Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России
1.1 Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
1.2 Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
Глава 2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ОРД.docx

— 54.87 Кб (Скачать файл)

На лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления и  ставших в связи с этим объектами  ОРД, также распространяется принцип  уважения и соблюдения прав и свобод. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Закон определяет границы пользования правами и свободами, игнорирование которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. На основании судебного решения при соблюдении определенных условий настоящий Закон допускает возможность ограничения у таких лиц, например на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища.

Ни при каких условиях принципы не должны быть нарушены. Они упоминаются  в ряде статей Основного закона государства. Так, в ст. 21 Конституции РФ говорится, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может  быть основанием для его умаления. Никто не может нарушить право  частной собственности, которое  охраняется законом (ст. 35 Конституции). В ст. 53 Конституции РФ закреплена норма, направленная на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных действий органов государственной  власти и их должностных лиц. Одновременно эта норма имеет превентивное значение: она призвана способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти. Законодательные гарантии реализуются  при любых отклонениях со стороны  должностных лиц ОРО путем  применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством  РФ, осуществления судебного и  ведомственного контроля, прокурорского  надзора.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина более  детальное закрепление получил  в ст. 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, принцип законности заключается, прежде всего, в том, что  все участники ОРД, обязаны, безусловно и точно, соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие ОРД. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом и закреплен в ст. 2 Конституции РФ. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД, в первую очередь, распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод. В то же время, Конституционный Суд в п. 7 своего определения от 14 июля 1998 г. указывает на допустимость распространения оперативно-розыскных мероприятий на, вступающих в контакты с лицом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия, поскольку задача ОРМ заключается в установлении связей проверяемого лица.

2.2 Специальные принципы  осуществления оперативно-розыскной  деятельности в России

 

В качестве важнейшего отраслевого  принципа ОРД законодателем определен  принцип конспирации, который отражает специфический разведывательный характер данной деятельности.

Конспирация (скрытность, маскировка) - один из факторов ОРД, позволяющих  добиться успеха. Она позволяет сохранить  силы, средства и методы, организационные  и тактические аспекты осуществления  ОРМ по разоблачению преступников в тайне от них и окружающих. Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия. Это может достигаться путем применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.), некоторых приемов поведения (вести себя сообразно обстановке, не привлекая внимания окружающих, быть «как все»), использованием специальных помещений, легендированных предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др. В ходе ОРД закон позволяет в случае необходимости уполномоченным органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ст. 15 ФЗ).

Порядок и правила конспирации  закреплены в ряде статей настоящего Федерального закона. Так, например, ст. 5 Закона ограничивает предоставление сведений о лице, являвшемся объектом ОРД, пределами, допускаемыми требованиями конспирации. Даже введено ограничение для судей в праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также требование по созданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах (ст. 9); (ч. 5 ст. 5; ч.ч. 3 и 7-9);

В ст. 6 и 15 заложена возможность использования  помощи должностных лиц и отдельных  граждан на негласной основе. Законодатель возлагает на уполномоченные органы проводить ОРД обязанность соблюдать  конспирацию при проведении ОРМ (ст. 14) и определил перечень сведений об оперативно-служебной деятельности, составляющих государственную тайну.

Принцип конспирации означает установление особого порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной  информации, а также обязательных правил обращения с оперативно-служебными документами.

Организация и тактика ОРД и  способы конспирации регламентированы в межведомственных и ведомственных  нормативных правовых актах, с которыми могут знакомиться лишь должностные  лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в Положениях об МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН, ФСИН, ФТС.

Большое значение в ОРД имеет сочетание гласных и негласных методов и средств (они, хотя противоположны по смыслу и автономны по содержанию, но дополняют друг друга), обеспечивающих тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. В законодательной формулировке анализируемого принципа употреблены термины «средства» и «методы».

Под методом ОРД понимается совокупность приемов и способов, применяемых  для решения оперативно-тактических  задач в процессе практической реализации ОРМ.

Средствами ОРД являются объекты, предметы материального мира, при  помощи которых достигается (обеспечивается) осуществление оперативно-розыскной  функции. К числу средств могут  быть отнесены оперативная техника, оперативный учет и т.д.

Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов  и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований  для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование  результатов ОРД в уголовном  процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с  помощью гласных приемов и  подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в  качестве источников доказательств.

Сочетанием гласных и негласных  средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной  информации, правильность принимаемых  решений, обоснованность выдвигаемых  версий и др.

В основу оперативно-розыскной деятельности, кроме перечисленных в настоящем  Федеральном законе, положены и другие принципы, базирующиеся на Конституции  РФ и уголовном судопроизводстве, и являющиеся основополагающими  началами оперативно-розыскной деятельности. Прежде всего, необходимо отметить принцип  равенства граждан перед законом, закрепленный в ч. 1 ст. 19 Конституции, который нашел отражение в ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона. В ряде статей Закона используется принцип подконтрольности оперативно-розыскной деятельности, который заключается в установлении законодательной системы судебного, парламентского, прокурорского и ведомственного контроля.

При решении задач борьбы с преступностью  и защиты безопасности государства  с помощью ОРД особое место  имеет принцип адекватности (соразмерности) ее использования, т.е. она может  проводиться только тогда, когда  иным путем достичь поставленной цели невозможно.

Невозможно представить ОРД  без принципов наступательности и непрерывности, которые необходимы при поиске сведений о признаках преступной деятельности и выявлении неизвестных ранее лиц, намеревающихся совершить преступление.

Принцип разделения полномочий имеет  важное значение в организации оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с этим принципом органы, осуществляющие ОРД, решают определенные законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, принципы - это всегда главные, основополагающие начала, на которых строится все законодательство, представляя, таким образом, базис  закона, как нормативно-правового  акта. Применительно к ОРД принципы отражают убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.

Принцип конспирации отражает специфический  разведывательный характер оперативно-розыскной  деятельности и заключается в  организации и осуществлении  ее, таким образом, чтобы сохранить  в тайне от посторонних лиц тактику, формы и методы, средства совершения конкретных оперативно-розыскных действий, ОРМ, операций. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств сформулирован в ст. 1 Настоящего Закона а, следовательно, он отражает сущность ОРД и поэтому включен в определение оперативно-розыскной деятельности.

Данный принцип означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной  и процессуальной деятельности по выявлению  и раскрытию преступлений. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения  уголовных дел (ст. 140 УПК РФ), а  также в процессе доказывания. Чтобы  обеспечить использование результатов  ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных  приемов, заключающихся в придании им процессуальной, протокольной формы  документов, которые могут выступать  в качестве источников доказательств.

Заключение

 

В курсовой работе нами была исследована  оперативно-розыскной деятельности как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями  государственных органов.

Мы установили, что ОРД является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в  пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным  органам, направлена на обеспечение  права и его защиту специфическими средствами и методами. Понятие основание включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать как обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности.

Правовой основой ОРД является совокупность законодательных и  иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере  этой деятельности. Правовое регулирование  условно можно разделить на четыре раздела. Ведущим пунктом этой структуры  можно назвать конституционный  раздел. В него входят нормы Основного  закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности  норм. К международно-правовым относятся  акты общего характера, ратифицированные, утвержденные, принятые РФ или к  которым РФ присоединилась. Следующим  разделом является законодательный  раздел. В него входят настоящий  Федеральный закон, УК, УПК, УИК и  иные ФЗ, содержащие нормы, регулирующие ОРД.

Принципы ОРД сформировались в  процессе практической деятельности оперативных  аппаратов, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное  закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» придало принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.

Принцип законности заключается, прежде всего, в том, что все участники  ОРД, обязаны, безусловно и точно, соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие ОРД. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом и закреплен в ст. 2 Конституции РФ. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД, в первую очередь, распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности и заключается в организации и осуществлении ее, таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц тактику, формы и методы, средства совершения конкретных оперативно-розыскных действий, ОРМ, операций. При этом ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств сформулирован в ст. 1 Настоящего Закона а, следовательно, он отражает сущность ОРД и поэтому включен в определение оперативно-розыскной деятельности.

По положениям, выносимым на защиту:

По первому положению: «Оперативно-розыскная  деятельность является разновидностью государственной правоохранительной деятельности»

ОРД является разновидностью государственной  правоохранительной деятельности. Это  определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в  пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным  органам, направлена на обеспечение  права и его защиту специфическими средствами и методами.

Информация о работе Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности