Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа
В современном обществе свобода совести является одной из самых значительных и существенных проявлений духовной жизни социума. Как явление духовной культуры, свобода совести относится и к политике, и к праву, и к другим сферам общественной жизни. Подобное разнообразие основывается на субъективных предпочтениях правоведов и законодателей, особенностях конкретных культурно-исторических моментов, а так же связано со сложностью предмета регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Сущность свободы совести и ее конституционные основы
§ 1 Свобода совести как правовая категория
§ 2 Конституционные основы свободы совести
ГЛАВА 2 Государственно-церковные отношения
§ 1 Принцип светскости государства
§ 2 Государственная политика в сфере свободы совести
§ 3 Защита прав граждан на свободу совести
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Светский характер государства
не означает, что оно никак не
взаимодействует с религиозными
объединениями. Государство осуществляет
правовое регулирование реализации
гражданами права на свободу вероисповедания
и деятельности религиозных объединений.
Система отношений между
На основании вышесказанного принцип
светского характера
- гарантируется свобода
- члены общества обладают
- религиозные объединения отделены от государства. они не включены в систему органов государственной власти и местного самоуправления; не вмешиваются в деятельность органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления и не выполняют их функций; никакие действия или решения органов государственной власти и местного самоуправления, реализующие их функции, не согласовываются с религиозными объединениями и не утверждаются ими;
- государство не делегирует
религиозным объединениям и их
руководителям (должностным
- в органах государственной
власти, других государственных
органах и органах местного
самоуправления, государственных учреждениях
и государственных и
- Органам государственной
- государство, его органы и
должностные лица, органы местного
самоуправления не
- в государственной судебной
системе отсутствуют какие-
- нормы религиозных законов
(каноническое право) не
- в государственных и муниципальных образовательных учреждениях закреплен светский характер образования. Не может быть установлено в качестве обязательного какое-либо религиозное вероучение или нерелигиозная (включая антирелигиозную или атеистическую) идеология; государственные и муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения не организуются и не контролируются религиозными объединениями (за исключением участия в общественном контроле системы образования на равных с остальными институтами гражданского общества основаниях);
- государство, его органы и
должностные лица не
- государство не финансирует религиозную деятельность религиозных объединений, но при этом содействует развитию благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности религиозных объединений. Государство создает условия для осуществления благотворительной деятельности, осуществляет правовое регулирование и предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот. Оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Предоставление помощи не нарушает провозглашенного принципа отделения религиозных объединений от государства, поскольку такая помощь предоставляется независимо от конфессиональной принадлежности и выходит за собственно религиозные рамки, имея общественную и государственную значимость.
В рамках реализации принципа отделения государство определило и обязанности религиозных объединений:
- Они создаются и осуществляют
свою деятельность в
- В Российской Федерации они
не могут выполнять функции
органов государственной
- Особо оговаривается их
Названные ограничения относятся только к религиозным объединениям и не распространяются на их членов как граждан страны. Они наравне с другими могут участвовать «в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений» (п. 6 ст. 4).
Конечно, светское государство в чистом виде не может и не должно возводить какую-либо религию в ранг государственной (официальной), признавать ее обязательной или как-либо особо выделять ее или покровительствовать ей. Но в реальной жизни во многих демократических странах нередко официально признается особая роль той или иной религии, исходя из ее действительного места в реальной жизни соответствующего общества и государства.
§ 2 Государственная политика в сфере свободы совести
Политика и религия в российском обществе взаимосвязаны . Призваны разными средствами способствовать личному и общественному благу людей. Интересен опыт исследователей других стран. Так, американский ученый К. Дьюрэм в качестве критерия деления на типы церковно-государственных систем выделяет степень религиозной свободы в обществе (абсолютная религиозная свобода и ее отсутствие). Она оценивается как степень влияния государства на религиозную веру и поведение верующих и как степень соединения государственных и религиозных институтов (отделение и полное соединение).
В общем виде отношения государства
и религиозных объединений
● абсолютная теократия;
● государственные церкви, объединяющие
целый ряд возможных церковно-
а) режим с государственной
б) страны с государственной религией, проявляющей терпимость к ограниченному кругу вероисповеданий (исламская страна, толерантная к библейскому народу);
в) страны, поддерживающие государственную церковь, но вместе с тем гарантирующие равное отношение ко всем другим религиозным вероисповеданиям (Великобритания);
● признание государством церкви, при котором страны не могут официально заявить, что та или иная церковь является государственной, но согласны с тем, что одна из них занимает особое место в их традициях.
● сотрудничающие режимы, при которых не предусматривается специальный статус для преобладающих церквей, однако государство тесно сотрудничает с церквями различными способами (например, Германия);
● приспосабливающиеся режимы, при
которых государство может
● режимы отделения, в наиболее
мягкой форме мало отличающиеся от
приспосабливающихся режимов
● непреднамеренное безразличие;
● законодательное и
● враждебность и неприкрытое преследование.
Р.А. Подопригора в зависимости
от степени религиозной
1) религиозные;
2) с государственной религией;
3) основанные на нейтралитете по отношению к религиозным организациям;
4) основанные на отделении
государства. 21
Современный подход российских ученых
к решению этой проблемы неоднороден
и противоречив, что, например, позволило
протоиерею В.А. Чаплину высказать
следующее мнение: «На российской
сцене сегодня конкурируют три
модели церковно-государственных
Соглашаясь с этим мнением, необходимо отметить, что его автор не называет еще одну очень серьезную силу - сторонников клерикализации22 отношений государства и религиозных объединений.
Причем эта тенденция
По мнению ряда исследователей, задачи религиозной политики России в правовой сфере сводятся к следующему:
● обеспечение конституционного права личности на свободу совести и вероисповедания;
● совершенствование законодательства в области реализации свободы вероисповедания;
● приведение в соответствие федерального и регионального законодательства с учетом особенностей религиозной ситуации в субъектах Федерации;
● регистрация религиозных объединений и контроль над их уставной деятельностью.
В пояснительной записке к
Государство как институт, призванный представлять интересы всех своих граждан, должно при взаимодействии с религиозными объединениями учитывать, что значительно различающиеся по численности части населения Российской Федерации выражают принадлежность или предпочтительное отношение к разным религиозным объединениям.
Государство вправе по-разному сотрудничать с религиозной организацией, насчитывающей сотни тысяч или миллионы последователей, и религиозной группой из нескольких десятков человек.
По аналогии права, расширенная правосубъектность традиционных религиозных организаций, предполагающая преимущественное сотрудничество государства с ними, не противоречит конституционной норме о равенстве всех религий перед законом»
§3 Защита прав граждан на свободу совести
Конституция РФ (ст.ст. 45, 46) гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод и одновременно предоставляет им возможность самим защищать свои права и свободы, в том числе и путем обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях осуществляет государство в лице органов прокуратуры, юстиции и суда.
Информация о работе Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести