Существует четыре суннитских
толка: ханефитский (наиболее распространенный,
признан в Турции, Средней Азии, Иордании,
Сирии, Афганистане, Пакистане, Индии,
Бангладеш и у мусульманских народов России),
малекитский (действует среди населения
Северной и Западной Африки), шафеитский
(распространен у курдов, в Малайзии, Индонезии,
Пакистане и Восточной Африке) и ханбалитский
(преобладает в Саудовской Аравии) [19, c.
108-120].
Среди несуннитских толков
основным является шиитский, который
господствует в Иране и Ираке. Кроме того,
к несуннитским толкам относятся вахабитский
(действует в Саудовской Аравии), зейдусткий
(в Йемене), абадитский, или харигитский
(в Джербе, Восточной Африке и Занзибаре).
Наличие различных ветвей
в исламе обусловливает аналогичную
дифференциацию и в праве. Несмотря на
наличие общих принципов, каждый толк
имеет свои определенные правовые особенности.
Однако различия эти, в основном связаны
с многочисленными деталями. Поэтому вполне
допустимо в некоторых случаях применять
иной рит, чем тот, которого обычно придерживаются
в данной стране. Возможен также переход
верующего под действие другого толка.
Все нормы мусульманского
права подразделяются на две основные
группы. Первая группа включает нормы,
содержащие оценку поступков человека.
Эта оценка обусловлена тесной связью
права с религией ислама. Нормы устанавливают
пять видов поступков мусульманина, которые
имеют как правовой, так и нравственно-религиозный
смысл.
Все поступки в мусульманском
праве делятся на пять категорий:
обязательные, строго предписанные обязанности
(фард), рекомендуемые (ваджиб), разрешаемые
(мубах), порицаемые, но не влекущие за
собой наказания (макрух) и запрещенные,
подлежащие наказанию (харам). Единственный
критерий для отнесения поступка к той
или иной категории – отношение к нему
шариата. Без оценки шариата поступок
не может быть определен как хороший или
плохой.
Ко второй группе относятся
нормы, определяющие правила поведения
в определенных ситуациях, а также
условия и последствия действий.
В частности, этими нормами определяются
наказания, условия сделок и т. п.
Особенностью структуры
является то, что все нормы, канонизированные
внутри одного толка, имеют юридическую
силу в равной степени, хотя могут
и противоречить друг другу [9,
c. 77-88].
2. мусульманское
право в современном обществе
2.1 Особенности
мусульманского права
Несмотря на многообразие
определений понятия мусульманского
права, для всех исследователей очевидна
его главная особенность: данная
правовая система основывается на идее
божественного происхождения государства
и права. Эта особенность обусловливает
существенное отличие мусульманской
правовой системы от других правовых
систем. Мусульманское право отличается
неповторимостью источников, структуры,
терминологии и понятие нормы.
Под нормой в исламском праве понимают
правило, предписанное верующим Аллахом.
Нормы основываются на вере и поэтому
они бесспорны и абсолютны. Их нельзя изменить
или отменить. Нормы мусульманского права
существенно отличаются от европейских
и по содержанию, что тоже обусловлено
их религиозной природой [14, c. 79-92].
Опора на религиозные догмы
отражается во всех отраслях мусульманского
права. Центральное место в правовой системе
ислама занимают нормы «личного статуса».
Эти нормы действуют только среди мусульман.
Они призваны регулировать брачно-семейные,
наследственные и некоторые другие отношения.
Эти нормы, к примеру, запрещают мусульманке
выходить замуж за не мусульманина; при
заключении брака, а также при разводе
должны присутствовать свидетели-мусульмане
и т.п.
Мусульманское гражданское
право (муамалат) регулирует имущественные
отношения. Согласно преданию пророка
Мухаммеда, некоторые объекты не могут
быть предметом частной собственности,
например вода и земля. Нормы гражданского
права признают, что верховное право на
любую собственность принадлежит Аллаху.
Мусульманское государственное
право требует, чтобы глава государства
обязательно был мусульманином.
Полномочия правителя носят в
значительной мере религиозный характер.
Он обязан защищать интересы ислама и
следить за тем, чтобы верующие выполняли
свои религиозные обязанности. Мусульманская
политико-правовая теория предписывает,
что законодательная власть в государстве
должна принадлежать маджтахидам – наиболее
авторитетным знатокам вопросов права
и религии. Мусульманское государство
(имамат) должно являться теократическим.
Его цель – реализация законов ислама
и утверждение мусульманского образа
жизни.
В соответствии с нормами
мусульманского судебно-процессуального
права, судьями могут быть только
мусульмане, строго соблюдающие в
своей личной жизни религиозные
и моральные предписания ислама.
Подобные требования предъявляются и
к свидетелям в суде. Предпочтение отдается
показаниям мужчин. По некоторым делам
показания женщин вообще не принимаются
(это касается особо опасных для общины
преступлений). По менее серьезным нарушениям
и спорам должны наличествовать показания
хотя бы одного мужчины, которые могут
дополняться показаниями двух женщин.
Отсутствие свидетелей-мужчин допускается
лишь при рассмотрении «чисто женских»
дел. Особое значение в судебно-процессуальном
праве придается клятве именем Аллаха,
которая является доказательством невинности
ответчика. Признание такого способа защиты
связано с особенностями религиозной
совести мусульманина, не позволяющей
лгать под страхом кары в потустороннем
мире [29, c. 99-103].
Очень специфическими являются
нормы мусульманского международного
права (сийар). Согласно учению ислама,
все народы и страны делятся на две группы:
«мир ислама» и «мир войны». В соответствии
с этим принципом, внешняя политика мусульманского
государства должна определяться в зависимости
от того, по отношению к какому государству
она осуществляется: к мусульманскому
или немусульманскому. Значительное место
в международном праве отводится институту
джихада – войны с «неверными», совершающими
агрессию против мусульман, независимо
от того, гражданами какого государства
они являются.
Мусульманское уголовное
право (укубат) также полностью подчинено
нормам религии. Наиболее опасными преступлениями
считаются посягательства на «права Аллаха»,
особенно вероотступничество, за которое
полагается смертная казнь. Нормы мусульманского
уголовного права в мусульманском государстве
не применяются к представителям других
религий. Неисполнение религиозных обязанностей
и нарушение моральных норм является в
мусульманском праве уголовно наказуемым.
Любой «грех», связанный с нарушением
даже моральных норм, наказывается исламским
судом. К примеру, уголовная ответственность
предполагается за несоблюдение поста
во время Рамадана; государственные служащие
обязаны совершать ежедневную пятикратную
молитву; мужчинам запрещается находиться
в женских учебных заведениях. В некоторых
странах мусульманские суды применяют
наказание за пренебрежение мусульманскими
традициями в одежде, за нарушение норм
поведения в общественных местах и т. д.
[28, c.13-25].
2.2 приспособление
мусульманского права к
современному обществу
Консерватизм и неразрывная
связь мусульманского права с
религиозными догматами могут создать
впечатление, что данная правовая система
совершенно неприменима к современному
обществу. Однако на самом деле мусульманское
право остается актуальным и в наши дни.
Эта правовая система по-прежнему регулирует
отношения между многомиллионным мусульманским
населением. Являясь важным идеологическим
фактором, мусульманское право оказывает
большое влияние на современное развитие
мусульманских государств. Однако в современном
быстро развивающемся мире мусульманское
право, чтобы сохранять свою актуальность
и являться важным регулятором жизни общества,
должно иметь возможности приспосабливаться
к меняющимся условиям.
Таких возможностей в мусульманском
праве существует огромное множество.
Эта система, несмотря на свою архаичность,
является весьма гибкой. Существует множество
способов, не изменяя самого права, вводить
новые нормы, удовлетворяющие потребности
общества на современном этапе развития.
Такими способами являются использование
обычая, соглашений, фикций, вмешательство
правителя и др.
Обычай на протяжении всей
истории существования ислама был
одной из главных возможностей приспособления
права к изменяющимся условиям. Мусульманское
право всегда весьма либерально относилось
к обычаю. Многие народы, признающие ислам
своей верой, веками существовали и продолжают
существовать, подчиняясь обычаю. Именно
такая лояльность по отношению к обычаю
позволила исламу широко распространиться
по всему миру, поскольку он не заставлял
отказываться от векового уклада и коренным
образом менять образ жизни. Обычай хоть
и не входит в мусульманское право, но
и не запрещается, если, конечно, он не
противоречит нормам мусульманского права.
Это дает ему широкие возможности для
регулирования тех вопросов, которые не
регламентируются правом. В частности,
у многих мусульманских народов обычаем
регулируются такие вопросы, как выплата
приданого, совместное использование
источников и угодий и т. д.
Ислам разрешает действовать
по своей инициативе, в том числе
заключать соглашения, если это не противоречит
закону. Заключение соглашений позволяет,
не изменяя закона, широко изменять нормы,
не являющиеся обязательными. Такие соглашения
используются часто в торговых вопросах,
а также в вопросах брака. Например, по
соглашению женщина может получить право
расторгнуть брак по своей инициативе.
Вопросы раздела имущества также могут
оговариваться соглашением. Благодаря
использованию соглашений нормы, касающиеся
вопросов семьи и брака, во многих странах
были существенно изменены. У ортодоксальных
толков такие возможности более ограничены.
Их нормы запрещают многие отступления,
разрешенные шиитскими толками. Такие
сделки зачастую являются фиктивными,
однако формально они не нарушают норм
права, поэтому широко применяются на
практике [32,с.25-38].
Возможность обойти нормы
закона предоставляют также юридические
стратагемы и фикции. Мусульманское
право очень формалистично. Главным
является не фактическое исполнение
нормы, а формальное соблюдение законов.
Поэтому многие нормы мусульманского
права можно обойти, не нарушая их. Этот
способ используется очень широко при
решении вопросов, касающихся брака и
развода, торговли и др. Таким способом
можно обойти запрет страхования, ростовщичества,
аренды земли.
Вмешательство действующей
власти является очень распространенным
способом приспособления мусульманского
права к современному обществу. Правитель
в мусульманском государстве
является служителем права. Хотя формально
правитель не имеет законодательной
власти, он наделен весьма широкими
полномочиями. Правитель обязан следить
за исполнением норм мусульманского права,
поэтому регламентирующие меры, принимаемые
им в данной сфере, признаются законными.
Влияние правителя весьма значительно
даже в строго ортодоксальных мусульманских
обществах.
В настоящее время многие
мусульманские правоведы считают
необходимым открыть возможности для
изменения мусульманского права. Они обращают
внимание на то, что большинство норм было
создано средневековыми юристами с учетом
потребностей своего времени. Главной
опасностью для ислама они считают не
разделение ислама как в средние века,
а то, что ислам станет чисто теоретической
теологией, соблюдаемой лишь некоторыми
набожными приверженцами веры, а реальные
общественные отношения будут управляться
другими законами. Однако такое стремление
к модернизации присуще только рационально
мыслящим ученым-мусульманам. Основная
же масса верующих не готова отказываться
от вековых устоев и очень настороженно
относится к любым изменениям. В связи
с этим, любые попытки модернизации мусульманского
права достаточно опасны для общественного
спокойствия, и проводить их необходимо
крайне осторожно. В этом отношении именно
те способы регулирования общественной
жизни, которые напрямую не затрагивают
норм мусульманского права, являются предпочтительными.
Обычай, соглашения, регламенты власти,
не нарушая традиций и единства мусульманской
общины, позволяют адаптировать мусульманское
право к современным условиям жизни общества
[30, c. 127-135].
3 Правовые
системы современных мусульманских
государств
3.1 Новейшие изменения
в правовых системах
мусульманских стран
Необходимо различать
понятия «мусульманское право» и
«право мусульманского государства»,
поскольку ни одна страна с мусульманским
населением в настоящее время не использует
для регулирования общественных отношений
исключительно мусульманское право. Даже
в наиболее ортодоксальных обществах,
где авторитет мусульманского права непререкаем,
его дополняют обычаи или законодательство.
В большинстве же современных мусульманских
стран нормы мусульманского права имеют
весьма ограниченное действие.
В мусульманском обществе,
как и в любом другом, существует
четкое разделение на гражданское и религиозное.
Если для религиозного общества характерно
строгое следование многовековым религиозным
традициям, а отступления от них малозначительны
и достаточно редки, то гражданское общество
более свободно относится к нормам, установленным
религиозным правом. С этим связана в первую
очередь двойственность судебной системы.
Издавна в мусульманских государствах
существуют совместно религиозные суды
(кади), опирающиеся на нормы шариата, а
также суды гражданские, которые руководствуются
правовыми обычаями и нормативно-законодательными
актами.
Такая двойственность, хоть
и в меньшей степени, характерна
и для других отраслей права. Теоретически
все отрасли мусульманского права в равной
степени тесно связаны с религией. Однако
на практике существуют различия в значимости
тех или иных предписаний религиозного
права. Особо важными в исламе считаются
вопросы личного статуса, что обусловлено
их тесной связью с морально-религиозными
нормами. Поэтому они остаются практически
неизменными, и в настоящее время практически
во всех мусульманских странах вопросы
личного статуса регулируются шариатом.
Что касается других сфер жизни, например,
уголовного, имущественного, государственного
права, то здесь достаточно легко было
допущено отступление от строгих религиозных
догматов [9, c. 210-220].
Наиболее сильные изменения
правовых систем мусульманских стран
в сторону отдаления от религиозных
традиций произошли в XIX-XX вв. Эти
изменения имеют три характерные особенности.
Во-первых, заимствование западных правовых
моделей, в основном романо-германской,
а в некоторых странах английской. Это
коснулось в первую очередь государственного
права, во многих странах появились конституции.
Значительное изменение претерпели также
сферы гражданского, уголовного, трудового,
административного и судебного права.
В этих отраслях сохранилось лишь небольшое
число норм, относящихся к мусульманскому
праву.