Правовая активность граждан в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания настоящей работы является изучение правовой активности граждан в современном государстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить роль правовой активности в современном обществе;
- дать понятие и провести классификацию правовой активности;
-рассмотреть вопрос о правовом просвещении, как инструменте формирования правовой активности;
- проанализировать юридическое закрепление правовой активности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Роль правовой активности в современном государстве
Понятие и классификация правовой активности
Правовое просвещение как инструмент формирования паровой активности
Политико-правовая активность личности в западноевропейских цивилизациях
Правовая активность российских граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОРЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом на тему Правовая активность граждан в современном государстве.docx

— 106.44 Кб (Скачать файл)

М.В. Чхиквадзе, поддерживая это мнение, утверждал, что социальная активность личности определяется ее соответствием общественному прогрессу, политическим и нравственным идеалам общества; предполагает способность перерабатывать знания и социальный опыт и вносить что-то новое  в решение какой-то поставленной задачи47.

Одно из наиболее удачных определений правовой активности личности можно найти у Д.А. Ягофарова, который указывал, что это «особое, интегральное качество взаимоотношения личности и окружающей ее социально-правовой среды в виде взаимодействия, объективируемого в форме правомерной деятельности личности. С объективной стороны правовая активность характеризуется признаками творчества, инициативности личности, интенсивности и систематичности осуществления деятельности, а с субъективной – содержанием и особенностями состояния социально-психологических и правовых свойств и качеств личности,  детерминирующих осуществлению ею деятельности с названными чертами»48.

Ранее выделяли формы социально-правовой активности личности (общественно-политическую, правовую, гражданскую, религиозную, творческую, производственную, научную и др.), а также виды (социально-правовую активность трудящихся, молодежи, должностных лиц (представителей органов власти), горожан и сельчан и т.д.). В литературе проводился анализ регулятивно-статической, регулятивно-обеспечительной, регулятивно-динамической, регулятивно-активизирующей, регулятивно-обеспечительной, контрольной, социализирующей и иных функций правовой активности личности49.

Исследователи особое внимание уделяли на механизм формирования правовой активности. В.И. Гойман указывал, что «основными компонентами механизма формирования правовой активности выступают институты правовой социализации и сама правосициализирующая личность»50.

Юридическая наука прошлых лет справедливо связывала формирование правовой активности личности со многими сферами общественной жизни и развития общества. Кроме того, рассмотренные научные позиции, с одной стороны, выражали представления об онтологической природе и противоречивом состоянии общественных отношений, а с другой – констатировали возрастание роли личности в механизме формирования российской правовой государственности в последнюю четверть XX в.

В современный период развития российской науки и общественных отношений исследуемая категория не утрачивает актуальности и, возможно, является узловым вопросом. Так, в последние годы в специальной литературе предпринимаются попытки увязать правовую активность граждан с социально-правовыми факторами формирования данной категории51, с историко-культурными цивилизационным развитием гражданского общества в России52.

При реализации правовой активности сами граждане стремятся к получению правовых и общечеловеческих ценностей.

В категории «правовой активности» можно выделить три элементы:

а) понимание, осознание целей, задач и принципов права, в том числе естественного права;

б) энергичную деятельность по реализации собственно нормативно-правовых регуляторов и правовых средств;

в) формирование соответствующей позиции (гражданской, идеологической, мировоззренческой), установки, содержащей ценностные ориентации и жизненное кредо гражданина, по поводу правовых отношений и направленности «вектора» правового поведения.

Наряду с этим важно говорить о правовой активности (инициативе) как непременно свободной, внутренне мотивированной и сопряженной в первую очередь с удовлетворением своих правомерных социальных и политических потребностей. В.Е. Чиркин справедливо отмечает, возможность «встраивания» категории «активность человека» в механизм развития российской государственности, указывая, что «вопросы взаимных прав, обязанностей и ответственности государства и личности в наше время сравнительно успешно  решаются в правовом поле (законодательстве). В реальной практике дело обстоит сложнее. Притязание личности к государству и обществу нередко превосходят ее вклад в общественной развитие… Человек сам должен развивать свою активность, участвовать трудом в развитии общества»53.

Сегодня задача заключается в том, чтобы, имея в виду человека, создающего правовые и государственные институты в процессе развития своей интеллектуальной и социальной сущности, совершенствования индивидуальных и социально-правовых черт, можно было бы раскрыть подлинное содержание российской правовой жизни. Совокупность установок и свойств личности, обусловленных приобретенными ею знаниями и личным социальным опытом, составляет основу оценки прогрессивности современного государственного механизма и правовой системы в целом. В России создаются надлежащие условия для того, чтобы само общество и каждая личность в отдельности выступали основной направляющей и корректирующей силой становления эффективной правовой системы, определяли приоритеты будущего развития конституционного строя в России.

Личность, в свою очередь, имеет определенный фундамент, факторы совершенствования и развития: правовая культура, правосознание и правовое воспитание.

Правовая культура – это не только высокий уровень юридического мышления, но и столь же высокое качество всей юридической деятельности. Личность с присущей ей включенностью в правовую сферу и отношения является неотъемлемой частью механизма правового регулирования, выступает объектом его действия. От инициативы и правовой восприимчивости каждой личности зависит степень результативности механизма правового регулирования, а значит, и процесс удовлетворения социальных потребностей всех субъектов современного российского общества. «Чертами завтрашней системы госуправления должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперед,  следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, сменяемость кадров, компетентность и кругозор»54. Правовая культура гражданина выступает источником устойчивой убежденности в высоком назначении права и сопряжена с инициативой и инновационными подходами в правовой деятельности.

Правосознание как один из факторов включенности граждан в государственно-правовые отношения, включает в себя не только «знание» и «мышление», но и воображение, волю, чувство, человеческую душу. С.С. Авакьян справедливо отмечает, что именно восприятие себя всеми людьми единым народом с общими менталитетом, психологией, взглядами на свою жизнь и окружающий мир, достижениями способствует созданию и сохранению социального и политического мира55. Правосознание – это источник, вызывающий внутреннюю активность гражданина к процессу реализации правовых норм, совершенствованию социально-правовой жизни.

Правосознание граждан должно основываться на нравственном и духовном фундаменте, учете и  всестороннем применении исторических особенностей и характерных черт российского общества, жизни и развития личности в России.

Немаловажную роль играет в развитии правовой инициативы личности играет правовое воспитание, в результате которого у гражданина избирательно формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, что в значительной мере предопределяет выбор соответствующих действий и поступков. Правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на правовые явления и предметы, которые так или иначе способствуют ее удовлетворению.

Верно замечает Л.С. Мамут, что «конечная цель воспитания – превращение смысла и ценностей демократически-правовой государственности через их рефлексию, одобрение, и принятие гражданином во внутренние регуляторы его поведения. Просто знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства и т.д. – еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере»56.

Правовое воспитание на современном этапе становления правовой системы России должно быть применено в отношении многих социальных групп.

Именно культурно богатая, сильная и активная в правовом плане личность, а также само общество смогут реализовать свои стремления и интересы. Более того, эта реализация будет всеобщей и единой в конкретном направлении, то российская правовая система придет к желаемому результату намного быстрее и благополучнее. Эти направлением, может стать идея прав и свобод граждан, создания исторически и культурно богатого свободного гражданского общества, социального, справедливого и функционально активного государства. Данная идея сможет объединить и консолидировать мнения и взгляды всех социальных групп, существующих в государстве. Раздробленная и слабая Россия не способна обеспечить своим гражданам демократическое будущее. Это сможет сделать лишь Россия сильная и единая.57

При исследовании категории «правовая активность российских граждан» на современном этапе развития юридической науки можно выделить перспективные направления. Так, очень внимательно следует отнестись к роли гражданского общества в решении наиболее значимых общественных и государственных проблем. Например, законодатель отводит важное место инициативе граждан в вопросе борьбе с коррупцией. В ФЗ «О противодействии коррупции»58 в перечне мер по профилактике коррупции закреплены такие меры, как:

- формирование в обществе  нетерпимости к коррупционному  поведению;

- развитие институтов  общественного и парламентского  контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

При этом среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции обозначено создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества. Законодатель соглашается с тем, что при наличии у граждан высокого уровня правовой активности в первую очередь происходят совершенствование качества правотворчества и реализации норм права, ограничение произвола государственной власти, установление надлежащей регламентации и деятельности органов власти в механизме правового регулирования.

Обращают на себя внимание нормативные условия и правила, обеспечивающие возможности для информирования российских граждан о состоянии и качественных характеристиках государственного механизма. Сегодня законодатель формирует новый правовой институт, позволяющий реализовать инициативу граждан при получении ими информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.59 Это не только нормативно-правое новшество, нуждающееся в правоприменительном совершенствовании, но и еще один шаг на пути реализации принципов правового государства в России. В этом плане категория правовой активности личности может быть востребована и нацелена на формирование соответствующей юридической практики.

Значимым является исследование института современной российской семьи, творчества и культуры. «Именно в семье закладывается интерес к литературе, к чтению как важнейшему способу приобщения к общечеловеческим ценностям, как инструменту пробуждения творческого и созидательного начала личности, повышение культурного и интеллектуального уровня человека, его социальной активности»60. В этом вопросе необходимо отметить активную роль семьи, родителей, педагога, внутренние качества самого ребенка (воспитуемого).

Достаточно интересно исследование вопросов национальной безопасности и роли личности в отношениях по обеспечению безопасности. Так, в принятой Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года61 отмечаются такие значимые и требующие разрешения вопросы, как коррупция (п. 39,40, 55),терроризм (п. 38,40)взаимодействие государства и гражданского общества (п. 52,69,77), политическая стабильность и правопорядок в российском обществе (п, 112), и др.

Также следует обратить внимание на проблемы развития геополитических отношений с точки зрения сложившихся представлений в этой сфере. Российские граждане могли бы более объективно осознавать состояние геополитики в современном мире, роль и место России в системе политической географии. Стоит учитывать, что главное сейчас – сохранить экономическую и личную свободу граждан, продолжить развивать лучшее, что есть в России, - человеческий потенциал; начать всерьез прогнозировать и работать на опережение во внешней политике62. Может быть, в дальнейшем научное развитие получит такая правовая категория, как правовая активность граждан в геополитической сфере, направленная, например, на понимание значения внешнеполитической деятельности Российского государства, вопросов выстраивания соответствующей модели общения России с отдельными суверенными государственными образованиями и сообществами, участие в механизме формирования объективных исторических сведений о роли российского общества в событиях общемирового значения.

Отдельного изучения заслуживает идея о том, что современное государство – это государство качественного иного типа социального мышления, ориентированного на сбалансированные корреспондирующие отношения между индивидом и обществом, поощряющее развитие научно-технического прогресса и инноваций, а также заинтересованное в инвестировании в человека63. Например, сейчас можно наблюдать институт кадровой работы при формировании управленческих ресурсов на различных уровнях   российского государственного механизма. Так, реализуются конкурсные программы, направленные на участие в них выпускников вузов, госслужащих, людей творческих профессий. При осуществлении этих мероприятий гражданам России предоставляется возможность проявлять свои умения и опыт, высказывать собственную позицию, представить новаторские предложения и участвовать в их реализации.

Таким образом, инновационно-правовая культура граждан – главнейший социальный регулятор, способ модернизировать общественные отношения, изменить их в позитивную сторону, что является  достаточно актуальным для современной российской правовой системы. Сформированная правовая культура личности в наибольшей степени способствует социально активному и одновременно новаторскому поведению человека.

Информация о работе Правовая активность граждан в современном государстве