Помилование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение сущности института помилования в РФ.
Для достижения цели в были поставлены и реализованы следующие задачи:
- анализ юридической природы института помилования в Российской Федерации;
- раскрытие нормативных организационных основ применения помилования;
- выработка нормативного и доктринального определения помилования;
- анализ основных видов и подвидов помилования, закрепленных уголовным законодательством.

Содержание

Введение 2
ПОМИЛОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.1 Общая характеристика и юридическая природа института помилования 4
1.2 История института помилования 10
Глава 2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПОМИЛОВАНИЯ 16
2.1 Помилование как конституционно-правовой институт 16
2.2 Проблемы правового регулирования помилования в нормах уголовного законодательства 22
Заключение 35
Список литературы: 37

Вложенные файлы: 1 файл

Помилование.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Законодатель  не устанавливает срок, который необходимо отбыть для применения помилования. Как нам представляется, применение данного подвида помилования возможно даже по истечении, например, одного дня лишения свободы, содержания в дисциплинарной части, ареста, ограничения свободы и т.д. Вместе с тем следует иметь в виду, что возможно освобождение от дальнейшего отбывания наказания вследствие помилования и в день вступления приговора в законную силу. Именно этот факт имел место при помиловании Президентом РФ гражданина США Э. Поупа. Дело в том, что привлеченный к уголовной ответственности за шпионаж Э. Поуп содержался до приговора суда под стражей, и в соответствии с ч. 3 ст. 72 УК РФ данное время засчитывается в срок наказания в виде лишения свободы.

Весьма интересно  исследование такого подвида помилования, предусмотренного ч. 2 ст. 85 УК РФ, как  сокращение назначенного наказания.

Данный подвид помилования среди других, закрепленных в ст. 85 УК РФ, является преобладающим. Так, согласно официальным данным за 2002 год территориальные комиссии по вопросам помилования представили  Президенту РФ материалы по ходатайствам 6926 осужденных, из них Президенту РФ рекомендовано отклонить 5476 (79,1%), применить помилование к 1450 осужденным (20,9%). При этом из этого числа рекомендовано 445 осужденных освободить от наказания (30,7%), 884 осужденным сократить срок отбывания наказания (54,1%), к остальным 221 осужденному применить иные подвиды помилования (15,2%)31. Таким образом, более половины ходатайств осужденных, представляемых для рассмотрения Президенту Российской Федерации, содержит рекомендацию сокращения наказания. Однако следует сразу отметить, что эта рекомендация касается лишь срока наказания и в основном такого наказания, как лишение свободы.

Сокращение  наказания как подвид помилования  примечательно уже тем, что в  нормах УК РФ данный термин встречается  еще один раз - в ст. 84, где раскрываются понятие и содержание амнистии.

На наш взгляд, термин "сокращение назначенного наказания" необходимо трактовать в более широком  смысле слова, чем это придается  ему практикой помилования. Это, во-первых, сокращение срока назначенного наказания в тех наказаниях, которые имеют продолжительность во времени (ранее мы их уже перечисляли).

Такое сокращение может применяться в различных  комбинациях: одна вторая или одна треть  от назначенного или неотбытого наказания, один, два, три года и т.д. Никто не запрещает Президенту Российской Федерации при помиловании сократить срок наказания до пределов отбытого и фактически освободить осужденного от наказания. Видимо, это еще одна причина, по которой многие авторы связывают помилование с досрочным освобождением от отбывания наказания. Это действительно так, но только этим уголовно-правовое значение помилования не исчерпывается.

Во-вторых, сокращение назначенного наказания в порядке  помилования включает в себя и  возможность, например, уменьшения карательного объема самого наказания, например размера штрафа. Если до последних лет сокращение размера штрафа в порядке помилования было не столь актуальным, то после реформы уголовного законодательства, имевшей место в декабре 2003 года, размер штрафа увеличился: в настоящее время штраф устанавливается в размере от 2500 рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет (ч. 2 ст. 46 УК РФ). Вполне возможна ситуация, когда осужденный не сможет выплатить штраф в полном размере и будет ходатайствовать перед Президентом Российской Федерации о помиловании.

В-третьих, на наш  взгляд, в рамках данного подвида  помилования Президент Российской Федерации может освободить от отдельных  карательных правоограничений наказания либо существенно смягчить их. Например, уменьшить процент удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ (ст. 50 УК РФ) или ограничения по воинской службе (ст. 51 УК РФ). В порядке применения помилования Президент Российской Федерации может сократить и дополнительное наказание. Если лицо осуждено к лишению воинского звания и государственных наград, то Президент Российской Федерации вправе освободить осужденного от лишения государственных наград, возможно, даже в какой-то части. Например, возвратить награды, полученные в результате боевых действий. Еще раз обратим внимание, что перечисленные выше способы сокращения наказания в результате осуществления Президентом Российской Федерации своей конституционной функции помилования, как нам представляется, предусмотрены ст. 85 УК РФ и не требуют какого-либо дополнительного закрепления в законодательстве.

Еще одним подвидом помилования, предусмотренным ч. 2 ст. 85 УК РФ, является замена наказания  более мягким видом наказания.

В отличие от замены судом неотбытой части  наказания более мягким наказанием, возможной лишь в отношении лиц, отбывающих ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части  или лишение свободы (ч. 1 ст. 80 УК РФ), Президент в порядке помилования, как нам представляется, может заменить любой вид наказания. Конечно, для этого необходимо, чтобы в перечне наказаний, предусмотренном в ст. 44 УК РФ, имелось наказание, которое является более мягким по отношению к отбываемому осужденным в момент рассмотрения его ходатайства о помиловании. При этом следует учитывать, что существует юридически закрепленная градация тяжести наказания (ст. 44 УК РФ), а есть фактические условия отбывания того или иного вида наказания. Поэтому замена лишения свободы ограничением свободы либо обязательных работ штрафом не всегда может быть воспринята осужденным как смягчение его участи, тем более как помилование. Видимо, поэтому данный подвид помилования практически не встречается в деятельности комиссий по вопросам помилования и Президента Российской Федерации.

Следующим подвидом помилования является снятие судимости  с лица, отбывшего наказание. Этот подвид применяется в тех случаях, когда в результате осуждения  и отбывания наказания у лица появляется судимость. При этом следует учитывать то, что у части осужденных судимость вообще не возникает, и поэтому они не могут "рассчитывать" на помилование Президента Российской Федерации. Речь идет о лицах, освобожденных от наказания (ч. 2 ст. 86 УК РФ). Это такие случаи, как освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК РФ), истечение сроков давности уголовного преследования (ст. 78 УК РФ, ч. 8 ст. 302 УПК РФ), издание акта амнистии (ст. 84 УК РФ, ч. 8 ст. 302 УПК РФ).

Самостоятельным видом является помилование осужденных к смертной казни (ст. 59 УК РФ). Можно предположить, что данный вид помилования является частным случаем помилования в виде замены наказания более мягким, предусмотренным ч. 2 ст. 85 УК РФ. И, действительно, смертная казнь как исключительная мера наказания заменяется более мягкими видами наказания. Однако, как нам представляется, помилование осужденных к смертной казни является самостоятельным видом помилования, выражающимся в двух подвидах - замена смертной казни пожизненным лишением свободы и замена смертной казни 25 годами лишения свободы.

У рассматриваемых  видов помилования довольно много  различий. Во-первых, если при осуществлении  помилования в виде замены наказания  более мягким на основании ч. 2 ст. 85 УК РФ Президент может выбирать вид и меру более мягкого наказания, то в данном случае закон предписывает выбрать уже определенные в ст. 59 УК РФ вид более мягкого наказания и его конкретный срок.

Во-вторых, как  это будет проанализировано далее  подробно, у этих видов помилования  различный порядок осуществления, и самое главное - основания применения помилования.

В-третьих, если помилование в виде замены наказания  более мягким может применяться  Президентом Российской Федерации  после вступления приговора в  законную силу во время исполнения назначенного наказания, то помилование осужденных к смертной казни бесспорно осуществляется до начала исполнения наказания.

По отношению  к проблеме помилования лиц, осужденных к смертной казни, существуют различные  позиции. Большинство населения (согласно аналитическим опросам - до 80%) против отмены смертной казни и против помилования осужденных к смертной казни. Известные ученые предупреждают, что массовое применение помилования этих лиц является не проявлением милосердия и снисходительности, а способом воспрепятствовать исполнению правосудных, вступивших в законную силу приговоров32. Такое отношение к помилованию осужденных к смертной казни в принципе объяснимо, если мы посмотрим, за какие преступления были осуждены эти лица. Наглядно это прослеживается в материалах специальной переписи осужденных (ноябрь 1999 года), впервые включившей в себя характеристику лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, и лиц, которым смертная казнь в порядке помилования была заменена лишением свободы33.

В связи с  вступлением в 1996 году в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство отменить смертную казнь и исключить ее из системы наказаний. Во исполнение этого обязательства на основании распоряжения Президента Российской Федерации от 27 февраля 1997 г. N 53-рп Министр иностранных дел Российской Федерации подписал Протокол N 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод о запрете применения смертной казни. Однако до настоящего времени Протокол не ратифицирован. Выполнение данного Протокола обеспечивалось сначала объявленным Президентом Российской Федерации мораторием на исполнение смертной казни и подписанием актов помилования осужденных к исключительной мере наказания, а со 2 февраля 1999 года - решением Конституционного Суда Российской Федерации, который констатировал, что поскольку не во всех регионах Российской Федерации созданы суды присяжных, то невозможно обеспечить равные права всех обвиняемых в преступлениях, за которые закон предусматривает возможность назначения смертной казни, на рассмотрение дела с участием присяжных. Исходя из этого, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что впредь до создания судов присяжных во всех субъектах Российской Федерации смертная казнь не может назначаться ни одним судом Российской Федерации.

Институт присяжных к настоящему времени введен во всех субъектах Российской Федерации, кроме Чеченской Республики, где он должен быть образован в 2007 году. По истечении этого периода времени и введения суда присяжных заседателей в Чеченской Республике, если не будет ратифицирован Протокол N 6, суды будут вправе вновь назначать смертную казнь в качестве меры наказания. Вновь появится дилемма между выполнением российского законодательства и необходимостью выполнения условий вступления России в Совет Европы. Как нам представляется, решение ее будет аналогичным 1997 - 1998 годам, а именно путем издания актов помилования осужденных к смертной казни. Хотя общественное мнение, особенно после особо тяжких, резонансных преступлений, вновь будет тяготеть к отказу от помилования и реальному исполнению смертной казни.

Существуют  еще две уголовно-правовые проблемы помилования. Речь идет о возможности  повторного помилования осужденного, а также о введении условного  помилования.

В юридической  науке имеется позиция о том, что необходимо восстановить условное помилование.

До введения Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года этот вид помилования применялся довольно часто. После изменения  законодательства, регламентировавшего  в ст. 85 УК РФ виды помилования осужденных, такая замена лежит вне рамок компетенции Президента Российской Федерации.

Самостоятельной и сложной является проблема применения помилования к лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы. В  настоящее время согласно ч. 1 ст. 57 УК РФ пожизненное лишение свободы  устанавливается только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь.

Согласно ст. 85 УК РФ применение помилования к  лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы, ничем не ограничено. Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть актом помилования освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания.

Необходимо  отметить, что еще ни одно лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, не было помиловано Президентом Российской Федерации. Проблема применения помилования  к лицам, отбывающим пожизненное  лишение свободы, была поставлена на Всероссийском совещании председателей комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации, проходившем в Нижнем Новгороде в октябре 2003 года. Мнения специалистов по возможности применения помилования к указанной категории осужденных разделились, но не столь полярно, как по другим вопросам. Разделились и мнения опрошенных нами экспертов.

Так, 44,6% опрошенных экспертов считают целесообразным в законодательном порядке установить срок, по истечении которого осужденный к пожизненному лишению свободы вправе направить ходатайство о помиловании. При этом назывались сроки от 15 до 40 лет. Каждый пятый эксперт (20,7%) считает целесообразным, не изменяя уголовное законодательство, выработать в комиссиях по помилованию единые критерии применения помилования осужденных к пожизненному лишению свободы. При этом указанные критерии должны быть обязательны для комиссий по вопросам помилования и должностных лиц.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уголовное законодательство предусматривает довольно широкий спектр видов помилования, которые может применять Президент Российской Федерации. Президенту Российской Федерации законом предоставлено право освобождения от основного и дополнительного наказаний, сокращения срока назначенного наказания, а также освобождения осужденного от каких-либо отдельных карательных элементов наказания. Уголовный закон не запрещает применение повторного помилования одного и того же осужденного.

В то же время  необходимо совершенствование норм УК РФ с целью введения условного помилования, за исключением помилования лиц, осужденных к смертной казни.

Информация о работе Помилование в РФ