Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:14, курсовая работа
В данной работе будет рассматриваться правовая система, которая основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. Мусульманское право относится к так называемым религиозным правовым системам. В его основе лежит система вероучения ислама. Ислам является (наряду с христианством и буддизмом) одной из трех мировых религий и имеет последователей почти во всех странах мира. При этом более чем в тридцати странах мусульманами является подавляющее большинство населения. Мусульманское право неразрывно связано с религиозными нормами, охватывающими все сферы жизни мусульманского общества
Введение3
1Теоретические основы мусульманского права 5
1.1 Происхождение мусульманской правовой системы5
1.2 Источники мусульманского права6
1.3 Структура мусульманского права10
2Мусульманское правов современном обществе12
2.1 Особенности мусульманского права 12
2.2Приспособление мусульманского права к современному обществу14
3Правовые системы современных мусульманских государств18
3.1 Новейшие изменения в правовых системах мусульманских стран18
3.2 Классификация правовых систем стран ислама20
3.3 Мусульманское право иРоссийское законодательство26
Заключение 31
Список использованных источников32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические основы мусульманского
права
1.1 Происхождение мусульманской правовой
системы
1.2 Источники мусульманского права
1.3 Структура мусульманского права
2 Мусульманское право в современном
обществе
2.1 Особенности мусульманского
права
2.2 Приспособление мусульманского права
к современному обществу
14
3 Правовые системы современных мусульманских
государств
18
3.1 Новейшие изменения в правовых системах
мусульманских стран
18
3.2 Классификация правовых систем стран
ислама
3.3 Мусульманское право и Российское законодательство
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе будет рассматриваться правовая система, которая основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. Мусульманское право относится к так называемым религиозным правовым системам. В его основе лежит система вероучения ислама. Ислам является (наряду с христианством и буддизмом) одной из трех мировых религий и имеет последователей почти во всех странах мира. При этом более чем в тридцати странах мусульманами является подавляющее большинство населения. Мусульманское право неразрывно связано с религиозными нормами, охватывающими все сферы жизни мусульманского общества. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, мусульманское право можно изучать, только имея хотя бы минимальное общее представление об этой религии и об этой цивилизации. С другой стороны, мусульманское право стоит в центре всей религиозной системы ислама. По выражению Сюкияйнена, - это "квинтэссенция настоящего мусульманского духа, наиболее ясное выражение мусульманской идеологии, главное звено ислама". Поэтому изучение ислама в целом невозможно без изучения мусульманского права.
Изучение мусульманского права имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Являясь одной из мировых религий, ислам оказывает существенное влияние на внутриполитическое развитие мусульманских стран, а также на развитие международных отношений. Изучение мусульманского права является весьма актуальным, особенно в современных условиях в связи с усилением глобальных интеграционных процессов в политике, экономике и других сферах жизни. В данной работе поставлена цель: раскрыть, что представляют собой нормы шариата, показать их неразрывную связь с исламом, описать особенности мусульманского права. Также обратить внимание на классификацию правовых систем стран ислама. Одним словом, в данной работе сделана попытка описать основные моменты, на которых строится любая правовая система, а так же выделить характерные особенности, которые присущи шариату, и нигде в такой степени больше не проявляются.
В соответствии с целью работы решаются следующие задачи:
а) Рассмотреть теоретические основы мусульманского права и его развитие.
б) Изучить источники мусульманского права.
в) Дать классификацию правовых систем стран ислама.
Объектом исследования является – неразрывная взаимосвязь ислама и мусульманского права.
Предметом исследования является – мусульманское право и его источники.
Научно – методической базой написания курсовой работы является (законодательные акты, ученые, публикации авторов в частности Саидов А. Х., Сюкияйнен Л. Р., Хайдерова М. С., Хишам Абдель Мажид Раххал и др.).
В данной работе кратко рассматривается теория источников мусульманского права, а также изложены основные структурные различия между разными толками. Кроме того, большое внимание уделено возможности мусульманского права применяться к условиям современного мира. Также представлен краткий обзор правовых систем различных современных мусульманских государств.
1 Теоретические основы мусульманского права
1.1 Происхождение мусульманской
правовой системы
История мусульманского
права начинается с пророка Мухаммеда,
жившего в 570 (571) – 632 годах. Мухаммед от
имени Аллаха передал верующим основные
правила поведения. Эти правила, он формулировал
главным образом в публичных проповедях.
Значительная часть правовых норм сложилась
также в результате его жизнедеятельности.
Все эти правила нашли свое отражение
в первичных источниках мусульманского
права – Коране и сунне. Однако этих догматических
норм было мало для регулирования всей
совокупности правовых отношений мусульманской
общины. Поэтому после смерти Мухаммеда
его нормотворческую деятельность продолжили
«праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман
и Али. Они толковали положения Корана
и сунны и на их основе создавали новые
правила, соответствующие, на их взгляд,
воле Аллаха.
Существенное
влияние на развитие мусульманского права
оказали исламские правоведы и судьи –
кади. Их роль в формировании мусульманской
правовой системы весьма велика. Некоторые
исследователи даже стали определять
мусульманское право как право юристов.
Правотворческая деятельность кади приходится
на VIII-X вв. В этот период зарождаются основные
толки ислама, восполняются правовые пробелы,
формируется множество новых правил.
К концу
Х века мусульманское право канонизировалось.
Наступил период действий согласно установленным
нормам и доктринам. Мусульманские судьи
лишились права выносить решения по своему
усмотрению при отсутствии нужных норм
в Коране и других источниках. Они должны
были руководствоваться тем толком, который
принят в данной стране. К XIII веку мусульманское
право практически полностью разделилось
на разные ветви. Обязанность придерживаться
определенного толка обеспечивалась государством.
В результате мусульманское право перестало
быть наднациональным и стало государственно-национальным.
В последующие несколько столетий
мусульманское право изменялось
очень медленно. Развитие главным
образом было направлено на устранение
противоречий внутри того или иного
толка, а также на создание общих
положений и принципов, единых для всех
правовых школ ислама. Эти общие принципы
придали мусульманской правовой системе
логическую целостность.
Новый этап
развития мусульманского права начался
в XIX веке. Началось активное заимствование
европейского права. В результате в некоторых
странах мусульманские правовые нормы
были почти полностью вытеснены европейскими
(например, в Турции). В других странах
(Алжир, Египет, Сирия и др.) мусульманское
право действует лишь в отдельных сферах
жизни, в частности в сфере «личного статуса».
Однако в некоторых странах (Ливия, ОАЭ,
Иран и др.) мусульманское право по-прежнему
регламентирует практически все сферы
жизни общества. Здесь, наоборот, наблюдается
тенденция возврата к традициям и усиление
роли мусульманского права [5, c.59-63].
1.2 Источники мусульманского
права
В отличие от европейской правовой традиции, нормы шариата не столько наделяют человека правами, сколько определяют его обязанности перед Всевышним. Предписания носят императивный (властный, приказной) характер. Поскольку речь идет о служении Аллаху, то эти нормы распространяются исключительно на правоверных мусульман. Законы шариата действуют в отношении иноверцев только в том случае, если в конкретном деле пострадавшей или заинтересованной стороной выступает мусульманин.
Мусульманское право («ал-фикх») рассматривается как комплекс социальных установок, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними проникнутые религиозным духом нравственные и юридические нормы. В религии мусульман главное место принадлежит шариату, который и предопределяет основные постулаты фикха. Именно поэтому иногда определение «мусульманское право» отождествляется с понятиями «исламское право» и «шариат».
Общую систему источников мусульманского права составляют следующие основополагающие акты:
1. Коран (араб. куран, букв. - чтение) - главная Священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммадом (Магометом) в Мекке и Медине. Коран – это не только духовная книга, но и нравственно-юридический кодекс, включающий вопросы религиозно-нравственного, гражданского, уголовного и государственного права. Однако нужно отметить, что в Коране нет систематического изложения основных начал права. Здесь различные положения нравственного и юридического характера имеют смешанное выражение. Систематизировать различного рода постановления, выносимые по разным частным случаям, – задача законоведа.
О Коране как высшем источнике права говорится в самой книге: «Воистину, ниспослали Мы тебе, Магомет, Писание как Истину, чтобы разбирал ты тяжбы между людьми посредством того, чему учил тебя Аллах» (4:105).
«Ведь ниспослали Мы тебе Писание в разъяснение всего сущего, как руководство к пути прямому» (16:89).
Коран делится на 114 глав (или сур по-арабски), состоящих из строф (аятов) общим числом 6219 [19, с.257].
По мнению авторитетных мусульманских правоведов, юридические положения Корана находим в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их «правовые строфы»). Различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся «гражданского права» (также 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10) и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву» (25) [10,с.538].
2. Сунна – зафиксированные в виде преданий (хадисов) поступки и высказывания пророка Мухаммада, считающиеся образцом, которому обязан следовать мусульманин. В случае, когда в Коране нет ответов на те или иные спорные вопросы, обращаются к Сунне. Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX в.) Как и Коран, Сунна содержит нормы нравственно-юридического характера. В хадисах прежде всего представлены конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммада. Авторитет преданий непоколебим, но если предание противоречит Корану, то кадий (судья) обязан следовать последнему. Если два предания противоречат друг другу, то нужно следовать тому, которое содержит позднейшее по времени действие или изречение Мухаммада.
К Сунне и Корану частично примыкает жизнеописание посланник Аллаха – «Сират расул Аллах» (от «сира» – жизненный путь).
3. Иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной.
4. Кияс представляет собой обычное решение по аналогии. В мусульманских странах решение по аналогии приобретает особый смысл и значение, так как оно основано на идее, имеющей абсолютный и неоспоримый характер. Кияс имеет самостоятельное юридическое значение, соответственно и выступает отдельным источником права.
5. Адат (от араб. ада, мн. адат - обычай, привычка) – обычное право у мусульманских народов. В противоположность шариату адат представляет собой совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах общественных отношений.
Исламские юристы разработали мусульманское право, стремясь при этом обосновать решения, вытекающие из Корана или Сунны. Однако они не смогли избежать абстрактного восприятия феномена права. Несмотря на это обстоятельство, их задача состояла не в создании теории позитивного права, а в систематизации интеллектуальных методов легитимации поисков таких решений новых ситуаций, которые не противоречили бы общим принципам, содержащимся или вытекающим из Корана и Сунны.
Рассуждения, которые носят только индивидуальный характер, возможны только при соблюдении метода кияс (суждение по аналогии). Только в этом случае рассуждение обретает юридическую значимость.
Таким образом, Коран и Сунна составляют первую группу источников мусульманского права, иджма и кияс – вторую группу. Все эти источники рождали действующие нормы права и в совокупности стали стержнем правовой доктрины мусульман. На основе этой доктрины действует шариат – «путь следования», угодные Аллаху предписания, имеющие юридическую силу.
Иджма выступает третьим источником мусульманского права. Она используется для развития и углубления легального толкования божественных источников. Обязанные толковать закон, мусульманские юристы используют рассуждение (кыяс). Таким образом, они смогли «сочетать откровение с разумом человека».
Кияс обретает легитимность благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по аналогии выступает только как способ толкования и применения права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Следует подчеркнуть приоритет техники в фикхе, отдаваемое судье и его решению, когда речь идет о современных социальных реалиях. В результате, не надо удивляться противоречиям, существующим между теорией и практикой [11, с. 78-80].
В период наивысшей концентрации и централизации власти халифов значительна роль законов и распоряжений верховных правителей (аль канун – закон, фирман – указ и распоряжение халифа). Обычное право арабов (урф) официально не включается в число источников права. Однако у неарабских исламизированных народов оно такую роль выполняло и продолжает выполнять (адаты).
В предписаниях шариата различают пять разновидностей поведения правоверного мусульманина, которые воспринимаются и как религиозно-моральные, и как законные. Среди них действия обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные (но не влекущие за собой применение наказания), а также запрещенные и подлежащие наказанию. Мусульманин должен соблюдать требования шариата повсюду, даже за пределами своей страны. Ему запрещается пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством и колдовством, иметь запретные книги. Он обязан принять участие в объявленной «священной» войне (джихад) с неверными.
1.3 Структура
мусульманского права
Существенное отличие структуры мусульманского права от других правовых систем также вытекает из его природы. Основные комплексы правовых норм и принципов выделяются в соответствии с основными мусульманскими толками – ритами. Риты представляют собой различные школы, по-своему толкующие мусульманское право. Эти школы сформировались в VIII-X вв. Они подразделяются на суннитские (ортодоксальные) и несуннитские.
Информация о работе Правовые системы современных мусульманских государств