Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:10, курсовая работа
Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.
Введение
Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России
1.1 Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
1.2 Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
Глава 2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Заключение
Список нормативных актов и литературы
- Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции»;
- Закон Российской Федерации
от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях
и органах, исполняющих
- Федеральный закон от 15 июля 1995
г. № 103-ФЗ «О содержании
под стражей, подозреваемых и
обвиняемых в совершении
- Федеральный закон от 3 апреля
1995 г. № 40-ФЗ «Об органах
федеральной службы
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ;
- Федеральный закон от 10 января
1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»
- Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»;
- Федеральный закон от 8 января
1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических
средствах и психотропных
- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне»;
- Закон Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 20 апреля
1995 г. № 45-ФЗ «О государственной
защите судей, должностных лиц
правоохранительных и
- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
- Закон Российской Федерации
от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной
детективной и охранной
- Федеральный закон от 27 июля 2006
г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и о защите
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности»;
К нормативным правовым актам Президента РФ, регламентирующих отдельные вопросы в сфере ОРД, можно отнести следующие:
- «Об упорядочении организации
и проведения оперативно-
- «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30 ноября 1995 г.;
- «О мерах по упорядочению
разработки, производства, реализации,
приобретения в целях продажи,
ввоза в Российскую Федерацию
и вывоза за ее пределы, а
также использования
- «Об утверждении перечня
Правительством также принято ряд документов, касающихся ОРД:
- «Об утверждении Правил
- Инструкция о порядке допуска
должностных лиц и граждан
Российской Федерации к
- Перечень видов специальных
технических средств,
- «Об утверждении Положения
о лицензировании деятельности
физических и юридических лиц,
не уполномоченных на
- «Об утверждении Положения
о Национальном центральном
- «О передаче конфискованных, а
также бесхозяйных
- Положение о ввозе в
Важными нормативными правовыми актами также являются и такие документы:
- Постановление Пленума
- Постановление Пленума
- Определение Конституционного
Суда РФ «По делу о проверке
конституционности отдельных
Значимую роль в подзаконном
разделе правового
Так, основными нормативными актами,
регламентирующими вопросы
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации в Минюсте России.
Организация и тактика осуществления
оперативно-розыскных
Некоторые вопросы, связанные с
осуществлением ОРД, регламентируются
в нормативных актах
- Инструкция о порядке
- Инструкция по организации
взаимодействия подразделений
Таким образом, правовой основой ОРД является совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Правовое регулирование условно можно разделить на четыре раздела. Ведущим пунктом этой структуры можно назвать конституционный раздел. В него входят нормы Основного закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности норм. К международно-правовым относятся акты общего характера, ратифицированные, утвержденные, принятые РФ или к которым РФ присоединилась. Следующим разделом является законодательный раздел. В него входят настоящий Федеральный закон, УК, УПК, УИК и иные ФЗ, содержащие нормы, регулирующие ОРД.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОПРЕТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
2.1 Конституционные принципы
осуществления оперативно-
Задачи оперативно-розыскной
Основополагающие идеи, исходное начало, основные правила поведения - понятия, представляющие собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной действительности признано считать принципами. В комментируемом Федеральном законе принципы оперативно-розыскной деятельности являются не декларативными, а основополагающими структурами и влияют на содержание институтов и норм, а также создают ориентиры для законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих ОРД. Четкое исполнение принципов оказывает воздействие на практику данной деятельности, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др. В настоящем Федеральном законе закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности. Они относятся к двум видам: конституционным и отраслевым.
Все действия органов, осуществляющих ОРД, должны основываться на установке: «разрешено только то, что разрешено» (но не «разрешено то, что не запрещено»). Вот поэтому принцип законности является ключевым. Его содержание состоит втом, что только закон определяет точное и безусловное соблюдении всеми органами и должностными лицами Конституции РФ, УК, УПК, УИК, ТК, ФЗ об ОРД, иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности личности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью, ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих вопросы организации и тактики проведения ОРМ. Законность предполагает существование системы государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении ОРД, которая проводится только на основе настоящего Федерального закона. Закон сформулировал основные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере ОРД, которые конкретизируются и развиваются в ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях, приказах). В частности там сказано, что запрещено осуществлять ОРД для решения задач, не предусмотренных Законом; изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий возможно только в законодательном порядке, как определяются условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, и т.д.
Одной из целей ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина и при этом должны признаваться и неотъемлемые права лиц, преступивших закон и ставших в связи с этим объектом данной деятельности. В ст. 2 Конституции РФ, сказано, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Смысл этой статьи исходит из понимания, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство. На этом основан и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, закрепленный настоящим Федеральным законом.
Для проведения оперативно-розыскных
мероприятий, ограничивающих конституционные
права и свободы граждан, установлена
четкая законодательная процедура.
В настоящем Федеральном законе
подробно прописаны условия проведения
ОРМ (ст. 8) и основания и порядок
судебного рассмотрения материалов
таких ОРМ (ст. 9). Закон допускает
распространение оперативно-
Информация о работе Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности