Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 10:06, доклад
Развитие феодальных отношений во Франции привело к тому, что действовавшие в период правления Каролингов варварские Правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Основным источником становится обычное (кутюмное) право.
С ростом городов, увеличение численности их населения, с развитием товарно-денежных отношений происходит рецепция римского права.
Уральский Государственный Юридический Университет
Институт Прокуратуры
Доклад
По теме:
«Правовой статус лиц в средневековой Франции»
Выполнил: студент группы 111
Байрамалиев Арзу
Проверил: Костогрызова Любовь Юрьевна
Екатеринбург 2014
Правовой статус лиц в средневековой
Франции
Развитие феодальных отношений во Франции привело к тому, что действовавшие в период правления Каролингов варварские Правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Основным источником становится обычное (кутюмное) право.
С ростом городов, увеличение численности их населения, с развитием товарно-денежных отношений происходит рецепция римского права. В связи с этим Франция как бы делилась на две части: юг назывался страной писаного (римского) права, север — страной обычного права.
Начиная с XIII в. стали предприниматься со стороны юристов-практиков попытки определенной систематизации кутюмов в виде сборников обычаев. Так, около 1255 г. был составлен «Большой сборник обычаев Нормандии»; в 1273 г. кутюмы Орлеана, Оверни и Анжу были собраны в сборник, получивший название «Учреждения Святого Людовика», куда вошли также некоторые ордонансы этого короля и извлечения из римского и канонического права. Широкой известностью пользовался сборник «Кутюмы Бовези» (1282 г.), составленный Бомануаром, считавшимся первым теоретиком французского права. В 1389 г. появляется «Большой сборник обычаев Франции». Но все эти сборники были частными систематизациями и не имели официального признания.
В процессе объединения страны и усиления королевской власти предпринимаются меры по упорядочению кутюмного права. В результате во второй половине XV и в XVI вв. появились официальные утвержденные королем сборники кутюмов, среди которых наибольшим значением пользовались кутюмы Парижа. Но и за этими сборниками не была признана общеобязательная сила для всей страны.
С усилением централизации и королевской власти возросло значение королевских ордонансов. Основным фактором, вносившем единство в феодальное право Франции, являлась рецепция римского права6, которое пользовалось значительным авторитетом не только на юге страны, но и в области обычного права.
Наряду с римским правом на развитие французского феодального права оказало известное влияние каноническое (церковное) право, которое содержало ряд положений, оказавших влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейного права.
Если говорить о королевских ордонансах, то с середины XIII в. королевской власти удалось добиться действия своих ордонансов на территории вассальных герцогств и графств независимо от согласия их владельцев.
Развитие феодальных отношений характеризовалось во Франции, как и в других странах, упрочением системы сложных вещных прав, основным объектом которых была земля. Частная собственность на землю (аллод) прежде всего утвердилась в среде феодальной знати. Но основными и наиболее распространенными правами на землю были «держания» — феодальные зависимые права, приобретавшиеся от вышестоящего сеньора. Наиболее распространенными видами земельных держаний были феоды и цензивы.
Феод — благородное (дворянское) держание земли на основе вассальных (ленных) отношений. В отличие от бенефиция, которым наделялся вассал на условиях военной службы, феод являлся наследственным владением независимо от службы. Вассалы имели в отношении феодов право владения, пользования и передачи по наследству. Если вассал умирал без наследников, то феод возвращался сеньору. Вассалу принадлежали все доходы феода. Только при переходе феода к наследнику последний должен был платить в пользу сеньора пошлину (рельеф), которая по данным кутюмов к XIII в. составляла годичный доход феода.
Держание земли лично свободными крестьянами — вилланами осуществлялось в порядке так называемой цензивы, при которой уступка участка земли собственником аллода или владельцем феода делала крестьянина наследственным пользователем земли с возложением на него разнообразных платежей в пользу сеньора. Разновидностью цензивы была издольщина («шампар), когда виллан был обязан вносить в пользу феодала часть урожая.
Семейное право регламентировалось главным образом каноническим правом. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мальчиков и в 12 лет — для девочек. Недействительными считались браки духовенства и монашествующих; браки с лицами, не получившими крещения; браки между родственниками; браки, заключенные под влиянием насилия или ошибки, исключающих возможность согласия на брак с данным лицом.
Существовало понятие незаконного брака (брак, заключенный после помолвки с другим лицом; или в постный день; а также без предварительного публичного оглашения). В указанных случаях хотя брак и считался незаконным, но он сохранял силу; супруги подлежали церковному наказанию.
С течением времени для действительности брака обязательным был церковный обряд, что стало фиксироваться в постановлениях церковных соборов, начиная с XI в. Тридентский собор 1545 г. объявил недействительными браки, заключенные без церковного благославения.
Если говорить о личных отношениях супругов, то они были обязаны к совместному проживанию и к соблюдению супружеской верности. Супруг, покинувший дом и другого супруга мог быть затребован обратно с помощью церковных и светских властей. Супружеская измена рассматривалась как правонарушение, дававшее оскорбленному супругу право на раздельное жительство.
Главой семьи считался муж, которому жена должна повиноваться и которому разрешалось подвергать ее телесным наказаниям.
Начиная с XIV в. жена лишается дееспособности, ей запрещается совершать юридические сделки даже с согласия мужа. По учению церкви брак мог быть прекращен только после смерти мужа или жены; развод не допускался.
Что касается имущественных отношений супругов, то по кутюмам существовала обязанность супружеского имущества, которым управлял и распоряжался муж как глава семьи. В областях, где действовало писаное право (римское право) общности имущества супругов не существовало.
Говоря о родительской власти, следует отметить, что по кутюмам она рассматривалась как своего рода опека над людьми. В случае смерти отца она переходила к матери. Родительская власть прекращалась с достижением совершеннолетия или вступлением детей в брак.
На юге Франции, где действовало писаное (римское) право, закреплялась сильная власть домовладыки; родительская власть принадлежала только отцу и длилась до его смерти, независимо от возраста детей.
Федеральные отношения сказались на особенностях в наследственном праве. Движимости, а также благоприобретенные недвижимости, переходили по наследству кровным родственникам. В первую очередь призывались к наследованию нисходящие (дети, внуки), между которыми имущество делилось поровну, независимо от пола и возраста.
При отсутствии нисходящих имуществ наследовали восходящие (родители); если не было восходящих, к наследству призывались боковые родственники (братья и сестры).
Родовые имущества могли наследоваться только нисходящими и боковыми родственниками. В отношении последних действовало правило: «отцовское имущество — отцовской родне, материнское — материнской».
Феоды наследовались по принципу майората: переходили к старшему из наследников по праву «старшинства» или «первородства».
Что касается наследственных прав жены, то она получала либо долю общего супружеского имущества, либо то имущество, которое было назначено ей мужем в виде брачного дара при заключении брака.
Наследование по завещанию более широко допускалось на юге Франции, где действовало рецептированное римское право. Передать имущество посторонним с устранением законных наследников завещатель не мог. Для того, чтобы воспрепятствовать переходу родовых имуществ в посторонние руки при жизни наследодателя, его законным наследникам было предоставлено право родового выкупа имений, проданных на сторону.
До XIV в. основным источником
уголовного права Франции были
кутюмы. Делаются попытки подразделить
преступные деяния по
Начиная с XIV в. основным источником уголовного права становятся ордонансы. Целью наказания становится устрашение. Появилась тенденция отхода от принципа, согласно которому дело возбуждалось лишь при наличии виновности правонарушителя.
Информация о работе Правовой статус лиц в средневековой Франции