Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:11, курсовая работа
Актуальность исследования. Неотъемлемым правом каждого человека является право на жизнь и здоровье. Но законодательство об охране здоровья граждан не совершенно, что порождает в практической деятельности множество проблем.
На современном этапе развития важнейшей задачей правового регулирования медицинской помощи и лечения в Российской Федерации является создание сбалансированной системы здравоохранения и оказания медицинской помощи, отвечающей потребностям населения в медицинской помощи и современному уровню медицины.
Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование медицинской деятельности в России 5
1.1. Правовая природа и источники правового регулирования медицинской деятельности 5
1.2. Формирование и развитие медицинского права в Российской Федерации ……………………………………………………………………………………...13
Глава 2. Правовые основы оказания отдельных видов медицинской помощи ……………………………………………………………………………………...23
2.1. Медицинская стерилизация человека ……23
2.2. Донорство и трансплантация органов и тканей человека 30
Заключение 36
Список использованных источников 40
Таким образом, вопрос законодательного регулирования принудительной стерилизации должен быть исключительно детально проработан как в части принудительной стерилизации недееспособных лиц, так и принудительной стерилизации дееспособных, с тем чтобы максимально соблюсти деликатный баланс общественных интересов и права личности на саму себя.
Истории известно немало ошибок и преступлений, связанных с регулированием рождаемости: память о преступлениях врачей нацистской Германии в сфере репродукции, несомненно, еще жива. Говоря об актуальных проблемах, следует особо отметить опубликованный ранее доклад Уполномоченного по правам человека в Пермском крае "Соблюдение прав лиц, постоянно проживающих в психоневрологических домах-интернатах Пермского края", одним из наиболее острых мест которого стал отмеченный Уполномоченным факт того, что в Озерском психоневрологическом интернате было принудительно стерилизовано 14 молодых женщин на основании решения администрации указанного лечебного учреждения34. Правовая составляющая выводов, к которым пришел Уполномоченный в своем докладе, изложена не вполне последовательно, что, однако, нисколько не ослабляет его общественной значимости, выражающейся прежде всего в демонстрации необходимости детальной проработки законодательства Российской Федерации в части регулирования вопросов медицинской стерилизации недееспособных граждан.
Сравнительно-правовой анализ законодательства о стерилизации показывает, что в целом правовой институт добровольной и принудительной стерилизации в той или иной степени детализации присутствует в большинстве государств. При изучении вопроса о регулировании принудительной стерилизации исключительно важно рассматривать его прежде всего через телеологическую призму, т.е. с учетом того, с какой целью проводится стерилизация.
Кроме того, с нашей точки зрения, требуют также уточнения условия проведения принудительной стерилизации. Среди последних целесообразно установить: невозможность воспрепятствовать зачатию ребенка другими способами контрацепции, окончательность принятия решения о недееспособности гражданина и отсутствие всякой вероятности восстановления его дееспособности, проведение операции по возможности обратимым способом и некоторые другие, носящие более специализированный характер.
Таким образом, вопрос нормативного регулирования репродуктивной правосубъектности лица в законодательстве Российской Федерации нуждается в детальной проработке с целью его комплексного совершенствования с учетом возможности введения института принятия судебного решения о принудительной стерилизации, внедрения дополнительных критериев и условий стерилизации на основании имеющегося зарубежного опыта нормотворчества и социальных особенностей России, а также создания новых организационных механизмов на различных уровнях формирования здравоохранительной политики, направленных на обеспечение прав и законных интересов лиц при проведении медицинских манипуляций, затрагивающих аспекты фертильности человека.
Произошедшие за последнее время значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы исполнительной власти, организационных основ оказания медицинской помощи потребовали существенного пересмотра законодательства в сфере охраны здоровья.
Принятие нового Закона об охране здоровья граждан заложило фундаментальные основы для функционирования современной системы российского здравоохранения в целом и донорства и трансплантации органов и тканей человека в частности.
Донорство и трансплантация органов и тканей человека регулируются специальным федеральным законом - Законом РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека"35 (далее - Закон о трансплантации), который на протяжении уже 20 лет не подвергался существенным изменениям и требует более тщательной доработки в части регламентации донорства органов и тканей человека как необходимого условия их дальнейшей пересадки.
Помимо федеральных законов, правовой институт донорства и трансплантации содержит ряд подзаконных актов, определяющих Порядок оказания медицинской помощи по профилю «хирургия (трансплантация органов и (или) тканей человека)36, Инструкция о выдаче медицинского заключения о необходимости трансплантации органов и (или) тканей человека37, порядок констатации смерти человека38, Перечень органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации, Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и (или) тканей человека39.
Трансплантация невозможна без донорства, равно как и донорство бессмысленно без последующей пересадки, поэтому указанные сферы общественных отношений тесно взаимосвязаны и подлежат общему правовому регулированию.
Это нашло воплощение в ст.47 Закона об охране здоровья граждан, которая дала более полную, по сравнению с ранее действовавшими Основами законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (ст. 47 "Изъятие органов и (или) тканей для трансплантации"), правовую регламентацию рассматриваемых общественных отношений. Данная статья Федерального закона содержит некоторые положения, дублирующие нормы действующего Закона о трансплантации, а также предусматривает новые, требующие более детального правового регулирования в специальном законе.
Одной из новелл Закона об охране здоровья граждан явилось закрепление требования о необходимости испрошенного согласия родителей на изъятие для трансплантации органов и тканей из тела умершего несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным (ч. 8 ст. 47). Указанное положение противоречит ст. 8 Закона о трансплантации, закрепляющей презумпцию согласия на изъятие органов и тканей после смерти у любого лица.
Коллизию действующих норм необходимо устранить путем включения в ст. 8 специального Закона исключения из презумпции согласия, предусмотренного ч. 8 ст. 47 общего Закона.
Научно-прикладное значение имеют нормы ст. 47 Закона об охране здоровья граждан, впервые закрепляющие порядок выражения несогласия на изъятие органов и тканей после смерти.
При разработке указанных положений были учтены рекомендации Конституционного Суда, который в Определении от 4 декабря 2003 г. № 459-О отметил, что в целях соблюдения баланса прав и законных интересов доноров и реципиентов, вопросы, связанные с реализацией гражданином либо его близкими родственниками или законными представителями права заявить письменно или устно о несогласии на изъятие органов и (или) тканей для трансплантации, требуют более детальной регламентации (как на законодательном уровне, так и в подзаконных нормативных актах), а механизмы информирования граждан о действующем правовом регулировании - развития и совершенствования40.
Часть 6 ст. 47 Закона об охране здоровья граждан закрепила следующие формы выражения волеизъявления о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки):
1) устная форма в присутствии свидетелей;
2) письменная форма, заверенная
руководителем медицинской
3) нотариальная форма.
В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют: супруг (супруга), при отсутствии супруга (супруги) - один из близких родственников: дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка.
Информация о наличии волеизъявления о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации вносится в медицинскую документацию гражданина.
Однако подзаконного акта, закрепляющего порядок и форму волеизъявления о согласии или несогласии на изъятие органов и тканей из тела, на сегодня нет.
Отдельного внимания требует рассмотрение вопроса порядка и форм получения согласия (отказа) на определенные виды медицинского вмешательства при осуществлении прижизненного донорства и трансплантации.
В соответствии со ст. 20 Закона об охране здоровья граждан необходимым предварительным условием любого медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина (или его законного представителя) на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Порядок дачи и формы информированного добровольного согласия донора на изъятие органа и (или) ткани и согласия реципиента на их трансплантацию (порядок и формы отказа) должны быть утверждены для каждого вида медицинского вмешательства.
В действующем законодательстве в сфере донорства и трансплантации остается нерешенной проблема регламентации прижизненного донорства несовершеннолетних.
Единственным исключением из нормы федерального законодательства о необходимости достижения живым донором восемнадцатилетнего возраста является донорство костного мозга. При этом по правилу ст. 11 Закона о трансплантации донор костного мозга и реципиент могут не находиться в генетической связи, что может повлечь различные злоупотребления, нарушающие права и свободы несовершеннолетних доноров.
Однако действующим специальным законом не закреплен особый механизм донорства несовершеннолетних. Данный пробел правового регулирования необходимо устранить путем включения в Закон о трансплантации норм, регламентирующих правовые условия и ограничения для изъятия костного мозга у несовершеннолетнего, гарантии реализации права самого несовершеннолетнего на участие в принятии решения о донорстве, усложненный порядок получения согласия на изъятие костного мозга у несовершеннолетнего донора.
Очевидным недостатком ст. 47 Закона об охране здоровья граждан является отсутствие содержащегося в ст. 1 Закона о трансплантации и соответствующей статье ранее действующих Основ об охране здоровья граждан 1993 г. запрета купли-продажи и иных коммерческих сделок с органами и тканями человека. Коммерциализация донорства противоречит благородной и гуманной идее донорства - пожертвование органа (ткани) ради спасения жизни человека.
Торговля органами и трансплантационный туризм являются острой международной медико-социальной проблемой, которая должна однозначно и унифицированно решаться во всех странах мира. Одним из шагов в этом направлении явилось принятие в 2008 г. Стамбульской декларации о трансплантационном туризме и торговле органами TTS и ISN, многие положения которой необходимо учесть при разработке российского законодательства в сфере донорства и трансплантации органов и тканей человека.
Закрепление запрета коммерческих сделок с органами и тканями человека и трансплантационного туризма в фундаментальном законе в сфере здравоохранения значительно повысит уровень правовой гарантии соблюдения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Таким образом, все рассмотренные выше правовые пробелы в сфере донорства и трансплантации, требуют выработки новых подходов к их решению и урегулированию, как на законодательном, так и подзаконном уровне. Создание единой, непротиворечивой правовой базы, обеспечивающей доступность и качество медицинской помощи методом трансплантации в условиях конфликта интересов донора и реципиента - сложная совместная задача, которую должны решать специалисты в области медицины, биоэтики и права.
Анализ проведенного в рамках настоящей работы исследования позволяет сформулировать следующие основные выводы.
Отечественное законодательство в области здравоохранения формировалось на протяжении многих столетий. На современном этапе рыночной экономики медицинская деятельность становится предпринимательской деятельностью, что позволяет отдельным ученым говорить об медицинском праве как подотрасли предпринимательского права. Вместе с тем, в настоящее время медицинское право в современной России формируется и развивается как самостоятельная отрасль права. Медицинское право складывается de facto, оставаясь непризнанным de jure.
Правовыми основами Российского законодательства о здравоохранении в настоящее время являются: соответствующие положения Конституции РФ и конституций республик в составе РФ; ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и другие законы РФ; указы и другие нормативные акты Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы, инструкции и положения Министерства здравоохранения и социального развития РФ; правовые акты субъектов РФ.
В свете вышесказанного необходимо отметить следующее:
1. Соотношение Федерального закон
2. Содержание законов
и иных нормативных актов
3. Применение судебного прецедента (решений Европейского суда по правам человека) как источника правового регулирования.
4. Применение правил о биоэтике как нетрадиционного источника права в медицинской деятельности.
Информация о работе Правовые основы медицинской помощи и лечения в РФ