Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 11:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы. Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) в силу специфики ее средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, использования содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, была и остается предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Это объясняется тем, что все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности в России
1.1 Понятия и основания осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
1.2 Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности в России
Глава 2. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
Заключение
Список нормативных актов и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ОРД.docx

— 54.87 Кб (Скачать файл)

Порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о  происшествиях регламентирован  Инструкцией, утвержденной приказом МВД  России от 1 декабря 2005 г. № 985. В этом нормативном документе вся информация о происшествиях делится на три  группы: сообщения о преступлениях, сообщения и письменные заявления  о событиях, угрожающих личной или  общественной безопасности, иная информация о происшествиях.

Сведения о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической  безопасности Российской Федерации, являются основанием для проведения оперативно-розыскных  мероприятий ФСБ, ФСО, СВР в соответствии с возложенными на них задачами.

Розыск лиц, скрывшихся от следствия  и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, определен законодателем  в качестве одной из задач оперативно-розыскной  деятельности. Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий  в целях решения этой задачи следует  рассматривать в первую очередь  постановление следователя о  розыске подозреваемого или обвиняемого, которое выносится в соответствии со ст. 210 УПК РФ как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

При получении материалов об объявлении подозреваемого или обвиняемого  в розыск сотрудник оперативного подразделения должен провести первоначальные проверочные действия, включающие в  себя: информирование личного состава  о личности и приметах скрывшегося  лица; проверку его по учетам ОВД; опрос  родственников и других граждан, знающих разыскиваемого, и некоторые  другие. После проведения первоначальной проверки, но не позднее 10 суток с  момента поступления сведений о  необходимости проведения розыска, оперативный аппарат обязан завести  розыскное дело и все остальные  мероприятия по розыску проводить  согласно плана работы по этому делу.

Поступление сведений о лицах, без  вести пропавших, и об обнаружении  неопознанных трупов выделено законодателем  в качестве отдельного основания  проведения ОРМ.

Без вести пропавшим считается  лицо, исчезнувшее внезапно, без  видимых к тому причин, местонахождение  и судьба которого остаются неизвестными. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от граждан  либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Заявления  и сообщения о безвестном исчезновении регистрируются в КУСП дежурной части  органа внутренних дел, а их проверка поручается сотрудникам уголовного розыска, которые могут осуществлять необходимые оперативно-розыскные  мероприятия.

При проведении ОРМ на основании  заявлений о безвестном исчезновении граждан решается двуединая задача, заключающаяся, во-первых, в установлении местонахождения лица и, во-вторых, в проверке версии о криминальном характере исчезновения. В связи  с этим оперативно-розыскные мероприятия  могут проводиться сразу после  получения заявления наряду с  проверочными действиями.

В соответствии с Федеральным законом  от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» основаниями для проведения ОРМ являются поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве. Получение перечисленных процессуальных документов следует рассматривать в качестве повода, а не собственно основания проведения ОРМ. В этих документах должны содержаться фактические основания проведения ОРМ в виде сведений, обосновывающих их необходимость.

В качестве основания для проведения ОРМ предусмотрел запросы других органов, осуществляющих ОРД. Данное основание, однако, не может рассматриваться  в качестве самостоятельного, поскольку  законодатель указал на необходимость  при этом наличия других оснований, указанных в данной статье.

Под другими органами следует понимать как оперативные подразделения  и службы этого же ведомства, так  и органы других федеральных министерств  и ведомств, наделенных правом осуществления  ОРД.

Взаимные обязанности по выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определяются в межведомственных соглашениях  и нормативных актах, утверждаемых руководителями этих органов.

Запросы других оперативных аппаратов  о проведении оперативно-розыскных  мероприятий должны быть оформлены  в письменном виде и подписаны  руководителем органа соответствующего уровня. В них следует указывать  конкретные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий  и перечислять, какие именно мероприятия  необходимо провести.

В качестве основания для проведения ОРМ предусматривает постановление  о применении мер безопасности в  отношении защищаемых лиц. Этот юридический  документ установлен Федеральным законом  «О государственной защите судей, должностных  лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г.

Защищаемыми лицами данный Закон именует  перечисленных в его второй статье должностных лиц государственных  и правоохранительных органов и  их близких родственников, в отношении  которых в установленном порядке  принято решение о применении мер государственной защиты. К  числу лиц, подлежащих государственной  защите, отнесены, в том числе  и сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность.

Самостоятельным основанием для проведения ОРМ в соответствии являются запросы  международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Выполнение таких запросов является обязанностью органов, осуществляющих ОРД. В соответствие с п. 3 ст. 14 Закона об ОРД запросы международных правоохранительных организаций должны выполняться «на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации». Отсюда следует, что юридическим основанием для проведения ОРМ могут выступать запросы только тех международных правоохранительных организаций, членом которых Россия является, либо признает их юрисдикцию в установленном международным правом порядке.

В качестве самостоятельного основания  для проведения ОРМ законодатель определяет необходимость обеспечения  безопасности органов, осуществляющих ОРД. Эта специфическая функция правоохранительных органов чаще называется обеспечением собственной безопасности и закреплена в законодательных актах, регламентирующих их деятельность (например, п. 11 ст. 6 Федерального закона «О внешней разведке», п. «т» ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», п. 9 ст. 14 Федерального закона «О государственной охране», ч. 2 ст. 28 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» и т.д.).

Таким образом, ОРД является разновидностью государственной правоохранительной деятельности. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в  пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным  органам, направлена на обеспечение  права и его защиту специфическими средствами и методами. Понятие основание включает в себя как поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать как обстоятельства, побуждающие к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности.

 

1.2 Нормативное регулирование  оперативно-розыскной деятельности  в России

 

Конституция РФ рассматривает нормы  международного права, и международные  договоры Российской Федерации в  качестве составной части правовой системы Российского государства. Федеральным законом «О международных  договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных  норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. К числу  международных правовых актов, регламентирующих наиболее важные отношения в сфере  ОРД, следует отнести:

- Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей  ООН 10 декабря 1948 г.;

- Международный пакт о гражданских  и политических правах, принятый  Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.;

- Европейскую конвенцию о защите  прав человека и основных свобод, принятую Советом Европы 4 ноября 1950 г.;

- Европейскую конвенцию о взаимной  правовой помощи по уголовным  делам, принятую Советом Европы 20 апреля 1959 г., - некоторые другие  международные правовые акты, подписанные  или ратифицированные Российской  Федерацией.

Источником правового регулирования  ОРД являются и международные  правовые акты, принятые государствами-членами  СНГ, в числе которых первостепенное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная  в г. Минске 22 января 1993 г. и ратифицированная Федеральным законом от 4 августа 1994 г. Отдельную группу международных  правовых актов составляют соглашения о сотрудничестве между правоохранительными  органами государств-участников СНГ, в числе которых необходимо указать следующие:

- Соглашение о взаимодействии  министерств внутренних дел независимых  государств в сфере борьбы  с преступностью, подписанное  в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 г. Стороны договорились исполнять запросы и просьбы по уголовным делам и делам оперативного учета, обмениваться оперативно-розыскной информацией о готовящихся или совершенных преступлениях, содействовать в проведении ОРМ и процессуальных действий;

- Соглашение о сотрудничестве  между министерствами внутренних  дел в борьбе с незаконным  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, подписанное  в г. Киеве 21 октября 1992 г.;

- Соглашение о сотрудничестве  министерств внутренних дел в  сфере борьбы с организованной  преступностью, подписанное в  г. Ашхабаде 17 февраля 1994 г.;

- Соглашение о сотрудничестве  в сфере специального сопровождения  оперативно-розыскной деятельности, подписанное на заседании Совета  министров внутренних дел государств-участников  СНГ 16-18 декабря 1998 г. в г.  Москве, в котором регламентирована  процедура выполнения запросов  на проведение наблюдения за  лицами, обоснованно подозреваемыми  в совершении преступлений, при  пересечении ими внутренних границ  СНГ.

На основе международных договоров  действуют Национальное центральное  бюро Интерпола в России, Антитеррористический центр государств участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств участников СНГ, которые  являются между народными субъектами ОРД.

Центральное место в законодательном  разделе принадлежит настоящему Федеральному закону. Этот законодательный  акт пришел на смену Закону Российской Федерации «Об оперативно-розыскной  деятельности в Российской Федерации» от 13 марта 1992 г., который был первым в истории российского права  законом, регламентирующим оперативно-розыскную  деятельность. До этого ОРД регулировалась ведомственными нормативными актами секретного характера. В Законе дается понятие  ОРД, им определены ее задачи и принципы, установлены основы проведения ОРМ (их перечень, основания, условия, информационное обеспечение проведения), документирование результатов ОРД и их использование, основания и порядок судебного  рассмотрения материалов об ограничении  конституционных прав граждан при  проведении ОРМ. В Законе раскрывается перечень органов, осуществляющих ОРД, их права и обязанности, защита сведений о них, социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих ОРД. Закон предусматривает правовую и социальную защиту гражданам, содействующим  органам, осуществляющим ОРД, а также  содержит положения о контроле и  надзоре за оперативно-розыскной  деятельностью.

К законодательным актам, устанавливающим  базисные положения осуществления  ОРД, следует в первую очередь  отнести УПК РФ. Именно он определяет материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие  которых нацелена оперативно-розыскная  деятельность. Уголовно-процессуальное законодательство возлагает на органы дознания обязанность принятия необходимых  оперативно-розыскных мер в целях  обнаружения преступлений и лиц, их совершивших (таким образом устанавливается  легитимность ОРД в целях решения  задач борьбы с преступностью). Уголовно-процессуальный закон определяет порядок взаимодействия следователя и оперативного работника  при раскрытии и расследовании  преступлений; устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно  предварительное следствие. Определяя  обстоятельства, подлежащие доказыванию  по уголовному делу, виды доказательств  и способы их собирания, уголовно-процессуальный закон служит основой для определения  приемов получения оперативно-розыскной  информации и процедур ее использования  в уголовном процессе.

Законодательные акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов  ОРД, играют значительную роль в правовом регулировании оперативно-розыскной  деятельности, поскольку закладывают  основы разграничения полномочий оперативных  аппаратов, определяют их задачи, устанавливают  права и обязанности. К этой группе можно отнести следующие законы:

Информация о работе Понятие и принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности