Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России
1.1 Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
1.2 Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
Глава 2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ОРД.docx

— 54.87 Кб (Скачать файл)

Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной  деятельности

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной  деятельности в России

1.1 Понятия и основания осуществления  оперативно-розыскной деятельности  в России

1.2 Нормативное регулирование оперативно-розыскной  деятельности в России

Глава 2. Принципы осуществления оперативно-розыскной  деятельности в России

2.1 Конституционные принципы осуществления  оперативно-розыскной деятельности  в России

2.2 Специальные принципы осуществления  оперативно-розыскной деятельности  в России

Заключение

Список нормативных актов и  литературы

Введение

 

Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Упорядочение общественных отношений  в сфере оперативно-розыскной  деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе  и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в Федеральный  закон «Об оперативно-розыскной  деятельности» и другие законодательные  акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений  должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД предполагают осмысление этой деятельности и толкование норм Закона об ОРД  во взаимосвязи с положениями  Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью.

Научная разработанность: разработкой рассматриваемых нами вопросов занимались Китрова Е.В., Кузьмин В.А., Доля Е.А., Григорьева Л.Г., Крапива И.И., Вайпан В.А.

Объект: исследуемые правоотношения, возникающие в сфере деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных  органов, уполномоченных законодательством (в пределах их полномочий посредством  проведения оперативно-розыскных мероприятий  в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Предмет: исследуемая совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.

Цель курсовой работы: исследование оперативно - розыскной деятельности как вида деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов

Задачи курсовой работы:

Раскрыть понятия и основания  осуществления оперативно-розыскной  деятельности в России

Охарактеризовать нормативное  регулирование оперативно-розыскной  деятельности в России

Описать конституционные и специальные  принципы осуществления оперативно-розыскной  деятельности в России

Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения  курсовой работы

1. Оперативно-розыскная деятельность  является разновидностью государственной  правоохранительной деятельности

2. Содержанием оперативно-розыскной  деятельности является проведение  оперативно-розыскных мероприятий.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

1.1 Понятия и основания  осуществления оперативно-розыскной  деятельности в России

 

Согласно настоящему Федеральному закону оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) является одной из форм правоохранительной деятельности, наравне  с такими видами как следственная, судебная и т.д. ОРД проводится как  гласно, так и негласно. Она имеет  исключительно государственный  характер и направлена на добывание  информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Такое направление деятельности строго определено и санкционировано государством.

Становление оперативно-розыскной  деятельности корнями уходят в далеко прошлое. Тогда же были созданы и  методы ее ведения. Законодательное  определение такой деятельности появилось намного позже. В 1958 году впервые в отечественном праве  был употреблен термин «оперативно-розыскные  меры». Применен он в ст. 29 Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных  республик и продублирован в  УПК всех республик. Более детально ОРД прописана в постановлениях ЦК КПСС и закрытых нормативных актах  советского правительства и правоохранительных органов. Вместе с тем, законодательного регулирования ОРД не было. Сотрудники оперативно-розыскных подразделений  правоохранительных органов, по-существу исполняли свои полномочия по раскрытию и расследованию преступлений практически нелегально, зачастую вступали в конфликт с законом и несли наказание в дисциплинарном, а то и в уголовном порядке. Более того, ход и результаты осуществления оперативно-розыскных мероприятий не могли быть использованы в доказательственном плане в ходе следствия и суда.

В истории современной России ОРД  получила не только правовую, но и социальную и политическую оценку. Произошло  это 13 марта 1992 г., когда Верховный  Совет РСФСР принял Закон «Об  оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Время не стоит на месте и вскоре, 12 августа 1995 г., был принят Федеральный закон  Российской Федерации «Об оперативно-розыскной  деятельности», в который включен  ряд новелл, не нашедших отражения  в предыдущем документе.

Подобная деятельность строго подконтрольна, направлена на защиту интересов государства  и граждан, осуществляется в порядке  и пределах, уставленных законом, специфическими средствами и методами, т.е. проводятся оперативно-розыскные мероприятия ОРД можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела, при проведении мероприятий не требуется соблюдения определенных формальностей как при следственной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность эффективна при пресечении деяний, направленных на подрыв основ конституционного строя и безопасности государства, разобщении организованных преступных группировок и т.д.

Тайные и замаскированные, тщательно  продуманные действия преступников требуют применения соответствующих  методов получения сведений о  лицах и фактах, необходимых для  выяснения обстоятельств преступления. Вот поэтому отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер. Это определяет конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, в том числе и технических.

В том случае, когда содержание, цели оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ) и ее участники не скрываются от окружающих, оперативно-розыскная  деятельность является гласной. Соблюдение скрытности ОРМ от субъектов, против которых они проводятся, а также  тех, кто в них не участвует, в  том числе от сотрудников оперативно-розыскных  органов (далее - ОРО), подразумевает  негласную оперативно-розыскную  деятельность. Такой вид ОРД при  сложных преступлениях позволяет  обеспечить результативность, безопасность участников ОРМ, предотвратить и  нейтрализовать возможное противодействие  со стороны преступников. Гласный  и негласный вариант работы определяется при выборе цели ОРД.

Законодатель четко установил  круг уполномоченных органов, которые  могут выступать от имени государства  при проведении. Их перечень определен  ст. 13 данного Федерального закона и  может быть изменен или дополнен только законом. В настоящее время  оперативные подразделения, в обязанности  которых входят ОРМ, существуют в:

- органах внутренних дел РФ,

- Федеральной службе безопасности  РФ,

- федеральных органах государственной охраны РФ,

- Федеральной таможенной службе  РФ,

- Службе внешней разведки РФ,

- Федеральной службе исполнения  наказания РФ,

- Федеральной службе РФ по  контролю за оборотом наркотиков,

- внешней разведке Минобороны  РФ.

Результаты ОРД, согласно ст. 89 УПК  РФ, могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления  следственных и судебных действий, для использования и доказывания  по уголовным делам.

Информация, полученная с помощью  ОРД, является не доказательством, а  лишь сведениями об источниках тех  фактов, которые могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно - на основе соответствующих норм уголовно процессуального закона.

Под основанием в русском языке  понимается причина, достаточный повод, оправдывающий что-либо. Исходя из этого в теории ОРД основания проведения оперативно-розыскных мероприятий принято делить на два вида: фактические (собственно основания) и юридические (формальные основания или поводы). В качестве фактических оснований следует рассматривать наличие конкретной информации о каких-либо криминальных событиях, побуждающей к действию и требующей оперативно-розыскного воздействия. В свою очередь к юридическим (формальным) основаниям относятся документы, содержащие такую информацию.

Цель законодателя - систематизировать  все имеющиеся законные основания  для проведения ОРМ. Однако поставленная цель не была достигнута, так как  отдельные основания для проведения ОРМ также упоминаются в ряде других статей рассматриваемого закона. Отдельным недостатком комментируемой статьи является отсутствие логики среди  оснований проведения ОРМ. Речь идет о ставших известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность определенные сведения, которые в  свою очередь, являются основаниями  для проведения ОРМ (п. 2 ч. 1). Возникает  законный вопрос: как эти сведения стали известны субъекту ОРД без  совершения соответствующих ОРМ. Думается, что законодателем в данном случае должна быть внесена корректировка  о соответствие оснований.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных  мероприятий являются:

1. Наличие возбужденного уголовного  дела.

2. Ставшие известными органам,  осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого,  совершаемого или совершенного  противоправного деяния, а также  о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших,  если нет достаточных данных  для решения вопроса о возбуждении  уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным  делам, находящимся в их производстве.

Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей  статье.

Постановление о применении мер  безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными  на то государственными органами в  порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации.

Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Кратко охарактеризуем каждое из них.

Возбужденное уголовное дело (п. 1 ч. 1), является достаточно распространенным юридическим (формальным) основанием проведения оперативно-розыскных мероприятий. Закон об ОРД не связывает данное основание ни с фактом обнаружения лица, совершившего преступление, ни с тем, кем оно возбуждено (органом дознания или следователем) и в чьем производстве находится, однако уголовно-процессуальное законодательство устанавливает здесь некоторые ограничения.

Наличие возбужденного уголовного дела в качестве юридического основания  проведения ОРМ следует рассматривать  применительно к трем типичным ситуациям:

1) в случае нахождения такого  дела в производстве органов  дознания;

2) в случае неустановления совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя;

3) в случае установления виновного  лица по уголовному делу, находящемуся  в производстве следователя.

В качестве второго основания для  проведения ОРМ предусматривает  получение органами, осуществляющими  ОРД, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного  деяния, а также о лицах, его  подготавливающих, совершающих или  совершивших, если нет достаточных  оснований для решения вопроса  о возбуждении уголовного дела. Речь в данном случае идет о фактических  основаниях проведения оперативно-розыскных  мероприятий.

Под ставшими известными следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным  каналам от заинтересованных лиц, а  также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном  порядке.

Информация о работе Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности