Правовая активность граждан в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания настоящей работы является изучение правовой активности граждан в современном государстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить роль правовой активности в современном обществе;
- дать понятие и провести классификацию правовой активности;
-рассмотреть вопрос о правовом просвещении, как инструменте формирования правовой активности;
- проанализировать юридическое закрепление правовой активности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Роль правовой активности в современном государстве
Понятие и классификация правовой активности
Правовое просвещение как инструмент формирования паровой активности
Политико-правовая активность личности в западноевропейских цивилизациях
Правовая активность российских граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОРЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом на тему Правовая активность граждан в современном государстве.docx

— 106.44 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Курганский государственный университет» (КГУ)

Юридический факультет

Кафедра

Правовая активность граждан в современном государстве

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студента группы

Специальность – Юриспруденция /030501/

Руководитель

Здесь пишутся регалии

Заведующий кафедрой

 

 

 

 

 

Курган 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

  1. Роль правовой активности в современном государстве
  2. Понятие и классификация правовой активности
  3. Правовое просвещение как инструмент формирования паровой активности
  4. Политико-правовая активность личности в западноевропейских цивилизациях
  5. Правовая активность российских граждан

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОРЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы. Состояние российского общества в настоящее время настоятельно подводит к необходимости изучения тенденции его дальнейшего развития. Происходит вступление личности в систему сложных правовых отношений, зарождение гражданского общества, появление новых правовых институтов, усиление значения права в жизни общества.

Демократическое государство стремится быть единой политической организацией всех слоев общества, способствует развитию политической активности граждан. В условиях политической системы демократического типа граждане свободны в выборе любых форм объединения, любых форм деятельности, не противоречащих действующим правовым нормам.

Государство обеспечивает гарантии самореализации свободной личности, выражения личных интересов, участия личности в политической, экономической и других сферах жизни общества.1

Правовая  активность личности может проявляться в различных сферах общественной жизни - производственной, политической и других. Это и добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, активное участие в общественной и политической жизни страны.

Предписания правовых норм добровольно соблюдаются большинством участников общественных отношений. Правомерное поведение выступает в демократическом правовом обществе в качестве естественного проявления активности субъектов права, заключается в сознательности граждан и должностных лиц, понимании ими своего общественного долга, высоком уровне правосознания и правовой культуры.2

На  развитие у личности правовой активности направлено правовое воспитание и правовое просвещение. Известно, что правовая активность личности включает в себя как комплекс личностных социально-правовых свойств субъекта, обусловливающих возможность его участия в правовой жизни, так и саму реальную жизнедеятельность личности в сфере отношений, урегулированных правом.

Целью написания настоящей работы является изучение правовой активности граждан в современном государстве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить роль правовой активности  в современном обществе;

- дать понятие и провести классификацию  правовой активности;

-рассмотреть вопрос о правовом просвещении, как инструменте формирования правовой активности;

- проанализировать юридическое закрепление  правовой активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль правовой активности в современном обществе

Правовая  активность личности не только представляет большое значение как теоретическая конструкция для науки, но и играет значимую роль при формировании политико-правовой реальности России. 
     Анализ  правовой активности личности с позиции  ее социокультурной, цивилизационной  обусловленности открывает перспективу для прояснения того, насколько мобильность индивидуального субъекта в сфере политической социальности, гражданская политико-правовая культура совместимы с российской действительностью. Не менее значимым является понимание всеми субъектами вопроса о перспективах гражданской активности в специфических условиях России, усугубленных периодом модернизационного обновления страны.

Анализ правовой активности личности с позиции ее социокультурной, цивилизационной обусловленности открывает перспективу для прояснения того, насколько мобильности индивидуального субъекта в сфере политической социальности, гражданская политико-правовая культура совместимы с российской действительностью. Не менее значимым является понимание всеми субъектами вопроса о перспективах гражданской активности в специфических условиях России, усугубленных периодом модернизационного обновления страны.

Политические представления, воспроизводимые в актах поведения людей, порождающие отношения по поводу государственной власти. Во многом именно политические представление людей определяют природу, сущность и форму самого государства и других властных институтов общества.

Правовая активность гражданина, с одной стороны, вовсе не отрицает, а напротив, предполагает сохранение цивилизационных особенностей  и специфических культурных ценностей российской цивилизации, ее политико-правового сегмента (идея сильного государства, честного и преданного служения государству, народу), с другой – обуславливает динамику общественного и государственного развития на основе вновь освоенных и апробированных реальной практикой гуманистических идей и правовых ценностей.3

Каждый индивид занимает по отношению к государству различные места и выполняет в нем различные роли, имеет различные юридически права и обязанности.

Сильное государство во взаимодействии с личностью, активным гражданским обществом и другими элементами государственности выступает в качестве важнейшего условия успешной модернизации всего российского общества. Эту свою миссию государство в состоянии выполнить только в неразрывной, органической взаимосвязи с правом, которое является ядром и нормативной основой государственности, ее связующим и цементирующим звеном. Государство сильно, когда оно является первым.

Разговоры о сильном государстве в отрыве от личности, от взаимодействия с ней бессмысленны. Повышение эффективности российской государственности ее осовременннивание возможно только вместе с усилением и осовремениванием человека как личности. Его отличают: интерес ко всему новому, готовность к изменениям; разнообразие взглядов, ориентация на информацию; серьезное отношение ко времени и к его измерению; эффективность; планирование эффективности и времени; личное достоинство; партикуляризм и оптимизм.

России необходима такая система государственной власти, которая не приступаясь принципам демократизма, продолжая строить, совершенствовать, развивать демократический политический режим, повышала бы в тоже время степень способности эффективно контролировать в ситуацию в стране, была бы в состоянии вести борьбу с террористической и иными опасностями, стимулировать хозяйственную и общественную инициативу граждан, укрепляя тем самым российскую действительность.4

Для современного общества, безусловно, характерно стремление человека ко всему новому, плюрализм мнений, многовариантность культурного и политического развития и в тоже время во многом тяга к существующим традициям, повседневности. Отсюда степень политического участия то усиливается, то, наоборот, снижается либо приобретает весьма формальный характер (в советские годы один и тот же гражданин является членом не одного десятка общественных формирований).5

Радикальная и быстрая смена социальных ориентаций российского государства и общества, то есть попытка перейти от системцентристской к персонцентристской модели общества, сопровождается расстройством экономики, существенным падением уровня жизни основной массы населения, резкой социальной дифференциацией, возникновением религиозного и национального противостояния. Это породило «безнормативную личность» в двух ее ипостасях – либо как саморазрушаемую (например, уход в себя) либо как «агрессивно стремящуюся выжить» ценой попрания всех социальных, моральных и правовых норм, что является, в частности, причиной роста криминогенности нашего общества.6

Участие индивида в политических процессах зависит:

во - первых, от объема информации о предмете;

во – вторых, от социально-психологической установки индивида, а также группы в которую он входит;

в – третьих, от личностных качеств субъекта, принятия решения и, если решение принимается коллективным субъектом, от характера межличностных отношений (в партиях и иных общественных объединениях).

Особое место среди субъективных факторов участия личности в политике занимает политическая и правовая культура.

Все это в одних случаях оказывает позитивное влияние на формирование деятельного начала в человеке, на выработку как индивидуальной, так и групповой (и иной коллективной) ценностно-ориентированной установки на участие в политике. В других случаях – негативное влияние, ведущее к отказу индивида осуществлять политические права и свободы.

Для гражданского общества характерно наличие состязательных потоков политической социализации, суть которых заключается в том, что на человека оказывает влияние семья, коллектив работников, уровень образования, возраст, религиозные верования, политические институты. Средства массовой информации, политическая идеология, политические и иные условия жизни, личный и групповой  опыт. Например, существенно различается характер и результаты политической социализации жителей крупных мегаполисов, небольших городов и сельской местности.

Отсюда социализация сегодня включает в себя, прежде всего, формирование способностей, желания, навыков политического участия, усиление социально-политической активности, преодоление повседневных иллюзий. Достигается это путем усвоения политических ценностей и традиций, замещение личностью социальных ролей в системе политических отношений, а также развития механизма включенности индивида в систему политической самореализации личности с целью как выработать свои собственные политико-правовые ориентации и установки, так и способствовать развитию  самого гражданского общества. В противном случае проводимая сверху демократизация общества осуществляется без включения в нее самих людей, не затрагивает их интересы.

Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов роль государства в развитии политико-правовой активности личности.

Во-первых, именно государство создает правовые нормы (в частности, речь идет о поощрительных нормах), которые стимулируют инициативу и активность индивида в решении государственных и общественных вопросов.

Во-вторых, именно государство предусматривает формы контроля гражданского общества в сфере осуществления государственной власти, в том числе путем привлечением представителем «общественности» к экспертно-консультативной деятельности государственных органов, например, именно с этой целью в первую очередь была создана Общественная палата.

В-третьих, нельзя забывать что общество – естественная форма существования человека, а также существования государства. Признание высшей ценностью человека, его прав и свобод – это принцип не только существования гражданского общества, но и государства согласно конституционному законодательству.7

Применительно к гражданскому обществу подходит научное понятие «политико-правовое состояние», так как эта категория раскрывает все стороны закрепленного в праве состояния личности и ее отношения с государством и иными политическими институтами, в том числе принципы и гарантии функционирования личности в гражданском обществе. Суть этих принципов состоит в одновременном взаимодействии государства и личности и разграничении сфер деятельности, обеспечивающих автономию личности.8

 

 

 

  1. Понятие и классификация правовой активности

Особенностью правового государства является его стремление к обеспечению всестороннего развития личности, ее творческой, политической активности, что требует дальнейшего развития политических, социальных и личных прав граждан и разнообразных гарантий их осуществления. Правовое государство и его законодательство призваны служить задачам обеспечения человеку достойной жизни, утверждать в обществе принципы гуманизма и справедливости. 
     Понятие «политико-правовая активность личности»  конструируется в традиции гуманистического правопонимания в формате научного подхода, отстаивающего значимость индивидуального субъекта политико-правовых отношений в процессе рационального  осмысления государственно-правового бытия общества.9

Политико-правовая активность личности – обобщенное научное  понятие, используемое для обозначения  многовариантных актов (реактивных и вербальных) деятельности гражданина, коррелирующих с правовыми нормами, направленными на урегулирование отношений, возникающих в публичной сфере общества. Политико-правовая активность граждан рассматривается как активная форма реализации составляющих органическую часть системы прав человека политических прав.

Информация о работе Правовая активность граждан в современном государстве