Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 08:34, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть особенности правовой политики временного Правительства России. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
-рассмотреть смену политических режимов как предпосылку формирования Временного Правительства
-показать структуру и функции Временного Правительства
- изучить правовое оформление перестройки органов государственной власти и управления.
-проследить преобразования в системе местного управления и самоуправления
-рассмотреть реформирование системы и правовой основы деятельности органов охраны правопорядка
-рассмотреть формирование правовых основ решения проблем землепользования
-изучить законодательное регулирование трудовых отношений в промышленности
-проследить изменения правового регулирования в сфере народного образования.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
I.ФОРМИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА...............................................................................................6
1.1 Смена политических режимов как предпосылка формирования Временного Правительства....................................................................................6
1.2 Структура и функции Временного Правительства.....................................12
II. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.........................19
2.1 Перестройки органов государственной власти и управления.............................................................................................................19
2.2 Преобразования в системе местного управления и самоуправления.....................................................................................................22
2.3 Реформирование системы деятельности органов охраны правопорядка......................................................................................................... 29
III.ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ....33
3.1 Формирование правовых основ решения проблем землепользования..................................................................................................33
3.2 Законодательное регулирование трудовых отношений в промышленности...................................................................................................36
3.3 Изменения правового регулирования в сфере народного образования............................................................................................................40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................48
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................52
Необходимость «европеизации» трудовых отношений между рабочими и предпринимателями не вызывала сомнений у правительства. Оно осознавало назревшую потребность развития профсоюзов, скорейшего учреждения примирительных учреждений, заводских комитетов и бирж труда, а также пересмотра законодательства об охране труда, о продолжительности рабочего времени, об обеспечении трудящихся, а затем и необходимость дальнейшего развития социального страхования. При этом предполагалось отстранение государства от активной роли в управлении предприятиями, предоставление права рабочим и администрации самим определять производственные отношения и механизм арбитража для разрешения конфликтов между ними. Государство же, если и должно было вмешиваться в трудовые конфликты, то исключительно в роли некоего нейтрального, надклассового регулятора.
Сформированный в рамках
Министерства торговли и промыш
Постановлением Временного правительства от 1 июня 1917 года был запрёщен допуск к подземным и ночным работам на каменноугольных копях женщин и детей, не достигших 15-летнего возраста. 8 августа 1917 года был одобрен закон, запрещавший в фабрично-заводских предприятиях ночную работу женщин и подростков до 17 лет. Ещё одним шагом в организации защиты труда явился закон от 11 октября 1917 года, запретивший наложение штрафов и каких-либо денежных взысканий с рабочих властью предпринимателя.
Однако другие важнейшие требования рабочего класса остались без удовлетворения. Так, например, законодательное введение в стране 8-часового рабочего дня так и не было осуществлено. Аналогичная ситуация сложилась и с законом о стачках.
Острейшая борьба
Временное правительство
Число актов по труду, принятых Временным правительством, было невелико, и они в основном санкционировали то, что фактически возникало в общественной жизни в ходе развития революционных событий под напором масс.
12 апреля 1917 г. было издано Постановление
о собраниях и союзах, которое
признало за всеми гражданами
право образовывать
23 апреля было издано
Как видно, данное постановление в основном воспроизвело содержание соглашения, заключенного незадолго до этого Петроградским советом с предпринимателями15.
В августе 1917 г. Временное правительство утвердило Положение о примирительных камерах и третейских судах. Они создавались для разрешения трудовых конфликтов. Примирительные камеры учреждались в территориальных районах или отраслях промышленности. Третейские суды были второй инстанцией при разрешении трудовых споров.
Своим Постановлением от 11 октября Временное правительство запретило под угрозой административной кары наложение каких-либо денежных взысканий на рабочих властью заведующих предприятиями. Таким образом, были отменены дисциплинарные штрафы, существовавшие в России с самого начала формирования промышленного производства и ставшие предметом юридической регламентации с 1886 г.
Впрочем, в одном случае дисциплинарный штраф был сохранен в скрытой форме: опоздавшие более чем на четверть часа рабочие не допускались к работе до перерыва или до следующего дня и лишались заработка за это время.
25 августа Временное
3.3 Изменения правового регулирования в сфере народного образования
Образовательная политика России в период с февраля по октябрь 1917 г. формировалась тремя различными силами - Министерством народного просвещения Временного правительства, всероссийскими учительскими организациями (ГКНО и ВУС с его местными отделениями) и политическими партиями, включая национальные. Интересы этих сил нередко вступали в противоречие друг с другом, что во многом объясняет сложность и противоречивость тогдашней ситуации в сфере образования. Другой причиной этого был нарастающий социально-политический кризис в стране, приведший в конце концов к установлению большевистской власти.
После своего прихода к власти Временное правительство приступило к реформированию народного образованию на основе платформы кадетской партии. Первыми мероприятиями в этой области стали отмена всевозможных сословных, национальных и религиозных ограничений и устаревших порядков в сфере образования. При этом правительство и Министерство народного просвещения не спешили с выработкой конструктивной программы действий, проявляя нерешительность и колебания. Отчасти такая позиция была оправданной, поскольку кардинальная реформа сложной системы российского образования в условиях кризиса и хронической нехватки средств была невозможной.
Однако разбуженное революцией российское учительство не желало ждать. Оно требовало коренной перестройки учебных планов и программ, освобождения школы от министерской опеки, реальной демократизации образования, улучшения материального положения учителей. Эти требования нашли свое выражение в резолюциях учительских съездов, в законопроектах, разработанных Государственным Комитетом по народному образованию. Постепенно в отношениях ГКНО и Министерства народного просвещения произошел сдвиг от взаимного непонимания и критики к конструктивному сотрудничеству, однако драгоценное время было упущено. Ни один из почти 40 подготовленных Комитетом законопроектов в области просвещения так и не дошел до утверждения правительством.
Тем не менее за восемь месяцев своего существования Временное правительство сделало в области образования немало: существенно расширило сеть общеобразовательных и педагогических учебных заведений, реорганизовало центральный аппарат учебного ведомства, начало реформу местных органов школьного управления, переподчинило Министерству народного просвещения все финансируемые из бюджета учебные заведения и приняло другие важные решения, направленные на организацию в России единой общеобразовательной школы и демократической системы народного образования. Все это удалось сделать в сложнейших условиях войны, кризиса и нарастающего паралича власти16.
При этом образовательная политика Временного правительства слишком часто отличалась нерешительностью и конъюнктурностью, за что и подвергалась резкой критике со стороны ГКНО и других учительских организаций. Стремившийся к немедленному и радикальному обновлению системы образования Государственный Комитет направил основные усилия на разработку необходимых для этого законопроектов, которые большей частью основывались на просвещенческих платформах партий эсеров и меньшевиков. Многие проекты ГКНО имели прогрессивный характер и в случае своего осуществления могли изменить народное образование в России, сделав его подлинно свободным и демократическим. Однако планы немедленной децентрализации и демократизации образования, разработанные Комитетом, страдали явной утопичностью. Их проведение в жизнь в условиях перманентного кризиса могло привести лишь к полному разрушению российской системы образования, которая хоть и была несвободной и излишне централизованной, но функционировала достаточно исправно. Нереальным в то время было и предложение о немедленном введении всеобщего, обязательного и бесплатного начального образования.
Еще одним изъяном в деятельности ВУС и других учительских союзов была их чрезмерная политизированность. На словах провозгласив свое неучастие в политике, они не могли остаться нейтральными в остром противоборстве различных партий и общественных сил. Многие преподаватели, студенты, ученики старших классов принимали все более активное участие в политической борьбе, забросив учебную работу. Лидеры учительских организаций видели в учительстве организующую силу революции, претендовали на его участие в государственном управлении. Постепенно Государственный комитет по народному образованию перехватил инициативу образовательных реформ у Министерства народного просвещения, фактически оттеснив его на второй план. Сложившаяся летом 1917 г. ситуация «двоевластия» в сфере образования также препятствовала проведению централизованных преобразований.
По мере нарастания кризиса росли противоречия между хорошо организованными и относительно благополучными преподавателями обеих столиц и основной массой провинциального учительства, положение которой все более ухудшалось. Радикализация учительской массы заставляла руководство ГКНО и Министерства народного просвещения разрабатывать все более смелые проекты реформ, которые одновременно становились все менее осуществимыми. На местах нарастало разочарование деятельностью центральных органов руководства просвещением, которое выражалось, в частности, в требованиях полной передачи образовательных учреждений в руки органов местного самоуправления17.
Одной из форм общественной активности педагогов была борьба за национальную школу, начавшаяся задолго до Февральской революции. Партии и общественные организации разных народов России критиковали центральную власть за ее невнимание к нуждам национального образования, нежелание допускать обучение на родном языке. Временное правительство отменило многие ограничения в этой области, однако не могло, да и не стремилось реально изменить ситуацию. Поэтому с весны 1917 г. на местах явочным порядком началось строительство национальной школы. Среди наиболее заметных проявлений этого были борьба украинской Центральной Рады за «украинизацию» школы, развитие национальных школ в Грузии и Армении, движение мусульманского учительства Поволжья, Крыма и Туркестана за перевод обучения на родной язык. Дело не обходилось без националистических перехлестов - после многолетнего господства русского языка кое-где его роль в школах стремились ограничить, свести к факультативному изучению.
Во многом тогдашняя ситуация на национальных окраинах России повторяется в наше время. Однако это не единственная перекличка современности с историей. Настоятельная необходимость реформ в сфере образования в наши дни заставляет обратиться к опыту 1917 года, когда впервые за долгий период российские деятели образования смогли свободно обобщить накопленный мировой педагогикой опыт и воплотить его в проектах реформ. Идейный пафос реформаторских проектов сводился к следующим пунктам: 1) отмена бюрократического контроля за деятельностью школы; 2) обеспечение единого, всеобщего и бесплатного обучения; 3) автономия школ и демократизация школьного управления; 4) отмена устаревших предметов и методов обучения с целью приближения школы к требованиям жизни; 5) заимствование передового педагогического опыта западных стран. Нетрудно заметить, что все эти задачи, кроме второй, так и не были решены в советский период и сегодня так же остро стоят перед российским образованием.
Попытка решения этих проблем в 1917 году продемонстрировала уже упомянутый утопизм мышления российских педагогов и интеллигенции в целом. На это еще в тот период указывали видные деятели отечественной педагогики, в частности, П.П. Блонский, который в своих статьях высказывался против механического перенимания западного опыта, особенности в части децентрализации школьного управления и специализации образования. «Именно потому, что Россия страна отсталая, - писал он, - ей прежде всего нужно общее образование»1. Блонский и другие педагоги отвергали создание искусственного разрыва между техническим и гуманитарным образованием, умственным и физическим трудом. Они также выступали за разумную централизацию, против поспешного введения автономии школ - пути к «учительском произволу». Суть их программы состояла в том, что для подлинного успеха школьной реформы необходимо создание «возможности органического развития русской школы, а не бюрократических проектов преобразования ее сверху»18.
Информация о работе Правовая политика Временного Правительства