро - Советом
Федерации (гл. 27 Регламента СФ) из кандидатур,
предлагаемых законодательными (представительными)
и исполнительными органами государственной
власти субъектов РФ; остальные пять членов
назначаются Президентом РФ.
Следующий вопрос, относящийся
к компетенции Государственной
Думы, - объявление амнистии (ст. 181, 182 Регламента).
Амнистия - это акт высшего органа
государственной власти, предусматривающий
полное или частичное освобождение от уголовной ответственности
или наказания и направленный на неопределенный
круг лиц55. Объявляет амнистию в соответствии
с ч. 1 ст. 103 Конституции Государственная
Дума путем принятия постановления о ее
объявлении и о порядке ее применения.
Следующий аспект компетенции Государственной
Думы - рассмотрение внешнеполитических
вопросов, которые палата может рассматривать
как по собственной инициативе, так и в
связи с обращением Президента страны
либо по докладам и сообщениям Правительства
и комитетов палаты (ст. 186 - 188 Регламента).
При работе над проектом
федерального закона о ратификации,
прекращении или приостановлении
действия международного договора Российской
Федерации Совет Государственной
Думы, исходя из содержания международного
договора, определяет ответственный комитет, куда
и направляются на заключение все необходимые
документы.
Ответственный комитет
по данному вопросу может проводить
парламентские слушания.
Подготовленное заключение
должно содержать рекомендации по ратификации
или против ратификации международного договора,
предложения о необходимости сопроводить
ратификацию, прекращение или приостановление
действия международного договора.
Кроме заключения, для
обсуждения в палате ответственный
комитет представляет Государственной
Думе проект федерального закона о ратификации,
прекращении или приостановлении действия
международного договора и другие необходимые
сопроводительные материалы. В обязательном
порядке представляются заключения Комитета
Государственной Думы по международным
делам и (или) Комитета Государственной
Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками.
Анализируя компетенцию
Государственной Думы, следует признать,
что контрольные функции российского
парламента, в сравнении с парламентами
других государств, ограничены. Так, в конституциях многих стран широко
представлена такая функция, как парламентское
расследование и возбуждение судебного
преследования; предусматривается, что
только парламент имеет право приостановить
уголовное преследование56. Парламентская деятельность в этом
случае не подменяет работу следственных
и судебных органов.
Заключение
Таким образом, при написании
данной курсовой работы были рассмотрены
достаточно важные вопросы, связанные
с законодательной регламентацией
деятельности политических партий и аспектов теоретического
осмысления, а равно и практического применения
концепции парламентаризма в осовремененном
обществе.
В начале были определено
понятие политической партии, названы
наиболее важные сущностные характеристики,
позволяющие выявить отличия от иных общественных
объединений. Это обусловлено как давлением
партии власти, так и стремлением упорядочить
общественно-политическую жизнь страны,
впавшую в неопределённость после падения
советского Союза.
Далее рассматривался вопрос
о правовых аспектах создания политических
партий. Были выявлены множество спорных
моментов, среди которых, пожалуй, самый
известный – минимальная численность
членов. Второй блок курсовой работы был
отдан на рассмотрение парламентаризма
в самом широком его проявлении, с учётом
анализа действующего законодательства,
прежде всего, регулирующего положение
Федерального собрания РФ.
Теоретические аспекты
выявили инвариантность понимания
термина, его различия, в зависимости
от эпохи и конкретного региона.
Гораздо большее значение было отведено характеристике
Федерального собрания, при чём, как в
сравнительном анализе с другими государственными
органами, так и в детальной проработке
сферы его компетенции с учётом отраслевых
законов, положений и регламентов палат.
В заключении хотелось бы сказать, что не смотря
сложность, противоречивость общественной
жизни в России, ошибки государственного
строительства, наша страна, путь медленно,
но поступательно движется на пути демократического
развития и прошедшие акции протеста лишь
подтверждение желания людей реализовать
на практике записанные в законах свои
права и обязанности.
Список источников и
литературы
- Нормативные акты
- Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // «Бюллетень международных договоров», N 3, 2001
- Соглашение о взаимодействии пограничных войск государств-участников Содружества Независимых Государств при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах от 17 мая 1996 года // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 3(23). С. 54.
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Российская газета», N 7, 21.01.2009.
- Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О военном положении» // «Российская газета», N 21, 02.02.2002
- Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении» // «Российская газета», N 105, 02.06.2001
- Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // «Российская газета», N 247, 20.12.2001
- Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации» // «Российская газета», N 137-д, 30.06.2004
- Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // «Российская газета», N 43-44, 04.03.1997.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.
- Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «О выборах Президента Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 8-9, 16.01.2003
- Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета», N 108, 24.05.2005.
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Российская газета», N 153-154, 10.08.2001
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об общественных объединениях» // «Российская газета», N 100, 25.05.1995.
- Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Российская газета», N 106, 15.06.2002
- Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 23.07.2011) «О политических партиях» // «Российская газета», N 133, 14.07.2001.
- Федеральный закон от 23.06.1995 N 93-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» // «Российская газета», N 125, 30.06.1995.
- Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ (ред. от 17.10.2011) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета», N 152, 08.08.2000.
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» // «Российская газета», N 138-139, 30.07.2002.
- Федеральный закон от 5.12.2006 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5303.
- Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 03.12.2011) «О статусе судей в Российской Федерации» // «Российская газета», N 170, 29.07.1992
- Указ Президента РФ от 11.10.1993 N 1626 (ред. от 10.01.2003) «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российские вести», N 204, 21.10.1993.
- Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 18.10.2011) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Ведомости ФС РФ», 21.02.1998, N 6, ст. 277
- Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 25.11.2011) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // «Парламентская газета», N 35 - 36, 19.02.2002
- Приказ Минюста РФ от 31.03.2009 N 94 «Об утверждении образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2009 N 13993) // «Российская газета», N 99, 03.06.2009
- Конституция Греческой республики от 11 июня 1975 г. // http://www.khanukaev.com/ru/Article/61.aspx
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» // «Российская газета», N 214, 13.11.2009
- Судебная практика
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 3-П от 12 февраля 1993 г. «О проверке конституционности Указа Президента РФ от 28 октября 1992 г. N 1308 «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ». 1994. N 1.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 2, 1999
- Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия» // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 491
- Постановление Конституционного суда РФ от 16 июля 2007 г. №11-П. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального Закона «О политических партиях» в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия – Российская партия коммунистов» // Вестник Конституционного суда РФ. 2007. №6.
- Амиантов А.А. Конституционные принципы парламентаризма // «Конституционное и муниципальное право», 2007, N 18. С. 83.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2006. – С.245
- Барабашев А.Г. Парламент и Правительство в Российской Федерации // Конституционный строй России. Выпуск второй. Вопросы парламентского права. М., 1995. С. 83.
- Бархатова Е.Ю. «Комментарий к Конституции Российской Федерации» (постатейный) // «Проспект», 2010. С. 37.
- Борзунова О.А., Зенков В.Н., Шкатулла В.И. Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях» (постатейный) / под ред. В.И. Шкатуллы. М.: Юстицинформ, 2009. С.53.
- Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: Курс лекций / под ред. О.Н. Булакова. М.: Юстицинформ, 2007. С.138.
- Большой энциклопедический словарь. М., 1997. С. 880.
- Витрук Н.В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. N 10. С. 119
- Гаджимагомедов Г.А., Ивлиев Г.П. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. М.: Норма, 2008. С. 37.
- Гранкин И.В. Законодательные органы: перспективы развития. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2007. С. 41.
- Гранкин И.В. Особенности становления парламентаризма в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 12. С. 16
- Григорьев В.В. «Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (постатейный) //Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010
- Елинский А. Акты органов государственной власти, затрагивающие уголовно-правовую сферу, как предмет проверки Конституционного Суда Российской Федерации в связи с жалобами граждан и запросами судов // Уголовное право. 2011. N 3. С. 127
- Женетль С.З. Особенности регистрации некоммерческих организаций // «Предпринимательское право». 2009. N 4. С. 17.
- Иванченко А.В., Любарев А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 94.
- Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2008. С. 75, 76.
- Клейменов Я.С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. N 6. С. 69.
- Ковалев О.И. Регламент Государственной Думы как нормативно-правовая основа деяте