Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа

Краткое описание

В современном обществе свобода совести является одной из самых значительных и существенных проявлений духовной жизни социума. Как явление духовной культуры, свобода совести относится и к политике, и к праву, и к другим сферам общественной жизни. Подобное разнообразие основывается на субъективных предпочтениях правоведов и законодателей, особенностях конкретных культурно-исторических моментов, а так же связано со сложностью предмета регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Сущность свободы совести и ее конституционные основы
§ 1 Свобода совести как правовая категория
§ 2 Конституционные основы свободы совести
ГЛАВА 2 Государственно-церковные отношения
§ 1 Принцип светскости государства
§ 2 Государственная политика в сфере свободы совести
§ 3 Защита прав граждан на свободу совести
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Дубинчик-2.docx

— 75.22 Кб (Скачать файл)

Светский характер государства  не означает, что оно никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Государство осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания  и деятельности религиозных объединений. Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной  системы общественных отношений, а  является ее частью, испытывая на себе влияние многих социальных процессов. Религиозные объединения являются частью, институтами гражданского общества, верующие являются точно такими же полноправными гражданами Российской Федерации, как неверующие (ч. 2 ст. 6, ч.1 и 2 ст.19 Конституции РФ), поэтому светский характер государства не предполагает полной изоляции религиозных объединений от общественной жизни, от социальных процессов.

На основании вышесказанного принцип  светского характера государства  означает следующее:

- гарантируется свобода вероисповедания,  никакая религия либо нерелигиозная,  включая атеистическую, идеология  не устанавливается в качестве  обязательной, государство не оказывает  поддержку пропаганде антирелигиозных  идей и учений, никакая религия  не устанавливается в качестве  основы государственной власти;

- члены общества обладают равным  объемом прав и свобод независимо  от отношения к религии и  принадлежности или непринадлежности  к какой-либо религии; 

- религиозные объединения отделены от государства. они не включены в систему органов государственной власти и местного самоуправления; не вмешиваются в деятельность органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления и не выполняют их функций; никакие действия или решения органов государственной власти и местного самоуправления, реализующие их функции, не согласовываются с религиозными объединениями и не утверждаются ими;

- государство не делегирует  религиозным объединениям и их  руководителям (должностным лицам,  священнослужителям) какие-либо государственно-властные  либо муниципальные правомочия  и не возлагает на них выполнение  функций органов государственной  власти, других государственных  органов, государственных учреждений  и органов местного самоуправления;

- в органах государственной  власти, других государственных  органах и органах местного  самоуправления, государственных учреждениях  и государственных и муниципальных  организациях, воинских частях не  могут образовываться структуры  религиозных объединений (п. 6 ст. 3) (что не исключает совместного  учредительства или участия в  каких-либо социально значимых  проектах);

- Органам государственной власти  и местного самоуправления запрещено  использовать публичные религиозные  обряды и церемонии. 

- государство, его органы и  должностные лица, органы местного  самоуправления не осуществляют  вмешательства во внутренние  дела религиозных объединений,  не участвуют в регулировании  внутреннего устройства религиозных  объединений; 

- в государственной судебной  системе отсутствуют какие-либо  особые духовные, религиозные или  конфессионольные суды;

- нормы религиозных законов  (каноническое право) не являются  источниками права в государстве  (за исключением специально оговоренных  в законодательстве); решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично-правовых или частноправных норм и актов; государство не участвует в их реализации для верующих;

- в государственных  и муниципальных образовательных учреждениях закреплен светский характер образования. Не может быть установлено в качестве обязательного какое-либо религиозное вероучение или нерелигиозная (включая антирелигиозную или атеистическую) идеология; государственные и муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения не организуются и не контролируются религиозными объединениями (за исключением участия в общественном контроле системы образования на равных с остальными институтами гражданского общества основаниях);

- государство, его органы и  должностные лица не вмешиваются  в вопросы определения гражданами  своего отношения к религии,  в законную деятельность религиозных  объединений;

- государство  не финансирует религиозную деятельность религиозных объединений, но при этом содействует развитию благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности религиозных объединений. Государство создает условия для осуществления благотворительной деятельности, осуществляет правовое регулирование и предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот. Оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Предоставление помощи не нарушает провозглашенного принципа отделения  религиозных объединений от государства, поскольку такая помощь предоставляется  независимо от конфессиональной принадлежности и выходит за собственно религиозные рамки, имея общественную и государственную значимость.

        В рамках реализации принципа отделения государство определило и обязанности религиозных объединений:

- Они создаются и осуществляют  свою деятельность в соответствии  со своей собственной иерархической  структурой.

- В Российской Федерации они  не могут выполнять функции  органов государственной власти, других государственных органов,  государственных учреждений и  органов местного самоуправления.

- Особо оговаривается их непосредственное  неучастие в политике. Они не  участвуют в выборах в органы  государственной власти и в  органы местного самоуправления, в деятельности политических  партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь (п. 5 ст. 4).

Названные ограничения относятся  только к религиозным объединениям и не распространяются на их членов как граждан страны. Они наравне  с другими могут участвовать  «в управлении делами государства, выборах  в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений» (п. 6 ст. 4).

Конечно, светское государство в  чистом виде не может и не должно возводить какую-либо религию в  ранг государственной (официальной), признавать ее обязательной или как-либо особо выделять ее или покровительствовать ей. Но в реальной жизни во многих демократических странах нередко официально признается особая роль той или иной религии, исходя из ее действительного места в реальной жизни соответствующего общества и государства.

 

       

 

§ 2 Государственная политика в сфере свободы совести 

 

Политика  и религия в российском обществе взаимосвязаны . Призваны разными средствами способствовать личному и общественному благу людей. Интересен опыт исследователей других стран. Так, американский ученый К. Дьюрэм в качестве критерия деления на типы церковно-государственных систем выделяет степень религиозной свободы в обществе (абсолютная религиозная свобода и ее отсутствие). Она оценивается как степень влияния государства на религиозную веру и поведение верующих и как степень соединения государственных и религиозных институтов (отделение и полное соединение).

В общем виде отношения государства  и религиозных объединений можно  представить как изображение  ряда типов религиозно-государственных  режимов20:

●  абсолютная теократия;

● государственные церкви, объединяющие целый ряд возможных церковно-государственных  конфигураций с разным отношением к  религиозной свободе для групп  меньшинства:

а) режим с государственной церковью, при котором существует монополия  в религиозных делах, тесно связанная  с теократическим правлением (Испания  или Италия в некоторые периоды  своей истории);

б) страны с государственной религией, проявляющей терпимость к ограниченному  кругу вероисповеданий (исламская  страна, толерантная к библейскому  народу);

в) страны, поддерживающие государственную  церковь, но вместе с тем гарантирующие  равное отношение ко всем другим религиозным  вероисповеданиям (Великобритания);

● признание государством церкви, при котором страны не могут официально заявить, что та или иная церковь  является государственной, но согласны с тем, что одна из них занимает особое место в их традициях.

● сотрудничающие режимы, при которых  не предусматривается специальный  статус для преобладающих церквей, однако государство тесно сотрудничает с церквями различными способами (например, Германия);

● приспосабливающиеся режимы, при  которых государство может настаивать на отделении церкви от государства  и все же сохранять благожелательный нейтралитет по отношению к религии, который можно рассматривать  как сотрудничество без оказания каких-либо прямых финансовых субсидий религии или религиозному образованию;

●    режимы отделения, в наиболее мягкой форме мало отличающиеся от приспосабливающихся режимов или  устанавливающие более жесткий  порядок отделения церкви от государства. «Отделение» в его самом нежелательном  виде требует, чтобы религия была удалена из любой сферы, которую  желает занять государство, при этом приемлет любые методы вмешательства  в религиозные дела;

●   непреднамеренное безразличие;

● законодательное и бюрократическое  безразличие к церкви, совпадающее  с некоторыми типами режимов отделения  церкви от государства, искусное или  не очень искусное предоставление привилегий ведущей конфессии или господствующим группам;

●  враждебность и неприкрытое  преследование.

Р.А. Подопригора в зависимости  от степени религиозной составляющей в устройстве Выделил следующие  типы государств:

1) религиозные; 

2) с государственной религией;

3) основанные на нейтралитете  по отношению к религиозным  организациям;

4) основанные на отделении религиозных  организаций от 

государства. 21

Современный подход российских ученых к решению этой проблемы неоднороден  и противоречив, что, например, позволило  протоиерею В.А. Чаплину высказать  следующее мнение: «На российской сцене сегодня конкурируют три  модели церковно-государственных отношений: светская, американская и традиционная европейская».

Соглашаясь с этим мнением, необходимо отметить, что его автор не называет еще одну очень серьезную силу - сторонников клерикализации22 отношений государства и религиозных объединений.

Причем эта тенденция проявляется  в деятельности не только последователей православия или ислама, но и некоторых  набирающих силу направлений протестанизма, а так же в деятельности новых религиозных движений.

По мнению ряда исследователей, задачи религиозной политики России в правовой сфере сводятся к следующему:

● обеспечение конституционного права личности на свободу совести и вероисповедания;

● совершенствование законодательства в области реализации свободы вероисповедания;

● приведение в соответствие федерального и регионального законодательства с учетом особенностей религиозной ситуации в субъектах Федерации;

● регистрация религиозных объединений и контроль над их уставной деятельностью.

В пояснительной записке к проекту  «Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации», разработанному Главным управлением Минюста России по г. Москве и Институтом государственно-конфессиональных отношений и права, отмечено: «Одним из основополагающих нововведений в сфере государственных отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации, предлагаемым в проекте Концепции, является введение понятия традиционной религиозной организации, что учитывает, как считают авторы, широко распространенную зарубежную практику.

Государство как институт, призванный представлять интересы всех своих граждан, должно при взаимодействии с религиозными объединениями учитывать, что значительно  различающиеся по численности части  населения Российской Федерации  выражают принадлежность или предпочтительное отношение к разным религиозным  объединениям.

Государство вправе по-разному сотрудничать с религиозной организацией, насчитывающей  сотни тысяч или миллионы последователей, и религиозной группой из нескольких десятков человек.

По аналогии права, расширенная  правосубъектность традиционных религиозных  организаций, предполагающая преимущественное сотрудничество государства с ними, не противоречит конституционной норме  о равенстве всех религий перед  законом»

 

§3 Защита прав граждан на свободу совести

 

Конституция РФ (ст.ст. 45, 46) гарантирует своим  гражданам  государственную защиту их прав и свобод и одновременно предоставляет им возможность самим защищать свои права и свободы, в том числе и путем обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Надзор и  контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях осуществляет государство в лице органов прокуратуры, юстиции и суда.

Информация о работе Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести