Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России
1.1 Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
1.2 Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
Глава 2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ОРД.docx

— 54.87 Кб (Скачать файл)

- Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г.  № 1026-I «О милиции»;

- Закон Российской Федерации  от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях  и органах, исполняющих уголовные  наказания в виде лишения свободы»;

- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании  под стражей, подозреваемых и  обвиняемых в совершении преступлений»;

- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах  федеральной службы безопасности  в Российской Федерации»;

- Таможенный кодекс Российской  Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ;

- Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»;

- Закон Российской Федерации  от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной  границе Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 27 мая  1996 г. № 57-ФЗ «О государственной  охране»;

- Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических  средствах и психотропных веществах»;

- Закон Российской Федерации  от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной  тайне»;

- Закон Российской Федерации  от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре  Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной  защите судей, должностных лиц  правоохранительных и контролирующих  органов»;

- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;

- Закон Российской Федерации  от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной  детективной и охранной деятельности  в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных  технологиях и о защите информации»

- Гражданский кодекс Российской  Федерации;

- Федеральный закон от 2 декабря  1990 г. № 395-I «О банках и банковской  деятельности»;

К нормативным правовым актам Президента РФ, регламентирующих отдельные вопросы  в сфере ОРД, можно отнести  следующие:

- «Об упорядочении организации  и проведения оперативно-розыскных  мероприятий с использованием  технических средств» от 12 июля 1995 г.;

- «Перечень сведений, отнесенных  к государственной тайне» от 30 ноября 1995 г.;

- «О мерах по упорядочению  разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи,  ввоза в Российскую Федерацию  и вывоза за ее пределы, а  также использования специальных  технических средств, предназначенных  для негласного получения информации»  от 9 января 1996 г.

- «Об утверждении перечня сведений  конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г.;

Правительством также принято  ряд документов, касающихся ОРД:

- «Об утверждении Правил отнесения  сведений, составляющих государственную  тайну, к различным степеням  секретности» от 4 сентября 1995 г.;

- Инструкция о порядке допуска  должностных лиц и граждан  Российской Федерации к государственной  тайне от 28 октября 1995 г.;

- Перечень видов специальных  технических средств, предназначенных  (разработанных, приспособленных,  запрограммированных) для негласного  получения информации в процессе  осуществления ОРД от 1 июля 1996 г.;

- «Об утверждении Положения  о лицензировании деятельности  физических и юридических лиц,  не уполномоченных на осуществление  оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством,  реализацией, приобретением в  целях продажи, ввоза в Российскую  Федерацию и вывоза за ее  пределы специальных технических  средств, предназначенных (разработанных,  приспособленных, запрограммированных)  для негласного получения информации, и перечня видов специальных  технических средств, предназначенных  (разработанных, приспособленных,  запрограммированных) для негласного  получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности» от 11 июля 1996 г.;

- «Об утверждении Положения  о Национальном центральном бюро  Интерпола» от 14 октября 1996 г.;

- «О передаче конфискованных, а  также бесхозяйных радиоэлектронных  и специальных технических средств,  изъятых из оборота или ограниченно  обороноспособных на территории  Российской Федерации, федеральным  органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по их  использованию» от 2 февраля 1998 г.;

- Положение о ввозе в Российскую  Федерацию и вывозе из Российской  Федерации специальных технических  средств, предназначенных для  негласного получения информации  от 10 марта 2000 г.

Важными нормативными правовыми актами также являются и такие документы:

- Постановление Пленума Верховного  Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской  Федерации» от 24 декабря 1993 г.;

- Постановление Пленума Верховного  Суда РФ «О некоторых вопросах  применения судами Конституции  Российской Федерации при осуществлении  правосудия» от 31 октября 1995 г.;

- Определение Конституционного  Суда РФ «По делу о проверке  конституционности отдельных положений  Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности» по жалобе гражданки  И. Г. Черновой» от 14 июля 1998 г.

Значимую роль в подзаконном  разделе правового регулирования  играют межведомственные и ведомственные  нормативные акты, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Так, основными нормативными актами, регламентирующими вопросы организации  и тактики розыскной работы, являются: Инструкция об организации и тактике  розыскной работы органов внутренних дел и Инструкция об организации  и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных  и детей, которые по состоянию  здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения, утвержденные Приказом МВД России от 5 мая 1993 г. № 213; совместное Указание Генеральной прокуратуры  РФ от 20 ноября 1998 г. № 83/36 и МВД России от 24 сентября 1998 г. № 1/19934 «О совершенствовании  деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением  граждан, и розыску лиц, пропавших  без вести»; Инструкция об организации  информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная Приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221 и  согласованная с Генеральной  прокуратурой Российской Федерации; межведомственная Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным Приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302, а также Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденная решением Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ от 30 января 2002 г.

Нормативные правовые акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  граждан, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации в  Минюсте России.

Организация и тактика осуществления  оперативно-розыскных мероприятий  отнесены к государственной тайне, поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и  тактику ОРМ, издаются с соответствующими грифами, их содержание в открытой печати не публикуется. Доступ к таким нормативным  актам имеют только сотрудники и  руководители оперативных аппаратов, а также должностные лица государственных  органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор за оперативно-розыскной  деятельностью и имеющие соответствующий  допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Некоторые вопросы, связанные с  осуществлением ОРД, регламентируются в нормативных актах несекретного характера. К числу таковых можно, например, отнести следующие:

- Инструкция о порядке представления  результатов оперативно-розыскной  деятельности органу дознания, следователю,  прокурору или в суд утверждена  совместным Приказом Федеральной  службы налоговой полиции, Федеральной  службы безопасности, Министерства  внутренних дел, Федеральной службы  охраны, Федеральной пограничной  службы, Государственного таможенного  комитета и Службы внешней  разведки Российской Федерации  от 13 мая 1998 г. и зарегистрирована  в Министерстве юстиции 3 сентября 1998 г.

- Инструкция по организации  взаимодействия подразделений и  служб органов внутренних дел  в расследовании и раскрытии  преступлений утверждена Приказом  МВД России от 20 июня 1996 г. №  334 (регламентирован порядок взаимодействия  следователей с оперативными  аппаратами при реализации материалов, полученных в результате проведения  оперативно-розыскных мероприятий,  а также организация работы  следственно-оперативных групп);

Таким образом, правовой основой ОРД  является совокупность законодательных  и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере  этой деятельности. Правовое регулирование  условно можно разделить на четыре раздела. Ведущим пунктом этой структуры  можно назвать конституционный  раздел. В него входят нормы Основного  закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности  норм. К международно-правовым относятся  акты общего характера, ратифицированные, утвержденные, принятые РФ или к  которым РФ присоединилась. Следующим  разделом является законодательный  раздел. В него входят настоящий  Федеральный закон, УК, УПК, УИК и  иные ФЗ, содержащие нормы, регулирующие ОРД.

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ОПРЕТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

2.1 Конституционные принципы  осуществления оперативно-розыскной  деятельности в России

 

Задачи оперативно-розыскной деятельности закрепляют то, что необходимо сделать  для реализации ее цели, а вот  принципы определяют, чем необходимо руководствоваться при осуществлении  ОРД. Законодательно им придан официальный  статус, закреплено их руководящее  значение, которое подтверждено иными  положениями.

Основополагающие идеи, исходное начало, основные правила поведения - понятия, представляющие собой обобщение  и распространение какого-либо положения  на всю совокупность познаваемых  явлений и процессов реальной действительности признано считать принципами. В комментируемом Федеральном законе принципы оперативно-розыскной деятельности являются не декларативными, а основополагающими структурами и влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД. Четкое исполнение принципов оказывает воздействие на практику данной деятельности, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др. В настоящем Федеральном законе закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности. Они относятся к двум видам: конституционным и отраслевым.

Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на установке: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»). Вот поэтому принцип законности является ключевым. Его содержание состоит втом, что только закон определяет точное и безусловное соблюдении всеми органами и должностными лицами Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ТК, ФЗ об ОРД, иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности личности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью, ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих вопросы организации и тактики проведения ОРМ. Законность предполагает существование системы государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении ОРД, которая проводится только на основе настоящего Федерального закона. Закон сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях, приказах). В частности там сказано, что запрещено осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных Законом; изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий возможно только в законодательном порядке, как определяются условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.

Одной из целей ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина и при этом должны признаваться и неотъемлемые права  лиц, преступивших закон и ставших  в связи с этим объектом данной деятельности. В ст. 2 Конституции  РФ, сказано, что: «человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Смысл  этой статьи исходит из понимания, что  права и свободы человека возникают  и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство. На этом основан и принцип  уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный настоящим Федеральным законом.

Для проведения оперативно-розыскных  мероприятий, ограничивающих конституционные  права и свободы граждан, установлена  четкая законодательная процедура. В настоящем Федеральном законе подробно прописаны условия проведения ОРМ (ст. 8) и основания и порядок  судебного рассмотрения материалов таких ОРМ (ст. 9). Закон допускает  распространение оперативно-розыскных  мероприятий на граждан (также из числа родственников, близких и  знакомых), вступающих в контакты с  лицом, в отношении которого они  осуществляются. Принцип уважения и  соблюдения прав и свобод на них  распространяется в первую очередь. В ст. 5 настоящего закона предусмотрены  меры по восстановления нарушенных прав. Соблюдение прав и свобод имеет важное значение для лиц, оказывающих содействие органам - субъектам ОРД. Законодатель декларирует их государственную защиту, закрепляет меры их социальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенности конфидентов, определяет конфиденциальность отношений.

Информация о работе Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности