Правовые системы современных мусульманских государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будет рассматриваться правовая система, которая основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. Мусульманское право относится к так называемым религиозным правовым системам. В его основе лежит система вероучения ислама. Ислам является (наряду с христианством и буддизмом) одной из трех мировых религий и имеет последователей почти во всех странах мира. При этом более чем в тридцати странах мусульманами является подавляющее большинство населения. Мусульманское право неразрывно связано с религиозными нормами, охватывающими все сферы жизни мусульманского общества

Содержание

Введение3
1Теоретические основы мусульманского права 5
1.1 Происхождение мусульманской правовой системы5
1.2 Источники мусульманского права6
1.3 Структура мусульманского права10
2Мусульманское правов современном обществе12
2.1 Особенности мусульманского права 12
2.2Приспособление мусульманского права к современному обществу14
3Правовые системы современных мусульманских государств18
3.1 Новейшие изменения в правовых системах мусульманских стран18
3.2 Классификация правовых систем стран ислама20
3.3 Мусульманское право иРоссийское законодательство26
Заключение 31
Список использованных источников32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП-1.docx

— 77.91 Кб (Скачать файл)

Обращение к основам шариата  и мусульманского права может  иметь место только при соблюдении ряда взаимосвязанных условий. Главное из них -- последовательно правовой подход при отборе и использовании исламского наследия. Поскольку речь идет о мирских делах и принятии некоторых достижений исламской цивилизации всем обществом, в том числе и не мусульманами, перспективы ислама в России во многом зависят от того, будут ли его основополагающие ценности облечены в правовую форму, сориентированы на правовые критерии. Если у нас обоснованно ставится вопрос о возможности и необходимости использовать опыт других правовых систем, удачные решения которых активно осваиваются, то в принципе нельзя исключать перспективу обращения и к исламской правовой культуре, включения ее потенциала в правовое развитие России, прежде всего республик с преобладающим исламским населением в ее составе.

Конечно, Россия должна и будет  идти своим путем, находя развязки сложных  проблем, прежде всего в своих  собственных истории, традициях  и культуре. Взять в качестве готового образца чужой опыт и прямо  перенести его к себе невозможно, но изучать и учитывать его  вполне допустимо и даже полезно. Причем не только достижения так называемого цивилизованного мира, под которым обычно понимается Запад, но и тех цивилизованных исламских стран, чьи духовные традиции и правовые ценности близки миллионам россиян.

Для России, где мусульмане составляют конфессиональное меньшинство, а государство  имеет светский характер, единственно  приемлемым является освоение не шариата  вообще, а именно мусульманского права. С учетом отделения религии от государства светская правовая система может воспринять лишь те элементы исламского образа жизни, которые в нее вписываются, а значит – напрямую не связаны с религией.

Другим условием освоения достижений мусульманско-правовой культуры является их совместимость с общими началами российской правовой системы, прежде всего – конституционными. При этом речь идет не только о соответствии положений мусульманского права указанным началам, но и о том, чтобы воспринимаемые принципы и нормы гармонично вписывались в правовую систему России по своим технико-юридическим, структурным характеристикам. Практика "современного" мусульманского права в ряде стран Востока подтверждает, что возможно успешное развитие правовой системы, построенной на сочетании и взаимодействии элементов, восходящих к различным правовым культурам – исламской и европейской (как континентальной, так и англо-саксонской). Для нашей страны этот момент имеет особое значение для преодоления искаженных представлений о мусульманском праве и обоснования его совместимости с европейской правовой культурой.

При соблюдении указанных условий  мусульманско-правовая культура может  оказаться полезной для России. Учет отдельных норм, принципов, институтов мусульманского права и включение их в правовую систему европейского образца – вполне вероятная перспектива развития законодательства ряда республик в составе Российской Федерации. В частности, большой потенциал у мусульманско-правовой культуры на Северном Кавказе. Следует четко осознавать, что у нее не просто есть будущее в этом регионе. Более того, правовое развитие здесь в перспективе вообще вряд ли возможно без обращения к правовым аспектам шариата.

Сказанное касается не только Чечни (здесь  уже принимаются законы, основанные на предписаниях шариата), но и ряда других регионов Северного Кавказа со сходными культурными, религиозными и правовыми традициями, особенностями национальной психологии. В этой связи специального внимания заслуживает так называемый личный статус – отрасль мусульманского права, регулирующая важнейшую сторону правового положения мусульман. Предмет данной отрасли составляют отношения, касающиеся брака, семьи, наследования, взаимных обязанностей родственников, опеки, попечительства и некоторых других вопросов, которые должны регулироваться на исламской основе. Причем регулирование личного статуса по конфессиональному признаку характерно не только для современного исламского мира, но и для ряда других государств, например, для многих африканских стран, включая ЮАР, Израиля, Индии и даже Греции, где мусульмане, составляющие заметное меньшинство, в своих брачно-семейных отношениях придерживаются норм мусульманского права, что закрепляется специальным законодательством.

В России опосредованные правом отношения, входящие в круг вопросов личного  статуса, не поставлены в зависимость  от вероисповедания заинтересованных лиц. Но это не означает, что отдельные положения данной отрасли мусульманского права не могут использоваться. Российская Конституция в принципе такую возможность допускает, относя семейные вопросы к области совместного ведения Федерации и ее субъектов. Это позволяет республикам с преобладающим мусульманским населением принимать по указанным вопросам законодательство, учитывающее отдельные положения мусульманского права.

Перспективным представляется и обращение  к опыту решения вопросов наследования, опеки, попечительства и благотворительности  в мусульманском праве. Примечательно, что хотя они считаются институтами  личного статуса, регулирующее их законодательство во многих арабских странах распространяется на всех граждан вне зависимости от конфессиональной принадлежности и не воспринимается как закрепление религиозных постулатов. Такой подход косвенно подтверждает правовой характер указанных институтов.

В гражданском и коммерческом законодательстве ряда республик в составе Российской Федерации могут найти свое место отдельные виды сделок, детально разработанные в мусульманском праве, в том числе относящиеся к банковской деятельности. В последние десятилетия исламские банки получили распространение не только в мусульманском мире, но даже в некоторых западных странах, например, в Великобритании и Люксембурге. Сделкам, осуществляемым исламскими банками, была придана форма, которая, с одной стороны, соответствует требованиям европейского банковского права, а с другой – не отходят от основополагающих принципов мусульманского права.

Необходимо иметь в виду и  опасности, которые могут встретиться  на пути применения мусульманско-правовых норм в российской практике.

Недопустимо под видом возрождения  шариата и мусульманско-правовой культуры вести дело к легализации обычаев и традиций, не имеющих с правом ничего общего. Так, многие местные обычаи (например, кровная месть) привычно воспринимаются общественным мнением как неотъемлемая часть шариата. На самом деле шариат решительно их осуждает. В этом смысле такие обычаи не могут быть легализованы не только потому, что они игнорируют правовые критерии, но и в силу их противоречия с мусульманским правом.

Этот момент необходимо учитывать  при разработке правовых решений  в регионах России с преобладающим  мусульманским населением. С этой целью при законодательных органах  даже могут создаваться консультативные  структуры для оценки готовящихся актов с мусульманско-правовых позиций.

Известно, что ислам в целом  стоит на стороне законопослушания и лояльности по отношению к власти, готовой уважать разделяемые им ценности. Большинство из них созвучно современным правовым системам и не противоречит принципам российского права. Поэтому от признания достижений мусульманско-правовой культуры, включения некоторых из них в действующее законодательство выиграют не только мусульмане, но и иные конфессии, российское общество в целом. Трудно представить, чтобы в России эффективно действовал какой-либо крупный закон, если он не воспринимается всеми ведущими конфессиями с учетом их нравственно-правовых взглядов, в том числе мусульманскими, ориентирующими на высшие идеалы своей религии и принципы мусульманского права. Если наиболее влиятельные политические силы России в последнее время все настоятельнее подчеркивают необходимость общественного и гражданского согласия при разработке и принятии важнейших решений общегосударственного значения, в том числе и законодательных актов, то не менее актуально достижение и межконфессионального консенсуса по основным направлениям правовой политики, которая должна ориентироваться на использование всего позитивного, что накоплено различными правовыми культурами, включая и исламскую.

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Мусульманское право возникло как часть религии ислама в период становления феодального государства на западе Аравийского полуострова. Мусульманское право как система юридических норм сформировалось не сразу. В начальный период своего существования теология и правоведение в исламе тесно переплетались. В дальнейшем право несколько обособилось от догматики, и сформировались мусульманско-правовые школы – риты. Мусульманское право оформилось в четкую систему юридических норм, защищаемых государством.

Главная особенность мусульманского права – идея его божественного  происхождения. Нормы в мусульманском  праве неизменны, поскольку законодательной властью обладает только Аллах. Люди же обязаны подчиняться установленным законам. Воля Аллаха записана в Коране, являющемся божественным откровением. Однако правила, записанные в Коране, нуждались в разъяснении. Поэтому были созданы дополнительные источники права.

Все отрасли мусульманского права опираются на религиозные  догмы. В первую очередь это касается вопросов личного статуса. Поскольку  право тесно связано с религией, правовые нормы и нормы морали также неотделимы друг от друга. Это  отражается и в структуре правовой системы (деление всех поступков на пять категорий).

В настоящее время мусульманское  право в том или ином объеме действует более чем в тридцати странах. Его влияние в мире весьма значительно. Поэтому изучение мусульманского права имеет большое значение с политической, культурной и международной точек зрения. Изучение различных аспектов и составных частей мусульманского права позволяет глубже понять его природу, а значит, и определить его место в дальнейшем развитии как отдельных мусульманских стран, так и общества в целом.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Алексеев, С. С. Право на пороге нового тысячелетия [Текст] – М., 2000. – 256 с.

2. Арабско-мусульманская правовая мысль [Текст] / Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т.1. – М.: Норма, 1999. – 740 с.

3. Байтин, М. И. Право и правовая система // Вопросы теории государства и права [Текст] – Вып. 2 (11) – Саратов, 2001. – 416 с.

4. Бартольд, В. В. Ислам и культура мусульманства [Текст] / Сборник статей. М.: Издательство МГТУ, 1992. – 144 с.

5. Берман, Г. Западная традиция права: эпоха формирования [Текст] – М., 1998. – 624 с.

6. Бобровников, В. О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие [Текст] / Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана – М.: Восточная литература, 2002. – 550 с.

7. Бодрова, Э. Э. История государства и права [Текст] 2001. – 111 с.

8. Винюкова, И. В. К вопросу о структуре правовой системы [Текст] / Правовая политика и правовая жизнь, 2003. – 264 с.

9. Вишневский, А. Ф. Источники мусульманского права [Текст]. тез. докладов межвуз. науч.-практич. конф. «Правовые системы: история и современность» – Мн., 2001. – 420 с.

10. Гилязутдинова Р. Х. Природа мусульманского права [Текст] – Уфа, 2003.  –187 с.

11. Графский, В. Г. Всеобщая история права и государства [Текст] – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2007. – 752 с.

12. Гургенидзе В. П. Нормативные основы современной политической системы Грузии // Право и политика [Текст] – 2002. – 567с.

13. Давид Р. Основные правовые системы современности [Текст]. – М., 1988. – 365 с.

14. Давид Р., Жоффре-Спинози, К. Основные правовые системы современности [Текст] – М., 1999. – 365 с.

15. Жоффре-Спинози, К. Основные правовые системы современности [Текст] – М.: Междунар. отношения, 1996. – 322 с.

16. Загрядский Г. В. Правовые системы современности [Текст]. – М., 1995. – 256 с.

17. Исламские проблемы идеологии, права, политики и экономики [Текст] / Под ред. Г. Ф. Ким. – М., 1985. – 620 с.

18. История государства и права зарубежных стран [Текст] / Под общ. ред. О. А. Жидкова, Н. А. Крашенниковой. Т.1. – М.: ЮРИСТЬ, 2008. – 520 с.

19. Косарев, И. А. История государства и права зарубежных стран [Текст]  – 2-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007. – 376 с.; Всеобщая история государства и права, 2007. – 490 с.

20. Кошева, С. В. Мусульманское право о природе власти [Текст]  – Ставрополь, 2001. –180 с.

21. Крашенинникова, Н. А. История права Востока [Текст] – М., 1968. –168 с.

22. Крашенинникова, Н. А. Индусское право: история и современность [Текст] – М., 1982. –192 с.

23. Крашенинникова, Н. А., Жидкова, О.А. История государства и права зарубежных стран [Текст]: в 2-х ч., 2-е изд., стереотип. – М.: Норма, 2004. – 624 с.; 2003, – 720 с.

24. Малиновский, А. А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права [Текст] – М.: Международные отношения, 2002. – 650 с.

25. Массе, А. Ислам Очерк истории [Текст] – М.: Иностранная литература, 1982. – 480 с.

26. Марченко, М. Н. Правовые системы современного мира [Текст]. Учеб. Пособие – М., 2009. – 528 с.

27. Никифорова, Н. А. Краткий курс. История государства и права зарубежных стран [Текст] – М.: Окей-книга, 2007. – 160 с.

28. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник [Текст] / Ф. М. Решетников идр., Отв. Ред. А. Я. Сухарев – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2003. – 944 с.

29. Рене, Д. Основные правовые системы современности [Текст] – М., 1988. – 267 с.

Информация о работе Правовые системы современных мусульманских государств