Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:21, курсовая работа
Цель работы: изучение сущности института помилования в РФ.
Для достижения цели в были поставлены и реализованы следующие задачи:
- анализ юридической природы института помилования в Российской Федерации;
- раскрытие нормативных организационных основ применения помилования;
- выработка нормативного и доктринального определения помилования;
- анализ основных видов и подвидов помилования, закрепленных уголовным законодательством.
Введение 2
ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1 Общая характеристика и юридическая природа института помилования 4
1.2 История института помилования 10
Глава 2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПОМИЛОВАНИЯ 16
2.1 Помилование как конституционно-правовой институт 16
2.2 Проблемы правового регулирования помилования в нормах уголовного законодательства 22
Заключение 35
Список литературы: 37
Законодательство первой половины XIX в. предусматривало, что помилование и прощение виновных непосредственно исходило от верховной самодержавной власти и могло быть лишь действием монаршего милосердия и ни в каком случае не зависело от суда (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.)23. Проявление милосердия определялось высочайшим указом, предусматривающим смягчение участи виновного или полное прощение. Действие указа имело индивидуальный характер и было направлено на отмену конкретного наказания. При этом взыскания за причиненный вред или убыток не отменялись и подлежали возмещению виновным пострадавшему.
В результате судебной реформы на рубеже XIX - XX вв. Уставом уголовного судопроизводства 1864 г.24 впервые закреплена процедура помилования осужденных. В чрезвычайных случаях предусматривалось ходатайствовать судом перед императорским величеством через министра юстиции о помиловании подсудимого, вовлеченного в преступление несчастным для него стечением обстоятельств. По окончательным приговорам допускались со стороны осужденных просьбы о помиловании или смягчении наказания. Подача просьбы предусматривалась в судебную палату и с ее заключением представлялась через министра юстиции на высшее усмотрение. Исполнение приговора в случае подачи прошения о помиловании приостанавливалось до принятия высочайшего решения25. Тем самым законодательство предусматривало право ходатайствовать о помиловании подсудимых по неумышленным преступлениям и осужденных. Субъектами права и участниками процедуры помилования были определены: подсудимый, осужденный, судебные органы, министр юстиции и император. В этот период в теории русского права было выработано понятие помилования, определены субъекты и форма применения акта помилования.
Таким образом,
в дореволюционной правовой традиции
России утвердилось право помилования
(т.е. смягчения или полного
Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. не предоставил суду права применять помилование, но суд был вправе ходатайствовать о помиловании перед Президиумом ВЦИК. В Конституции СССР 1923 г. право помилования в отношении граждан, осужденных судебными органами союзных республик, было закреплено за ЦИК этих республик (ст. 69 Конституции). Конституция СССР 1936 г. утвердила право помилования осужденных за Президиумом Верховного Совета СССР (п. "к" ст. 49 Конституции), а помилования осужденных судебными органами союзной республики - за Верховным Советом союзной республики (п. "г" ст. 57 Конституции). Конституция СССР 1977 г. утвердила право осуществлять помилование осужденных за Президиумом Верховного Совета СССР (п. 11 ст. 121 Конституции).
Ни одна из Конституций советского периода не предусматривала права для осужденного просить о помиловании, однако издание акта о помиловании осуществлялось коллегиальным, постоянно действующим высшим органом государственной власти. Следует отметить, что вопрос о видах смягчения положения осужденного не был регламентирован в законе. Считалось, что Президиум Верховного Совета СССР и Верховные Советы союзных республик вправе принять любое решение, смягчающее положение осужденного либо лица, обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления. На практике хотя и редко, но встречались случаи помилования путем освобождения от уголовной ответственности. Актом помилования довольно часто применялась замена реального наказания условным. Поскольку закон не регламентировал помилование, это нельзя было считать незаконным26.
Большое значение в развитии института помилования имело Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1980 г. "О порядке осуществления помилования и рассмотрения в Президиуме Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик ходатайств о помиловании", а также новая редакция Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 ноября 1980 г. "О порядке рассмотрения в Президиуме Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики ходатайств о помиловании". В названных Постановлениях указывалось, что при рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание характер и степень общественной опасности преступления, личность осужденного, его отношение к труду, срок отбытого наказания, мнение администрации исправительного учреждения и другие обстоятельства.
В результате преобразований государственного устройства России в 90-е годы существенно изменилась модель института помилования. Претворяя идеи демократизации, в 1992 г. была образована комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации. Она состояла из представителей общественности и готовила заключения о целесообразности применения акта помилования. Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила права и свободы человека высшей ценностью. В связи с этим институт помилования сформировался как совокупность правовых норм. В Конституции Российской Федерации 1993 г. предусмотрено, что: каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания; помилование находится в ведении Российской Федерации; помилование осуществляет Президент Российской Федерации (ст. ст. 50, 71, 89 Конституции). В Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах Российской Федерации уточняются конституционные нормы, основания и порядок освобождения от отбывания наказания в связи с помилованием. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Существенным
достижением в сфере
Таким образом,
в рамках проведенного анализа историю
формирования правового института
помилования можно
Развитие института помилования происходило:
1) по пути
расширения круга лиц, на
2) по пути
смены субъекта помилования:
3) по пути
законодательного закрепления
В современном
законодательстве России "право
на помилование" сформировалось как
комплексный публично-правовой институт,
предоставляющий право каждому
осужденному просить о
В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Помилование с
позиций системы права
Конституционно-правовая принадлежность помилования не исключает его связь с уголовным и другими отраслями права. Конституционное право содержит исходные предпосылки уголовно-правового и иного отраслевого регулирования, используя метод общего нормирования. Следует в то же время учитывать, что связь помилования с уголовным или уголовным процессуальным правом весьма относительная, поскольку помилование как таковое лежит за пределами уголовного права и уголовного процесса, реализуется вне судебного преследования.
В субъективном отношении
помилование представляет собой
полномочие главы государства, с
которым корреспондирует
В то же время помилование как акт гуманизма и милосердия основывается на всемерном учете обстоятельств, характеризующих личность осужденного и материалы уголовного дела, осуществляемого в процессе реализации помилования. Политика помилования в России характеризуется определенной тенденциозностью, свидетельствующей о ее масштабах и направленности, формулирующей общую политику государства в области помилования, которая, как и всякая другая государственная политика, определяется главой государства, исходя из Конституции и законов.
Решение о помиловании не является произвольным, оно должно основываться на соображениях государственной пользы, юридической справедливости, учете прав и законных интересов третьих лиц, пострадавших от совершения преступления. Решение Президента о помиловании должно быть сбалансированным, основываться на учете всех юридических интересов, сопряженных с данным делом. Акт помилования не должен освобождать от возмещения вреда частным лицам, причиненного преступлением. Помилование, таким образом, носит избирательный характер, основывается на определенных преференциях главы государства, которые он предоставляет, руководствуясь назначением своей функции по защите прав и свобод человека и гражданина, собственным государственным чувством сострадания.
Помилование как государственная деятельность, во всяком случае, не может быть чрезмерным, должно соответствовать своей природе как крайней мере государственного прощения.
Помилование как конституционное полномочие главы государства лежит в конституционно-правовой плоскости, вытекает из конституционного статуса главы государства, конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма и справедливости. Помилование представляет собой конституционно-правовой институт, определяющий содержание и реализацию конституционного полномочия Президента Российской Федерации, состоящего в освобождении от уголовного наказания или его смягчении как проявлении конституционного принципа гуманизма и государственного прощения. Связь помилования с уголовным и судебным правом является относительной, помилование осуществляется вне правосудия и посредством конституционно-правовых процессуальных институтов, таких, как комиссии по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), специализированные службы Администрации главы государства.
Существующий механизм помилования включает ряд последовательных процессуальных стадий, содержащих действия органов и должностных лиц по реализации конституционного права каждого осужденного просить о помиловании. Эти действия имеют фиксированные сроки и свой состав субъектов, наделенных определенными полномочиями. Решению главы государства о помиловании (отклонении ходатайства о помиловании) предшествует сложная и ответственная деятельность множества субъектов, среди которых выделяются комиссии по вопросам помилования на территории субъектов РФ, несущие основное бремя идентификации лиц, достойных помилования.
В то же время позиция инстанций, участвующих в механизме помилования, в том числе комиссий по вопросам помилования и глав субъектов Федерации, является только промежуточной и рекомендательной, они обладают лишь совещательным статусом, не препятствующим принятию главой государства произвольного решения. В своем праве помилования Президент не связан существующей процедурой помилования, предполагающей выработку только рекомендательной позиции, которой глава государства в высших интересах может пренебречь.
Право президентского помилования является полным и завершенным. Конституция не связывает помилование как полномочие главы государства обязательным ходатайством о нем. Из этого следует, что Президент Российской Федерации вправе осуществить акт помилования независимо от просьбы осужденного, Президент РФ может помиловать лицо, не обратившееся к нему за помилованием. Просьба о помиловании осужденного, таким образом, выступает факультативным основанием помилования.