Правовое регулирование рекламной деятельности в Республике Беларусь: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:14, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение теоретических и практических аспектов экономической эффективности рекламы и проведение сравнительного анализа эффективности различных видов рекламы в Беларуси.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить теоретические основы эффективности рекламной деятельности;
- Провести анализ эффективности различных видов рекламы в Республике Беларусь;
- Определить направления повышения эффективности проведения рекламной кампании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РЕКЛАМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….5
Понятие и функции рекламы……………………………………………….5
Классификация рекламы……………………………………………………9
Средства распространения рекламы………………………………….……12
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………33
2.2 Система нормативных правовых актов, регулирующих рекламную деятельность в Республике Беларусь: проблемы и перспективы……..……33
2.3 Полномочия органов государственного управления в области рекламной деятельности…………………………………………………………………….39
2.4 Порядок осуществления рекламной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………………..……42
ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ СНГ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ…………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….54

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 133.02 Кб (Скачать файл)

Поскольку потребителями  Интернета в большинстве своем  являются представители молодого поколения, значительную часть которого составляют лица, не достигшие 18-летнего возраста, то возникает необходимость дополнительных ограничений для рекламы в Интернете и определения соответствующего интернет-пространства Республики Беларусь. Отсутствие понятия интернет-территории

Республики Беларусь открывает  широкие возможности для размещения законодательно запрещенных видов  рекламы и, как следствие, широкие перспективы для дальнейшего совершенствования и упорядоченности административно-правового регулирования рекламной деятельности данной области.

Первой попыткой административно-правового  регулирования проблем рекламной  деятельности в сети Интернет явилось принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 2006 г. № 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет». Под административно-правовое регулирование данного нормативного-правового акта попадают только интернет-магазины, осуществляющие розничную торговлю. Данный акт определяет интернет-магазин в виде интернет-сайта, то есть совокупности электронных страниц, составленных с помощью любого из используемых в Интернете программных языков. Сайт должен принадлежать субъекту торговли – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, содержать информацию (сведения) о субъекте торговли и информацию о товарах. В соответствии с вышеназванным нормативным-правовым актом сервер, на котором находится сайт, должен размещаться на территории Республики Беларусь, что определяется через доменное имя сервера, зарегистрированное в доменном адресном пространстве белорусского национального сегмента сети Интернет и оканчивающееся на «.by». Регистрация доменного имени подтверждается в обязательном порядке Государственным центром безопасности информации.

При реализации указанной  нормы на практике выявляются следующие  проблемные вопросы. Регистрации подлежат только домены второго уровня, например, magazine.by, shop.by. Большинство существующих на сегодняшний день интернет-магазинов используют доменные имена третьего уровня, например, torg.shop.by и регистрируются доменами второго уровня посредством заключения контракта, на основании которого владелец домена третьего уровня арендует интернет-магазин. Следовательно, в соответствии с существующим порядком, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 сентября 2006г. №1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет» большая часть интернет-магазинов, осуществляющих рекламную деятельность остается не урегулированной и требует административно-правового оформления.

В числе многочисленных интернет-сайтов юридических лиц и предпринимателей Республики Беларусь существуют и содержащие в себе информацию о товарах, реализуемых субъектом, т.е. полноценную рекламу, но не попадают в сферу регулирования указанного постановления по причине отсутствия электронных документов, необходимых для формирования заказа и подачи заявки продавцу.

Под определения и ограничения  постановления Совета Министров  Республики Беларусь от 8 сентября 2006 г. №1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет» не подпадают также рекламные площадки сайтов, осуществляющих оптовую торговлю.

Таким образом, анализ действующих  норм административно-правового регулирования  рекламной деятельности в Республике  Беларусь показывает, что в этой сфере имеются определенные достижения и позитивные результаты. Вместе с тем, очевидно, что в  данной области существуют многочисленные проблемы, решение которых возможно в результате системной реализации ряда общегосударственных программ, в частности дальнейшего совершенствования правовых основ рекламной деятельности и расширения сферы административно-правового регулирования рекламы. В частности, более глубокой регламентации отдельных видов реклам, законодательного определения понятий Интернет-рекламы и интернет пространства Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ СНГ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ

 

В странах с развитой рыночной экономикой правовое регулирование  рекламы прошло долгий путь развития и представляет собой эффективные  механизмы, сочетающие элементы саморегулирования  и государственного регулирования. Развивающиеся страны, как правило, извлекают уроки из опыта регулирования  рекламы в прогрессивных государствах с учетом национальных, религиозных, географических, экономических и  иных особенностей.

   Реклама в большинстве государств относится к виду информации, и главным в правовом регулировании становится защита принципа свободы информации с учетом разумных и оправданных ограничений.

   В целом правовое регулирование построено по принципам, применяемым и в России: в большинстве стран установлены общие и специальные требования к рекламе, определены права и обязанности субъектов рекламного рынка, работают механизмы контроля за соблюдением установленных правил и привлечения нарушителей к ответственности.

   Общие требования к рекламе едины: законность, честность, правдивость, пристойность, соблюдение принципов добросовестной конкуренции, ответственности перед обществом.

   Различия государств проявляются в распределении функций и полномочий между государственными органами и органами саморегулирования с преобладанием последних в развитых странах. Оригинальностью отличаются и установленные в разных государствах специальные требования к рекламе. Меры ответственности к нарушителям применяются самые разнообразные: от лишения свободы до исключения из членов саморегулируемых организаций и отказа от заключения договоров [30, с. 189].

   Цели правового регулирования рекламы в развитых странах носят в основном предупреждающий характер, в связи с чем методы и средства регулирования рекламы направлены на предупреждение правонарушений и сознательное, добровольное соблюдение субъектами рекламного рынка установленных правил.

   Чем моложе рыночная экономика в стране, тем больше в правовом регулировании рекламы запрещающих и обязывающих норм, жестких мер ответственности, активнее роль государственных органов в регулировании рекламы.

   В международном праве проявляется тенденция к унификации правовых норм на территории различных государств, в связи с чем вырабатываются единые правила регулирования рекламы, действующие независимо от государственных границ. В качестве примера международных документов, регулирующих рекламную деятельность, можно привести Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты (1986), Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении (1989), Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (1891), Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере регулирования рекламной деятельности (2003). Государства не только соглашаются принять единые правила регулирования рекламы, но и создают общие органы по разрешению споров, оказывают друг другу правовую помощь в выявлении, пресечении, предупреждении нарушений, применении мер ответственности.

   Государства, расположенные на территории бывшего СССР, имеют незначительный опыт регулирования рекламы. Многие законы о рекламе были приняты здесь в середине 90-х годов на основании Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» 1995 г.

   К общим требованиям к рекламе в странах бывшего СССР относится обязательность ее распространения на государственном языке. Специфику также имеют установленные требования к рекламе отдельных товаров, услуг, некоторым способам распространения рекламы.

   Например, Закон Эстонской Республики «О рекламе» (1997) запрещает непристойную рекламу (статья 5).

   Непристойная реклама – реклама, которая противоречит добропорядочным манерам и привычкам, провоцирующая незаконное поведение, нарушение общего морального кодекса или содержащая такие действия. Реклама считается неприличной, в частности, если она:

• представляет, провоцирует  или поддерживает дискриминацию  нации, расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, происхождения, религии, политических или других убеждений, или по финансовому  или социальному статусу, или  по другим обстоятельствам;

• порождает насильственное поведение или поощряет применение насилия для достижения цели или  при выборе средств для достижения цели;

• обесценивает законопослушное  поведение или оправдывает прямое или косвенное нарушение закона как средство достижения цели;

• основана на предрассудках, суеверии, страхе или жалости и сострадании общества;

• содержит визуальное или  словесное выражение полового акта, неуместную наготу или антисоциальное сексуальное поведение;

• представляет ложную информацию о другом лице или его продукции, услугах или других обстоятельствах.

   Закон Украины «О рекламе» (2006) запрещает виды деятельности по рекламированию алкогольных напитков и табачных изделий, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки и табачные изделия:

• спонсорство мероприятий, предназначенных преимущественно  для лиц моложе 18 лет, с использованием знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные  напитки и табачные изделия;

• распространение и продажу  любых товаров с использованием знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия и алкогольные напитки, лицам до 18 лет.

    Реклама табачных изделий и алкогольных напитков в Украине, а также знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются данные изделия и напитки, должна сопровождаться текстами предупреждения такого смысла: «Курение может вызвать раковые заболевания», «Чрезмерное употребление алкоголя вредно для вашего здоровья». Каждому предупреждению должно быть отведено не меньше 15 процентов площади (объема) всей рекламы. Цвет текста предупреждения должен быть контрастным по отношению к цвету фона предупреждения [30, с. 80].

    Закон Республики Казахстан «О рекламе» (2003) устанавливает, что реклама не должна использоваться для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Республики Казахстан, подрыва национальной безопасности, войны, социального, расового, национального, религиозного, полового, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны; не должна побуждать граждан к насилию, жестокости, агрессии, возбуждать панику, а также к иному противоправном действию (бездействию).

   Закон Республики Узбекистан «О рекламе» (1998) предъявляет особые требования к рекламе на телевидении и радио. Ведущие, дикторы и другие участники телепередачи за пределами времени, отведенного для рекламы, не имеют права специально демонстрировать продукцию либо характеризовать ее потребительские качества как прямо, так и опосредованно. Работникам телевидения и радио запрещается заниматься рекламой под видом информации: указывать реквизиты производителя продукции, адрес, контактный телефон, коммерческие признаки продукции.

    В целом законы, регулирующие рекламную деятельность в странах СНГ, по своей структуре, средствам и методам правового регулирования соответствуют Федеральному закону Российской Федерации «О рекламе» 1995 г.

  Важным документом, свидетельствующим о попытке унификации законодательства и объединения усилий в сфере правового регулирования рекламы, является Соглашение о сотрудничестве стран – участниц Содружества Независимых Государств в сфере регулирования рекламной деятельности (одобрено Постановлением Правительства России от 18 декабря 2003 г. № 756).

   Целями соглашения провозглашены:

• активизация торговых связей между странами – участницами  СНГ;

• проведение согласованной  антимонопольной политики;

• сотрудничество в области  защиты прав потребителей;

• развитие рекламной деятельности;

• обеспечение интересов  предпринимателей и потребителей рекламы.

Предметом соглашения является регулирование отношений, возникающих  в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках стран – участниц Содружества  Независимых Государств, включая  рынки банковских, страховых и  иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами физических и  юридических лиц, а также рынки  ценных бумаг.

Согласно данному соглашению, для рекламы установлены следующие  правила:

Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности в Республике Беларусь: проблемы и перспективы