Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:10, дипломная работа
Целью написания настоящей работы является изучение правовой активности граждан в современном государстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить роль правовой активности в современном обществе;
- дать понятие и провести классификацию правовой активности;
-рассмотреть вопрос о правовом просвещении, как инструменте формирования правовой активности;
- проанализировать юридическое закрепление правовой активности.
ВВЕДЕНИЕ
Роль правовой активности в современном государстве
Понятие и классификация правовой активности
Правовое просвещение как инструмент формирования паровой активности
Политико-правовая активность личности в западноевропейских цивилизациях
Правовая активность российских граждан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОРЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Данный теоретико-правовой конструкт в максимально концентрированном, сжатом виде сохраняет и транслирует информацию о мобильности гражданина в сфере политической социальности, обеспечивающей функционирование публично-правовых институтов общества.10
Мерилом правовой активности является:
1) способность брать на себя наиболее важные дела (как с личной, так и общественной точки зрения);
2) эффективность использования
политико-правовых
3) результативность политического участия, то есть участия в принятии управленческих решений, в том числе с духовно-нравственных и гуманистических позиций. Если такое положение достигнуто (хотя бы минимально), то можно с уверенностью утверждать, что у общества и государства есть будущее, то есть продвижение вперед в своем развитии.
Поэтому гражданское общество заинтересовано в активной личности. И не просто заинтересовано, а само способно ее формировать.11
Классификация любого, в том числе и правового, явления начинается с поиска и определения того, что одновременно лежит в основе деления и в то же время является консолидирующим обстоятельством, позволяющим разделить исследуемое явление на части, чтобы более полно изучить как целое.
В научных исследованиях, посвященных проблемам правового поведения, в частности правомерного поведения, в рамках классификации данной категории по критерию социальной полезности и желательности стабильно выделяется такая разновидность правового поведения, как правовая активность (социально правовая активность, активное правовое поведение).
Справедливо отмечается, что
правовая активность личности характеризуется
повышенной, по сравнению с обычным правомерным
поведением, степенью использования предоставленных
индивиду прав и свобод, что правовая активность
превосходит обычные требования закона,
конкретных правовых предписаний - превосходит
в том отношении, что это поведение более
инициативно, активно и, что немаловажно,
результативно. 12
Социально-активное правомерное поведение
- деятельность по реализации правовых
норм на основе осознания их ценности и
глубокого убеждения в необходимости
их исполнения. Социально-активное правомерное
поведение личности характеризуется ее
осознанной и целенаправленной деятельностью
ради достижения какого-либо социально
полезного результата. Главный критерий
такого поведения видится в наличии конкретных
позитивных результатов. Социально-правовая
активность определяется высоким уровнем
правосознания, глубокой правовой убежденностью,
сформированной самостоятельностью, сознательно
принятой на себя готовностью использовать
предоставленные правом возможности,
творчески руководствоваться ими в своем
повседневном поведении.
Следует заметить, что в юридической науке
отношение к социально-
Понятие правовой активности имеет сложную
структуру. Оно включает:
во-первых, правомерное поведение, предусмотренное законом;
во-вторых, правомерное поведение, не предусмотренное законом, однако ему не противоречащее.
Объективная сторона
такого поведения содержит не
просто общественно полезное, целенаправленное,
имеющее положительный
Изложенное позволяет определить правовую
активность как, с одной стороны, свойство,
содержательную характеристику личности,
выражающуюся в готовности к активной деятельности
в сфере права на основе уважительного отношения
к праву, солидарности с его принципами
и нормами (внутренний аспект), а с другой
- как позитивную, целенаправленную, инициативную,
сознательную, в значительной степени
творческую и интенсивную деятельность
личности, превосходящую обычные требования
к возможному и должному поведению, как
предусмотренному, так и не предусмотренному
нормами права, однако им не противоречащую,
объективно направленную на укрепление
демократии, законности и правопорядка
(внешнее ее проявление).
При анализе правовой активности внутренний и внешний аспекты должны рассматриваться в единстве, ибо внутренняя правовая активность выступает предпосылкой внешнего ее проявления.
Внутренний аспект правовой активности показывает, как личность, взаимодействуя с правовой средой, «снимает» ее объективные свойства, переносит и закрепляет их в своей структуре, накладывая на них печать субъективных восприятий. Специфика взаимодействия, в котором участвуют, с одной стороны, личность как субъект права, носитель юридических прав и обязанностей, с другой - социально-правовая среда, обусловливает специфическое отражение (как результат этого взаимодействия), нашедшее свое оформление в виде определенных образований, закрепленных в структуре данного субъекта.
Исходя из того что структура человеческой личности представлена интеллектуальными, эмоциональными и волевыми процессами, а также основываясь на том, что правовая активность обеспечивает участие индивидов в правовой жизни общества, ее (личности) содержание можно охарактеризовать следующими свойствами: информативными (определяющими характер и объем правовых знаний); ценностно-ориентирующими (выражающими правовую позицию личности); поведенческими (обеспечивающими необходимый темп, интенсивность правовой деятельности).
Если внутренний аспект правовой активности отражает подверженность личности правовому воздействию, восприятие им права и его ценностей, то внешняя сторона правовой активности характеризует обратный процесс: воздействие его носителя сообразно его потребностям и интересам на правовую среду, в ходе которого она претерпевает определенные преобразования. Процесс объективирования правовой активности во внешней среде приобретает определенные формы.13
Участие индивида в политике предопределяется, во-первых, социальным статусом личности, во-вторых, объективными факторами и общественными потребностями.
Социальный статус личности
- собирательное понятие, так как охватывает
как правовой статус гражданина, так и статус
члена общественного или иного
Оценочные признаки определяют «качество» этой роли, с одной стороны, с точки зрения оценки (престижа) самой личностью, а с другой - с точки зрения оценки со стороны общества. Нормативные же критерии говорят о нормативном, в том числе правовом, регулировании положения человека в обществе, об определении его поведения с позиций права, морали, корпоративности и иных социальных норм.14
Помимо социального статуса каждый
человек является обладателем личного статуса,
который определяет положение личности
с точки зрения его оценки и восприятия
со стороны родных, знакомых, то есть довольно
незначительного числа людей, непосредственно
его окружающих. При этом для определения
положения человека в гражданском обществе
с точки зрения межличностных отношений
важно то, что личный статус приобретается
в результате свободного выбора, личных
усилий и находится под контролем человека,
а не дан ему от рождения. Более того, личный
статус всегда предопределяет тот или
иной интерес, ради которого человек поступает
так или иначе, проявляя всю свою разносторонность
и индивидуальность.15
Отсюда в основе политико-правового поведения
личности лежит принцип личной инициативы,
проявляемой не выходя за рамки социальных
и прежде всего правовых норм, и опора на
осознание личностью собственной ценности
и ценности социально-правового статуса.
В сфере политики это проявляется
в том, что индивид осознает общую социально значимую
цель своей деятельности, идентифицируя себя
с другими людьми в процессе совместной
деятельности. И в первую очередь речь идет
об отождествлении личности с конкретной
политической партией, а также о приверженности
тому или иному лидеру.
При этом политическая социализация во
многом предполагает политическую успешность
индивида как на личностном уровне, так и в общественном
мнении (уровне той или иной группы, организации,
территориального образования или общества
в целом).
Успешность политической (политико-правовой)
социализации проявляется в результативности
политико-правового поведения в том или
ином обществе и признании таких результатов
в окружающей индивида среде или социуме,
как соответствующих нормам и ценностям
(политическим, правовым, моральным) конкретной
социальной группы или общества.
Среди факторов, влияющих на активность
личности в гражданском обществе, следует
назвать следующие:
1. Экономический фактор
– стабильность экономики, развитие
производства, рост материального
2. Политический фактор включает в себя эффективную деятельность государственного аппарата, политических партий и других субъектов политической системы общества.
3. Культурно-нравственный
фактор подразумевает уровень
развития культуры, науки, усиление нравственного
4. Информационный фактор охватывает
сферу получения и распространения
разнообразной информации о
5. Организационный фактор
зависит от уровня развития
и эффективности
Безусловно, определенное влияние на политико-правовую
активность индивида оказывает менталитет
(национальный, личностный), который обладает
устойчивостью во времени и стабильностью структуры.
Это приводит к тому, что, во-первых, личностный
менталитет обладает способностью сопротивляться
нововведениям, во-вторых, пассивностью
поведения, в-третьих, нередко ведет к
психологическому кризису из-за неприятия
изменяющихся политических и иных условий
повседневной жизни.16
Правовое просвещение представляет собой распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений действующих нормативно-правовых актов, а также практики их применения. Оно включает правовое обучение (преподавание правовых знаний в образовательных заведениях), правовую пропаганду (распространение в доступной форме сведений о правовых актах) и правовое консультирование (разъяснения отдельным гражданам юридических норм).17
К основным формам, используемым исключительно для правового просвещения, относится, например, устная пропаганда правовых знаний. В процессе ее осуществления специалисты в области права и политики выступают перед гражданами с лекциями и докладами, проводят беседы, тематические вечера и вечера вопросов и ответов, недели, декады и месячники правовых знаний.
Подобные мероприятия организуются по месту жительства, учебы, в трудовых коллективах организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности. Немалую пользу приносят встречи с лидерами и активистами общественных объединений. Приоритетными темами являются в том числе состояние и проблемы нормативно-правового регулирования противодействия коррупции и экстремизму, предпринимательской деятельности, трудовых, жилищных, земельных, экологических отношений. Причем обязательно учитывается возраст, национальность, профессия граждан, которым адресуется такая информация.
Рекомендации по совершенствованию нормативных правовых актов отслеживаются в ходе научно-практических конференций и семинаров, онлайн- и пресс-конференций, тренинг-семинаров, «круглых столов», парламентских и публичных слушаний. При этом разъясняется порядок реализации правовых норм, состояние правоприменительной практики, меры по укреплению законности и правопорядка.
Наряду с приведенными формами повышения правовой культуры граждан в целях обеспечения их участия в правотворчестве следует пропагандировать право и разъяснять законодательство.
Есть положительный опыт сотрудничества в сфере правового просвещения граждан разных правоохранительных структур.18
Существенный вклад в деятельность по пропаганде правовых знаний вносят уполномоченные по правам человека (омбудсмены), занимающиеся, кроме своих обязанностей по внесудебной защите прав человека, правовым просвещением по вопросам прав человека, форм и методов их защиты.
Уполномоченные, в частности, в школах и вузах выступают с лекциями, проводят семинары на темы об основных направлениях деятельности государственных правозащитных органов, о международных стандартах в области прав человека, осуществляют подготовку, издание и распространение периодических и информационных материалов, просветительской литературы, связанной с охраной и защитой прав человека.19
Познавательная функция состоит
в том, что правосознание как форма отражения
и освоения правовой действительности
аккумулирует в себе обширный комплекс
знаний об этой действительности, о праве и его действии,
других юридических феноменах. Чем выше
у того или иного субъекта правосознание,
тем выше уровень его правовой осведомленности,
информированности. Причем знания, накапливаемые
правосознанием, постоянно углубляются
и распространяются, делаются достоянием
все более широкого круга физических и
юридических лиц. Сюда же входит правовое
просвещение населения, подготовка юридических
кадров, правовая пропаганда, печатные
труды, средства массовой информации.
Юристы имеют дело с правовым воспитанием,
которое представляет для них профессиональный
интерес и поэтому изучается юридической
наукой. Необходимость правового воспитания
очевидна. Сегодня в условиях построения
правового государства, как никогда раньше,
ощущается острая потребность в правовых
знаниях, которые так или иначе используются
во всех сферах общественной жизни. Усиление
правового просвещения населения, преодоление
правового нигилизма - одна из задач проводимой
в стране правовой реформы.
Информация о работе Правовая активность граждан в современном государстве