Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа
В современном обществе свобода совести является одной из самых значительных и существенных проявлений духовной жизни социума. Как явление духовной культуры, свобода совести относится и к политике, и к праву, и к другим сферам общественной жизни. Подобное разнообразие основывается на субъективных предпочтениях правоведов и законодателей, особенностях конкретных культурно-исторических моментов, а так же связано со сложностью предмета регулирования.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Сущность свободы совести и ее конституционные основы
§ 1 Свобода совести как правовая категория
§ 2 Конституционные основы свободы совести
ГЛАВА 2 Государственно-церковные отношения
§ 1 Принцип светскости государства
§ 2 Государственная политика в сфере свободы совести
§ 3 Защита прав граждан на свободу совести
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Особую тревогу Уполномоченного вызывает то, что впервые после отмены репрессивных актов советского законодательства о религиозных культах в некоторых регионах России как будто обозначилась тенденция к возрождению их духа. Именно так следует, видимо, расценить попытки привлечения священнослужителей и верующих к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 282 УК РФ, предусматривающей наказание за совершенные публично или с использованием СМИ действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам отношения к религии.
Как сообщили Уполномоченному руководители ряда конфессий и правозащитных организаций, за последние пару лет сразу в нескольких российских регионах были возбуждены уголовные дела по указанным основаниям. До недавнего времени ни одно из них не доходило до суда: дела закрывались на стадии предварительного расследования. Единственным и, возможно, неслучайным исключением стало дело в отношении руководителя одной из организаций Свидетелей Иеговы. (Последователи этого вероучения с некоторых пор пользуются особым «вниманием» правоохранительных органов.)
Со своей стороны, Уполномоченный склонен считать, что уголовное
преследование за распространение религиозных убеждений, в том числе и посредством религиозной литературы, не выдерживает критики. Особенно в свете Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». В этом документе внимание судебных органов обращено на то, что, во-первых, «критика религиозных объединений, …религиозных убеждений, …или религиозных обычаев» не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды»; а, во-вторых, на то, что не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, «высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе».23
Стоит отметить, что реагирование властей на многие указанные в докладе негативные факты и их устранение происходит слишком медленно. Перед российскими органами власти стоит задача: научиться строго и непредвзято руководствоваться основаниями, изложенными в статье 14 Федерального закона от 26.09.1997г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всем мире свобода совести и религиозная свобода представляют собой основной элемент прав человека. Фактор религиозной свободы играет важную роль и в государственных, и в международных делах. Феномен свободы совести представляет собой сложную систему, предполагающую наличие множества взаимосвязанных элементов, характеризующих ее сущность. Категория свободы совести настолько многогранна, что никакое определение не может претендовать на абсолютную полноту, при анализе категории свободы совести невозможно разработать одно всеобъемлющее определение, а имеет смысл говорить о группе взаимно дополняющих и уточняющих определений. Свобода совести — это обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые реально гарантируют личности свободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрениями и возможность проявлять свои убеждения в обществе. Когда в 1997 году принимался новый Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в российском обществе вспыхнула масса споров о том, какие нормы следует в него включать, а какие — нет. За всё время действия закон доказал свою эффективность в качестве юридического инструмента в такой тонкой сфере, как свобода совести. Начавшаяся новая фаза развития религиозной ситуации в стране характеризуется, во-первых, гражданским миром между религиозными объединениями, получившими по новому Закону всю полноту прав для своей деятельности, поэтому ее можно рассматривать как фазу установления относительной стабильности религиозной ситуации и юридической урегулированности отношений между традиционными конфессиями и легитимными новыми религиями
Как же будет
развиваться дальше религиозная
ситуация в России? Сомневаться в
неизбежности ее изменений не приходится,
учитывая переживаемый ныне переходный
период отечественной истории, отмеченный
крутыми и глубокими сдвигами в материальной
основе общества, в его политической надстройке
и духовной культуре, и наблюдаемые на
этом фоне тенденции различного характера
и направленности, касающиеся межрелигиозных
и конфессионально-
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что, несмотря на отмеченные недостатки действующего федерального законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания, в настоящее время все-таки сложился достаточно действенный правовой механизм реализации данного конституционного права человека и гражданина.
В заключение также следует отметить, что в целом в Российской Федерации сегодня созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки полноценного осуществления каждой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных групп и организаций. Разумеется, проблемы существуют, и их разрешение есть и останется на многие годы важнейшей задачей государства и общества. Но достаточно очевидно, что создание условий для полного выражения каждым человеком своей духовной свободы – важный фактор демократизма страны и
ее конституционного строя.
Библиографический список курсовой работы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской
2. Федеральный Закон от 26 сент. 1997г. № 104-ФЗ « О свободе совести и религиозных объединениях» ( в ред.от 06.07.2006)
3. Федеральный Закон от 26 сент. 1997г. №112-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» (в ред.25.07.2002)
4. Федеральный Закон «Об
5. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996. N 63-ФЗ (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 24.05.1996) (ред.от 24.07.2007) (с изм. и доп.вступившими в силу с 07.09.2007)
6. Кодекс Российской Федерации
« Об административных
7. Закон РСФСР « О свободе вероисповеданий» (в ред.Федерального Закона от 27.01.95 №10-ФЗ)
Литература и периодические издания
1 Эксперт по вопросам свободы совести, сопредседатель Института свободы совести.
2 Конфессия - форма вероисповедания в рамках определенной религии.
3 Право и политика-№7-2004г.Изд-ль «NOTA BENE»
4 Дозорцев П.Н. Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М. 1998г. С. 28.
5 Толерантность - терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. (Толковый словарь Ожегова)
6 «Право и политика»-№7-2004г.Изд-ль «NOTA BENE».с.35
7 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича. 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Юрайт-М; Новая правовая культура, 2002 г. С. 186.
8 Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2001г.
9 Семинюта Н.Н. Право - социально-необходимый ограничитель свободы// Право и политика.2003.№ 2.с.12
10 Ваххабизм (араб. аль-ваххабий) - религиозно-политическое движение, возникшее в рамках суннитского ислама в середине 18 в. в Аравии.
11 Л. Сюкияйнен «Правовые средства борьбы с исламским экстремизмом и основные направления государственной политики в отношении ислама»// «Адвокат»-№12-дек.с.63.
12 Постановление Верховного Суда РФ от 22.11.1991г. № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина».
13 Козлов Е. И. Кутафин О. Е. Конституционное право России. М. 2004. С. 320.
14 Козлов Е. И. Кутафин О. Е. Конституционное право России. М. 2004. С. 321.
15 В.С. Слобожникова// Правовая политика и правовая жизнь//-2006-№4-С.81,82
16 Данный документ не был опубликован // СПС Консультант Плюс.
17 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. 6-е изд. изм. и доп. – М.: НОРМА, 2007. С. 195.
18 Светское государство оформилось в правовом отношении примерно на рубеже XVII -- XIX вв., хотя его философско-историческое обоснование появилось уже в начале ХVII в
19 М.И.Одинцов
«Дискриминация и нарушения принципа
свободы совести»//«Адвокат»-№11дек.
20 //Религия и право//-2001-№3(24).ООО ИД Медиа-Пресса
21 //Религия и право//-2001-№3(24).ООО ИД Медиа-Пресса
22 Клерикализм - идеологическое и политическое течение, стремящееся к укреплению и усилению влияния церкви в политической и общественной жизни. (Толковый словарь Ожегова)
23 ПРАВО НА СВОБОДУ СОВЕСТИ. Глава из Доклада Уполномоченного по правам человека в РФ – март 2012 год
Информация о работе Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести