Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 12:11, курсовая работа
Актуальность исследования. Неотъемлемым правом каждого человека является право на жизнь и здоровье. Но законодательство об охране здоровья граждан не совершенно, что порождает в практической деятельности множество проблем.
На современном этапе развития важнейшей задачей правового регулирования медицинской помощи и лечения в Российской Федерации является создание сбалансированной системы здравоохранения и оказания медицинской помощи, отвечающей потребностям населения в медицинской помощи и современному уровню медицины.
Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование медицинской деятельности в России 5
1.1. Правовая природа и источники правового регулирования медицинской деятельности 5
1.2. Формирование и развитие медицинского права в Российской Федерации ……………………………………………………………………………………...13
Глава 2. Правовые основы оказания отдельных видов медицинской помощи ……………………………………………………………………………………...23
2.1. Медицинская стерилизация человека ……23
2.2. Донорство и трансплантация органов и тканей человека 30
Заключение 36
Список использованных источников 40
Обоснование медицинского права как комплексной отрасли законодательства способствует формированию единой политики по отношению к источникам правового регулирования здравоохранительных отношений, правилам их применения и их оптимальному содержанию.
Правовые основы отдельных видов медицинской помощи включают в себя множество разнообразных нормативных правовых актов. В рамках настоящего исследования нами были проанализированы правовые основы медицинской стерилизации человека, а также донорства и трансплантации органов и тканей человека.
Правовое осмысление проблем, связанных с репродукцией человека, традиционно вызывает немалое затруднение. В его основе лежат определенная размытость границ правового регулирования, а также неоднозначная оценка социумом той группы общественных отношений, которые полагаются здесь как предмет правового регулирования.
Исключительная сложность формирования законодательства в сфере репродукции обусловлена также необходимостью создания оптимального баланса между интересами общества в целом и правом личности.
В настоящее время вопрос нормативного регулирования репродуктивной правосубъектности лица в законодательстве Российской Федерации нуждается в детальной проработке с целью его комплексного совершенствования с учетом внедрения дополнительных критериев и условий стерилизации на основании имеющегося зарубежного опыта нормотворчества и социальных особенностей России, а также создания новых организационных механизмов на различных уровнях формирования здравоохранительной политики, направленных на обеспечение прав и законных интересов лиц при проведении медицинских манипуляций, затрагивающих аспекты фертильности человека. Среди условий проведения принудительной стерилизации целесообразно установить: невозможность воспрепятствовать зачатию ребенка другими способами контрацепции, окончательность принятия решения о недееспособности гражданина и отсутствие всякой вероятности восстановления его дееспособности, проведение операции по возможности обратимым способом и некоторые другие, носящие более специализированный характер.
Донорство и трансплантация органов и тканей человека регулируются специальным федеральным законом - Законом РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека", который на протяжении уже 20 лет не подвергался существенным изменениям и требует более тщательной доработки в части регламентации донорства органов и тканей человек как необходимого условия их дальнейшей пересадки.
Среди основных пробелов и недостатков правового регулирования данного медицинского вмешательства отметить следующее:
1) Часть 8 статьи 47 Закона об охране здоровья граждан закрепляет требование о необходимости испрошенного согласия родителей на изъятие для трансплантации органов и тканей из тела умершего несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным. Указанное положение противоречит ст. 8 Закона о трансплантации, закрепляющей презумпцию согласия на изъятие органов и тканей после смерти у любого лица. Коллизию действующих норм необходимо устранить путем включения в ст. 8 специального Закона исключения из презумпции согласия, предусмотренного ч. 8 ст. 47 общего Закона.
2) Необходимо принять подзаконный акт, закрепляющий порядок и форму волеизъявления о согласии или несогласии на изъятие органов и тканей из тела, который в настоящее время в России отсутствует.
3) Действующим специальным законом не закреплен особый механизм донорства несовершеннолетних. Данный пробел правового регулирования необходимо устранить путем включения в Закон о трансплантации норм, регламентирующих правовые условия и ограничения для изъятия костного мозга у несовершеннолетнего, гарантии реализации права самого несовершеннолетнего на участие в принятии решения о донорстве, усложненный порядок получения согласия на изъятие костного мозга у несовершеннолетнего донора.
4) Дополнить стать 47 Закона об охране здоровья граждан запрета купли-продажи и иных коммерческих сделок с органами и тканями человека, что послужит дополнительной правовой гарантии соблюдения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Таким образом, все рассмотренные выше правовые пробелы в сфере донорства и трансплантации, требуют выработки новых подходов к их решению и урегулированию, как на законодательном, так и подзаконном уровне. Создание единой, непротиворечивой правовой базы, обеспечивающей доступность и качество медицинской помощи методом трансплантации в условиях конфликта интересов донора и реципиента - сложная совместная задача, которую должны решать специалисты в области медицины, биоэтики и права.
Нормативные правовые акты
Судебная практика
Научная и иная литература
1 Лаптев В.А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования / В.А.Лаптев // Медицинское право.- 2013.- № 3.- С. 15 - 18.
2 Малеина М.Н. Обоснование здравоохранительного права как комплексной отрасли законодательства и некоторые направления его совершенствования / М.Н.Малеина // Медицинское право.- 2013.- № 3.- С. 7 - 14.
3 Поспелова С.И. Современное состояние и проблемы правового регулирования донорства и трансплантации органов и тканей человека / С.И.Поспелова, Ю.Д.Сергеев // Медицинское право.- 2013.- № 1 (47).- С. 3-9.
4 Салагай О.О. Регулирование медицинской стерилизации человека: сравнительно-правовой анализ и некоторые аспекты совершенствования национального законодательства Российской Федерации / О.О.Салагай // Журнал российского права.- 2009.- № 7.- С.75-83.
5 Медицинское право: Учебное пособие / Г.Б. Дерягин, Д.И. Кича, О.Е. Коновалов.- М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2010. С.4.
6 Медицинское право: Учебное пособие / Г.Б. Дерягин, Д.И. Кича, О.Е. Коновалов.- М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2010.- 239с.
7 Толстой Ю.К. Проблемы разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в сфере законодательной деятельности / Ю.К.Толстой // Журнал российского права.- 2005.- № 12.- С.66-69.
8 Капица С.П. Медицина XXI века: этические проблемы / С.П.Капица, Б.Г.Юдин // Знание. Понимание. Умение.- 2005.- № 3.- С. 75 - 79.
9 Гиппократ. Избранные труды / Пер. В.И. Руднева.- М.: Сварог, 1994. С.87.
10 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. на 25.11.2013) // СЗ РФ.- 2011.- № 48.- ст. 6724.
11 Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30.11.1994 № 51-Ф3 (с изм. на 21.12.2013) // СЗ РФ.- 1994.- № 32.- ст. 3301.
12 Лаптев В.А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования / В.А.Лаптев // Медицинское право.- 2013.- № 3.- С. 15 - 18.
13 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. на 02.07.2013) // СЗ РФ.- 1996.- № 3.- ст. 145.
14 Лаптев В.А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования / В.А.Лаптев // Медицинское право.- 2013.- № 3.- С. 15 - 18.
15 Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. на 25.11.2013) // СЗ РФ.- 2010.- № 49.- ст. 6422.
16 Лаптев В.А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования / В.А.Лаптев // Медицинское право.- 2013.- № 3.- С. 15 - 18.
17 Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 (с изм. на от 30.12.2008) // Российская газета.- 1993. № 197
18 Всеобщая декларация прав человека (1948) // Российская газета.- 1995.- № 67.
19 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. на 25.11.2013) // СЗ РФ.- 2011.- № 48.- ст. 6724; Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. на 25.11.2013) // СЗ РФ.- 2010.- № 49.- ст. 6422; Федеральный закон от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (с изм. на 25.11.2013) // СЗ РФ.- 2012.- № 30.- ст. 4176; Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с изм. на 29.11.2007) // ВСНД РФ и ВС РФ.- 1993.- № 2.- ст. 62.
20 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» // СЗ РФ.- 2012.- № 19.- ст. 2335.
21 Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (с изм. на 15.04.2013) // СЗ РФ.- 2012.- № 17.- ст. 1965.
22 Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Социология права / Д.А.Керимов.- М.: Современный гуманитарный университет, 2001.- Т. 1. С.46.
23 Белов В.А. Правовые проблемы развития медицинского права в России / В.А.Белов // Материалы международной конференции РУДН: Сборник.- М.: Изд-во РУДН, 2003.- С.55-73.
24 Рабец А.М. К вопросу о формировании и дальнейшем развитии понятия медицинского права в Российской Федерации / А.М.Рабец, Л.Б.Ситдикова // Медицинское право.- 2013.- № 3.- С. 3 – 7.
25 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. на 25.11.2013) // СЗ РФ.- 2011.- № 48.- ст. 6724.
26 Малеина М.Н. Обоснование здравоохранительного права как комплексной отрасли законодательства и некоторые направления его совершенствования / М.Н.Малеина // Медицинское право.- 2013.- № 3.- С. 7 - 14.
27 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята в Риме 4 ноября 1950 г.) // СЗ РФ.- 1998.- № 20.- ст. 2143.
28 Например, Иванюшкин А.Ю. От этики Гиппократа к биоэтике / А.Ю.Иванюшкин // Медицинское право и этика.- 2004.- № 1.- С.47-60.
29 Сергеев Ю.Д. Биоэтика - нетрадиционный источник медицинского права / Ю.Д.Сергеев, А.А.Мохов // Медицинское право.- 2007.- № 2.- С.3-9.
30 Например, Этический кодекс российского врача утвержден конференцией Ассоциации врачей России в 1994 г., Кодекс врачебной этики Российской Федерации принят Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.
31 Салагай О.О. Регулирование медицинской стерилизации человека: сравнительно-правовой анализ и некоторые аспекты совершенствования национального законодательства Российской Федерации / О.О.Салагай // Журнал российского права.- 2009.- № 7.- С.75-83.
Информация о работе Правовые основы медицинской помощи и лечения в РФ