Политические партии и парламентаризм в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать действующее (а так же ранее принятое) российское и зарубежное законодательство о политических партиях, рассмотреть теоретическую и прикладную сущность парламентаризма.
Задачи исследования:
Изучить понятие и функции политических партий;
Рассмотреть генезис нормативного регулирования законодательства о политических партиях в России и за рубежом;
Проанализировать правовое регулирование создания, приостановления деятельности и ликвидации политической партии;
Рассмотреть понятие, сущность и принципы парламентаризма;
Изучить конституционно-правовую характеристику Федерального собрания

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Центральная избирательная  комиссия действует на постоянной основе. Срок полномочий ЦИК - четыре года. Она  состоит из 15 членов: пятеро назначаются  Государственной Думой (гл. 24 Регламента ГД) из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также депутатскими объединениями в Государственной Думе; пятеро - Советом Федерации (гл. 27 Регламента СФ) из кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; остальные пять членов назначаются Президентом РФ.

Следующий вопрос, относящийся  к компетенции Государственной  Думы, - объявление амнистии (ст. 181, 182 Регламента). Амнистия - это акт высшего органа государственной власти, предусматривающий  полное или частичное освобождение от уголовной ответственности или наказания и направленный на неопределенный круг лиц55. Объявляет амнистию в соответствии с ч. 1 ст. 103 Конституции Государственная Дума путем принятия постановления о ее объявлении и о порядке ее применения.

Следующий аспект компетенции Государственной Думы - рассмотрение внешнеполитических вопросов, которые палата может рассматривать как по собственной инициативе, так и в связи с обращением Президента страны либо по докладам и сообщениям Правительства и комитетов палаты (ст. 186 - 188 Регламента).

При работе над проектом федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении  действия международного договора Российской Федерации Совет Государственной  Думы, исходя из содержания международного договора, определяет ответственный комитет, куда и направляются на заключение все необходимые документы.

Ответственный комитет  по данному вопросу может проводить  парламентские слушания.

Подготовленное заключение должно содержать рекомендации по ратификации  или против ратификации международного договора, предложения о необходимости сопроводить ратификацию, прекращение или приостановление действия международного договора.

Кроме заключения, для  обсуждения в палате ответственный  комитет представляет Государственной  Думе проект федерального закона о ратификации, прекращении или приостановлении действия международного договора и другие необходимые сопроводительные материалы. В обязательном порядке представляются заключения Комитета Государственной Думы по международным делам и (или) Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками.

Анализируя компетенцию  Государственной Думы, следует признать, что контрольные функции российского  парламента, в сравнении с парламентами других государств, ограничены. Так, в конституциях многих стран широко представлена такая функция, как парламентское расследование и возбуждение судебного преследования; предусматривается, что только парламент имеет право приостановить уголовное преследование56. Парламентская деятельность в этом случае не подменяет работу следственных и судебных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, при написании  данной курсовой работы были рассмотрены  достаточно важные вопросы, связанные  с законодательной регламентацией деятельности политических партий и аспектов теоретического осмысления, а равно и практического применения концепции парламентаризма в осовремененном обществе.

В начале были определено понятие политической партии, названы  наиболее важные сущностные характеристики, позволяющие выявить отличия от иных общественных объединений. Это обусловлено как давлением партии власти, так и стремлением упорядочить общественно-политическую жизнь страны, впавшую в неопределённость после падения советского Союза.

Далее рассматривался вопрос о правовых аспектах создания политических партий. Были выявлены множество спорных моментов, среди которых, пожалуй, самый известный – минимальная численность членов. Второй блок курсовой работы был отдан на рассмотрение парламентаризма в самом широком его проявлении, с учётом анализа действующего законодательства, прежде всего, регулирующего положение Федерального собрания РФ.

Теоретические аспекты  выявили инвариантность понимания  термина, его различия, в зависимости  от эпохи и конкретного региона. Гораздо большее значение было отведено характеристике Федерального собрания, при чём, как в сравнительном анализе с другими государственными органами, так и в детальной проработке сферы его компетенции с учётом отраслевых законов, положений и регламентов палат.

В заключении хотелось бы сказать, что не смотря сложность, противоречивость общественной жизни в России, ошибки государственного строительства, наша страна, путь медленно, но поступательно движется на пути демократического развития и прошедшие акции протеста лишь подтверждение желания людей реализовать на практике записанные в законах свои права и обязанности.

 

Список источников и  литературы

  1. Нормативные акты
  2. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994
  3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // «Бюллетень международных договоров», N 3, 2001
  4. Соглашение о взаимодействии пограничных войск государств-участников Содружества Независимых Государств при возникновении кризисных ситуаций на внешних границах от 17 мая 1996 года // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 3(23). С. 54.
  5. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Российская газета», N 7, 21.01.2009.
  6. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О военном положении» // «Российская газета», N 21, 02.02.2002
  7. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении» // «Российская газета», N 105, 02.06.2001
  8. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // «Российская газета», N 247, 20.12.2001
  9.   Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации» // «Российская газета», N 137-д, 30.06.2004
  10. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // «Российская газета», N 43-44, 04.03.1997.
  11. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // «Российская газета», N 238-239, 08.12.1994.
  12. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «О выборах Президента Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 8-9, 16.01.2003
  13. Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета», N 108, 24.05.2005.
  14. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Российская газета», N 153-154, 10.08.2001
  15. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «Об общественных объединениях» // «Российская газета», N 100, 25.05.1995.
  16. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Российская газета», N 106, 15.06.2002
  17. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 23.07.2011) «О политических партиях» // «Российская газета», N 133, 14.07.2001.
  18. Федеральный закон от 23.06.1995 N 93-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» // «Российская газета», N 125, 30.06.1995.
  19. Федеральный закон от 05.08.2000 N 113-ФЗ (ред. от 17.10.2011) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российская газета», N 152, 08.08.2000.
  20. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» // «Российская газета», N 138-139, 30.07.2002.
  21. Федеральный закон от 5.12.2006 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5303.
  22. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 03.12.2011) «О статусе судей в Российской Федерации» // «Российская газета», N 170, 29.07.1992
  23. Указ Президента РФ от 11.10.1993 N 1626 (ред. от 10.01.2003) «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // «Российские вести», N 204, 21.10.1993.
  24. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 18.10.2011) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Ведомости ФС РФ», 21.02.1998, N 6, ст. 277
  25. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 25.11.2011) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // «Парламентская газета», N 35 - 36, 19.02.2002
  26. Приказ Минюста РФ от 31.03.2009 N 94 «Об утверждении образцов документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации (его территориальный орган) для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2009 N 13993) // «Российская газета», N 99, 03.06.2009
  27. Конституция Греческой республики от 11 июня 1975 г. // http://www.khanukaev.com/ru/Article/61.aspx
  28. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.11.2009 «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» // «Российская газета», N 214, 13.11.2009

 

 

 

 

  1. Судебная практика
  2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 3-П от 12 февраля 1993 г. «О проверке конституционности Указа Президента РФ от 28 октября 1992 г. N 1308 «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ». 1994. N 1.
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.1998 N 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда РФ», N 2, 1999
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 47 Федерального закона «О политических партиях» в связи с жалобой общественно-политической организации «Балтийская республиканская партия» // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 491
  5. Постановление Конституционного суда РФ от 16 июля 2007 г. №11-П. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального Закона «О политических партиях» в связи с жалобой политической партии «Российская коммунистическая рабочая партия – Российская партия коммунистов» // Вестник Конституционного суда РФ. 2007. №6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1.       Литература
  1. Амиантов А.А. Конституционные принципы парламентаризма // «Конституционное и муниципальное право», 2007, N 18. С. 83.
  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2006. – С.245
  2. Барабашев А.Г. Парламент и Правительство в Российской Федерации // Конституционный строй России. Выпуск второй. Вопросы парламентского права. М., 1995. С. 83.
  3. Бархатова Е.Ю. «Комментарий к Конституции Российской Федерации» (постатейный) // «Проспект», 2010. С. 37.
  4. Борзунова О.А., Зенков В.Н., Шкатулла В.И. Комментарий к Федеральному закону «Об общественных объединениях» (постатейный) / под ред. В.И. Шкатуллы. М.: Юстицинформ, 2009. С.53.
  5. Булаков О.Н., Рязанцев И.Н. Парламентское право России: Курс лекций / под ред. О.Н. Булакова. М.: Юстицинформ, 2007. С.138.
  6. Большой энциклопедический словарь. М., 1997. С. 880.
  7. Витрук Н.В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. N 10. С. 119
  8. Гаджимагомедов Г.А., Ивлиев Г.П. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности. М.: Норма, 2008. С. 37.
  9. Гранкин И.В. Законодательные органы: перспективы развития. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2007. С. 41.
  10. Гранкин И.В. Особенности становления парламентаризма в субъектах Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 12. С. 16
  11. Григорьев В.В. «Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (постатейный) //Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010
  12. Елинский А. Акты органов государственной власти, затрагивающие уголовно-правовую сферу, как предмет проверки Конституционного Суда Российской Федерации в связи с жалобами граждан и запросами судов // Уголовное право. 2011. N 3. С. 127
  13. Женетль С.З. Особенности регистрации некоммерческих организаций // «Предпринимательское право». 2009. N 4. С. 17.
  14. Иванченко А.В., Любарев А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 94.
  15. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М., 2008. С. 75, 76.
  16. Клейменов Я.С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. N 6. С. 69.
  17. Ковалев О.И. Регламент Государственной Думы как нормативно-правовая основа деяте

Информация о работе Политические партии и парламентаризм в РФ