Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе свобода совести является одной из самых значительных и существенных проявлений духовной жизни социума. Как явление духовной культуры, свобода совести относится и к политике, и к праву, и к другим сферам общественной жизни. Подобное разнообразие основывается на субъективных предпочтениях правоведов и законодателей, особенностях конкретных культурно-исторических моментов, а так же связано со сложностью предмета регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Сущность свободы совести и ее конституционные основы
§ 1 Свобода совести как правовая категория
§ 2 Конституционные основы свободы совести
ГЛАВА 2 Государственно-церковные отношения
§ 1 Принцип светскости государства
§ 2 Государственная политика в сфере свободы совести
§ 3 Защита прав граждан на свободу совести
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Дубинчик-2.docx

— 75.22 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, пункт 1 ст. 15. гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Ст. 28 Конституции РФ объясняет смысл права свободы совести. Каждому гражданину РФ «гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Права и свободы, предусмотренные в этой статье, не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (п. 3 ст. 56). В продолжение этого положения ст. 29 Конституции каждому гарантирует свободу мысли и слова. Каждый имеет право на объединение, и государством гарантируется свобода деятельности общественных объединений (п. 1 ст. 30).

Свобода вероисповедания гражданами реализовывается не только в свободе  выбора религии, но и в праве, создавать  религиозные организации. Среди  норм регулирующих правовое положение  религиозных организаций  в Конституции РФ прежде всего можно выделить п. 5 ст. 13, ст. 14; п. 2 ст. 19, ст. 28, 29, 31 и ряд других статей Конституции РФ.    

Конституция РФ утверждает базовые  положения современной российской государственности, особенно для религиозных  организаций. Согласно ей «Российская  Федерация - светское государство. Никакая  религия не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной» (п.1 ст. 14). В п. 2 ст.14 записано, что «религиозные объединения отделены от государства и равны перед  законом». Эти два положения для  многоконфессионального государства  и религиозных организаций носят  принципиальный характер, так как  они задают правовое регулирование  государственно-конфессиональных отношений.

Религиозные организации в своей  деятельности должны исходить из того, что по Конституции Российской Федерации  «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права  и свободы других лиц (п. 3.ст.17). Кроме  того, современное государство «гарантирует равенство прав и свобод» независимо «от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям». Эта же статья запрещает «любые формы  ограничения прав граждан по признакам  социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (п. 2 ст.19).

По действующей Конституции  запрещается «создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13). Ст.9 не допускает пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. В России запрещена пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (п. 2 ст.29).

     

 

 Кроме Конституции государственно-конфессиональные  отношения регулируются целым  рядом других нормативно-правовых  актов. 26 сентября 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». В современной России он является основным нормативно-правовым актом, регулирующим религиозные вопросы.

С 2000-2006г. в  Закон было внесено множество  изменений и  поправок, которые, по мнению В.С. Слабожниковой, не затрагивали базовых, принципиальных основ обеспечения права граждан России на свободу совести и вероисповедания.

Преамбула Закона не менялась со времени  принятия. В ней подчеркивается преемственность  данного Закона и действующей  Конституции РФ и выказывается уважение государства к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, которые «составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов  России». С принятием указанного закона государство законодательно закрепило приоритетное сотрудничество с «традиционными» для России религиозными объединениями, – православными, мусульманскими, иудаистскими и буддистскими и стало проводить протекционистскую политику по отношению к ним. Цель закона - «содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания». Признается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры».

Это положение после принятия Закона стало предметом дискуссии, которая продолжается до сих пор. Оно никого не удовлетворило. Русскую Православную Церковь - своей краткостью, скромностью и неопределенностью оценки роли православной церкви в истории России. Кроме того, ничего не сказано о вкладе православия в формирование российской государственности. Другие же конфессии не устроило наличие такого положения в преамбуле. Оно расценено как отступление от принципа равенства религий в России.

Ключевым положением Закона стало  юридическое закрепление, и регламентация обеспечения права на свободу совести и вероисповедания. Это право трактуется, как «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Оно распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 1 ст. 3). Данная формулировка повторяет подходы, указанные в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Но в Конституции России указано не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). Каждому гарантируется свобода религиозной или атеистической деятельности12. Это право может быть ограничено только Федеральным законом в случае необходимости «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (п. 2 ст. 3).

На конституционном  уровне, таким образом, свобода совести  формально связывается со свободой вероисповедания, но не отождествляется  с ней, как было раньше. В первой главе указано также, что это  два самостоятельных понятия, каждое из которых имеет свое юридическое  наполнение и значение. Но при детальном  анализе названной статьи Конституции  РФ выясняется, что свобода совести  и свобода вероисповедания составляют единое понятие и единый правовой институт.13

К данному  правовому институту необходимо относить и нормы, содержащиеся в  ряде других статей Конституции России и гарантирующие свободу совести  и вероисповедания.

Это нормы, закреплённые в ст. 13 Конституции «принцип идеологического многообразия» , ч. 1 ст. 14 «светский характер государства и запрет на установление государственной или обязательной религии», ч. 2 ст. 14 «отделение религиозных объединений от государства и их равенство перед законом», ст. 19 «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии и убеждений, и запрещение любых форм ограничения прав граждан по признаку религиозной принадлежности», ст. 29 «недопущение пропаганды или агитации возбуждающих религиозную ненависть и вражду, запрет на пропаганду религиозного превосходства», ч. 3 ст. 59 «право гражданина в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы на замену ее альтернативной гражданской службой».

Часть 2 ст. 17 определяет, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; это распространяется и на религиозные свободы и права. Согласно ст. 18 Конституции , права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. То есть все нормы права и действия властей должны учитывать интересы конфессий и верующих. Право на свободу и личную неприкосновенность, определенно в ст. 22 Конституции РФ «невозможность задержания лиц по принципу исповедания определенной религии, если при этом не нарушаются законы государства».

Таким образом, в нашей стране на сегодняшний  день созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки осуществления каждым человеком (верующим или неверующим) права на свободу совести и  вероисповедания.

О праве  на свободу совести и вероисповедания  говорят и Конституции (Уставы) субъектов РФ. К примеру, ст. 25 Конституции Республики Тыва, ст. 29 Конституции Республики Коми. п. 7 Закона Челябинской области «Устав (Основной Закон) Челябинской области», ст. 13 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и др.

Принципиальным в обеспечении  свободы совести является защита граждан от насилия и принуждения.

В рамках гарантии на свободу совести  закон защищает граждан от принуждения  при определении отношения к  религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию  или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и  церемониях, в деятельности религиозных  объединений, в обучении религии (п. 5 ст. 3). Запрещается и преследуется в соответствии с Федеральным законом : «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувства граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий» (п. 6 ст. 3).

В указанных  правах раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и  личности. С учетом современных подходов к правам человека в нормативно-правовые акты необходимо добавить и обязанности  государства по отношению к личности. То есть, праву на свободу совести  и вероисповедания должны соответствовать  определенные обязанности государства  по гарантированию этого права, входящие в правовой статус личности. В противном  случае права и свободы получаются декларативными и пустыми14.

Таким образом, по словам В.С. Слабожниковой 15, в Российской Федерации Конституцией России определены основные принципиальные положения таких важных прав граждан, как свобода совести и свобода вероисповедания. Изучив Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» можно сделать вывод, что в нем конкретизированы конституционные основы. Принимаемые почти ежегодно поправки к данному Закону свидетельствуют о дальнейшем совершенствовании его положений.

Одним из главных международных актов  в данной сфере является Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии  или убеждений, принятая резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН  от 25.11.1981 г. Ст. 6 Декларации закрепила основное содержание свободы совести и религии16. В ст. 2 данного документа указано, что: «Нетерпимость и дискриминация на основе религии или убеждений означают любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод».

Международный пакт «О гражданских и политических правах» свободу совести и религии соединяет со свободой мысли, включая в нее «свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений». Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору» (ст. 18)17.

 Федеральный  закон «О свободе совести и  о религиозных объединениях»  в основном отвечает международно-правовым  обязательствам России, взятым ею  на себя в качестве государства  – участника Международного пакта  о гражданских и политических  правах и Европейской конвенции  о защите основных прав и  свобод человека.

 

 

§ 1 Светскость государства

 

Несмотря на историческую молодость18 светского государства, можно выделить как минимум два его типа. Первый тип

- внеконфессиональное государство,  второй 

- атеистическое государство. 

Внеконфессиональное государство представляет собой государство, которое сознательно отстраняет себя от всего, что происходит в религиозной сфере, позволяя решать эти вопросы гражданскому обществу.

Главное в атеистическом государстве - идеологическое противостояние религиозным организациям. «Наше современное государство дает основание говорить еще об одном типе светского государства - государство, поддерживающее культурное сотрудничество со всеми религиозными объединениями». 19

Прежде всего, светскость государства  предполагает отделение государства  от всех Церквей. Согласно статье 14 Конституции  РФ наше государство – светское, т.е. рассматривает церковные организации, работающие на территории России, как  независимые от него общественные организации. Все действующие структуры государства  и все структуры Церквей должны работать независимо друг от друга  и не должны вмешиваются в дела друг друга. Государство может и  должно вмешиваться в дела Церквей  только в тех случаях, когда действия Церквей нарушают его законы.

Другая важная характеристика светскости государства состоит в том, что  она объявляет равенство всех религий и Церквей.

Светское государство в типологии  государств по принципу соотношения  государственной власти и религиозной  идеологии отличается от теократического  государства, в котором религиозный  лидер или группа религиозных лидеров, находясь во главе государства, возглавляют органы государственной власти, при этом религиозные объединения не отделены от государства. Отсутствует разделение полномочий органов государственной власти и руководства религиозной организации, происходит смешение органов государственной власти и органов управления религиозной организации, религиозные организации обладают правом участвовать в деятельности государственных органов или влиять на их деятельность.

Информация о работе Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести