Правовые системы современных мусульманских государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будет рассматриваться правовая система, которая основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах. Мусульманское право относится к так называемым религиозным правовым системам. В его основе лежит система вероучения ислама. Ислам является (наряду с христианством и буддизмом) одной из трех мировых религий и имеет последователей почти во всех странах мира. При этом более чем в тридцати странах мусульманами является подавляющее большинство населения. Мусульманское право неразрывно связано с религиозными нормами, охватывающими все сферы жизни мусульманского общества

Содержание

Введение3
1Теоретические основы мусульманского права 5
1.1 Происхождение мусульманской правовой системы5
1.2 Источники мусульманского права6
1.3 Структура мусульманского права10
2Мусульманское правов современном обществе12
2.1 Особенности мусульманского права 12
2.2Приспособление мусульманского права к современному обществу14
3Правовые системы современных мусульманских государств18
3.1 Новейшие изменения в правовых системах мусульманских стран18
3.2 Классификация правовых систем стран ислама20
3.3 Мусульманское право иРоссийское законодательство26
Заключение 31
Список использованных источников32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП-1.docx

— 77.91 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, кодификация тех  вопросов, которых не коснулись изменения  по западному образцу. В частности, это относится к вопросам личного  статуса. Не имея полномочий изменить эти нормы, правители многих стран  стремились систематизировать их. Однако и эта мера, являющаяся по сути рационалистской, долгое время не допускалась мусульманскими традиционалистами. Только в середине ХХ века такая кодификация получила силу закона в некоторых странах. В настоящее время во многих мусульманских странах укрепляется тенденция к реформированию и кодификации семейного и наследственного права.

Третьей важнейшей особенностью преобразования правовых систем в странах  ислама является упразднение традиционных мусульманских судов. Во многих мусульманских  государствах двойная система судопроизводства полностью или частично была упразднена. Традиционные мусульманские суды частично или полностью ликвидированы в Турции, Алжире, Египте, Тунисе, Пакистане, Марокко и других странах. В настоящее время одни и те же судьи применяют как «современное», так и мусульманское право. Однако в связи с тем, что большинство юристов получают образование по западному образцу, мусульманское право все больше теряет свои позиции [20, c. 59-63].

В результате всех преобразований, произошедших в правовых системах стран  ислама за последние двести лет, мусульманское  право сохранило лишь малую часть  своего влияния. Современные правовые системы мусульманских стран  построены по западному образцу, а нормы, восходящие к мусульманскому праву, сохранились в них лишь частично и в отдельных сферах. Однако сильное влияние ислама на общественное сознание не дает мусульманскому праву полностью потерять свое значение. В настоящее время в различных мусульманских странах степень влияния мусульманского права на правовую систему различна. Она зависит от уровня экономического и культурного развития страны.

         

           3.2 Классификация правовых систем стран ислама 

В зависимости от степени  влияния норм мусульманского права  на законодательство и масштабов их применения ученые делят все страны с мусульманским населением на несколько групп. Эта классификация несколько различна у разных исследователей, однако эти различия в основном касаются деталей. Большинство правоведов выделяет три группы правовых систем стран ислама.

Первую группу составляют страны, где мусульманское право  применяется весьма широко. К этой группе относятся Саудовская Аравия, Иран, Кувейт, Бахрейн, Бруней, ОАЭ. В этих государствах принципы шариата официально считаются приоритетными и оказывают глубокое влияние на все отрасли права. Широко применяется также обычное право, не запрещенное шариатом, однако фактически часто расходящееся с ним. Влияние западных правовых принципов на правовые системы этих стран менее значительно, чем в других мусульманских государствах. Однако наблюдается постоянная тенденция к усилению этого влияния, особенно в торговом и имущественном праве.

Вторую группу составляют правовые системы большинства мусульманских стран. В этих странах мусульманское право применяется только для регулирования отдельных сторон общественной жизни, касающихся личного статуса и религиозных учреждений. Все остальные сферы общественных отношений регулируются «современным» правом.

В этой группе выделяется две  подгруппы в зависимости от того, на основе какого права созданы современные правовые системы: английского или французского и голландского. К первой группе относятся Пакистан, Малайзия, Нигерия. Ко второй – Индонезия, Египет, Алжир, Марокко, Мавритания, Сирия, Ирак, Ливан и др. Особый случай – Судан. Здесь правовая система в разное время испытывала влияние английского и французского права, поэтому ей присущи черты обеих этих систем.

Третью группу составляют страны, где мусульманское право  практически полностью утратило свои позиции. К этой группе относятся бывшие социалистические страны: республики Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркменистан), Казахстан, Азербайджан, Албания. Правовые системы этих стран в социалистический период были изменены коренным образом и построены на принципах, далеких от ислама. В настоящее время они также близки к европейскому праву. Однако, несмотря на официальный отказ от шариата, его нормы во многих странах по-прежнему соблюдаются среди населения. Это в большей степени характерно для стран Средней Азии. Особый случай – Турция. Эта страна хоть и не являлась социалистической, однако она тесно связана с Европой политически и экономически. Здесь еще в 1926 г. мусульманское право было полностью упразднено. Все сферы общественных отношений регулируются правом европейского образца.

Можно также выделить еще  одну группу африканских (Танзания, Мали, Чад) и азиатских (Индия, Филиппины) стран, где шариат регулирует некоторые  сферы отношений среди той  части населения, которая относит  себя к мусульманам. Это касается в первую очередь вопросов личного статуса. Нормы мусульманского права также оказывают некоторое влияние на принимаемое законодательство этих стран.

В последнее время в  некоторых странах появилась  тенденция к усилению роли мусульманского права. Некоторые государства стремятся  к возрождению и сохранению исламских  традиций, в том числе и мусульманского права. В качестве данного примера рассмотрим Иран.

Иран – одно из немногих мусульманских государств, избежавших прямой европейской колонизации. Процесс "вестернизации" политической и правовой системы начался в 1906 г., когда здесь была принята Конституция, построенная по франко-бельгийской модели, однако преобразование судебной системы и принятие отраслевых кодексов (Торгового, Уголовного, Гражданского и Гражданско-процессуального) начались лишь в конце 1920-х гг. За основу этих актов были взяты соответствующие французские образцы.

В результате реформ 1920-1930 гг. сфера действия мусульманского права значительно сузилась. Фикх (мусульманская правовая доктрина) джафаритского толка сохранил свои позиции лишь в области личного статуса и определения правового положения вакфов (изъятого из оборота имущества, предназначенного для благотворительных целей).

Новые усилия по вестернизации  Ирана, предпринятые в 1960-1970 гг. в условиях обострения социальных противоречий, привели к народной революции 1979 г., которую возглавило радикальное исламское духовенство. Новый режим взял курс на превращение Ирана в исламское общество, что означало исламизацию всей правовой системы.[1, с.250-310].

Конституция 1979 г. закрепила  положение об обязательном соответствии шариату всех принимаемых законов. В Иране были изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов джафаритской школы мусульманского права. В то же время основная масса прежнего кодифицированного законодательства, заимствованного у европейских стран, была лишь изменена в соответствии с исламскими правовыми установками.

В настоящее время нормы  и принципы мусульманского права оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся в Иране форму правления. Они играют ведущую роль и в других отраслях действующего права, обеспечивая подчинение исламским нормам всех сторон общественной (политической, экономической, культурной) и личной жизни граждан, соблюдение не только юридических, но и моральных норм, относящихся даже к одежде и форме проведения досуга мусульман.

Основным источником права  в Иране считается закон. Согласно ст.4 Конституции все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Указанная статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.

Соотношение между нормой закона и нормой обычая устанавливается  с позиций приоритета законодательства; судья обязан применять норму  закона, даже если она, по его мнению, противоречит обычаю (ст.9 ГПК 1939 г.). Обычно-правовые нормы подлежат применению в случае неясности, противоречивости или отсутствия правовой нормы (ст.3 ГПК 1939 г.).

Судебная практика формально  не признается источником права; судья  должен принимать решение на основе закона, и такое решение не может  формулироваться в виде общей нормы (ст.5 ГПК 1939 г.). В то же время судебные решения, прежде всего принимаемые Верховным судом, фактически применяются в качестве обязательных нижестоящими судебными органами.

Гражданское право Ирана, как и правовая система в целом, носит смешанный характер. Вопросы личного статуса (брачно-семейные и наследственные отношения) регулируются мусульманским правом, а остальные институты принадлежат романо-германской правовой традиции (в основном следуя французской модели).

После исламской революции 1979 г. семейно-брачное законодательство Ирана было существенно реформировано в традициях мусульманского права. Минимальный брачный возраст снижен до 13 лет, ограничено право супруги на развод. В то же время запрещен институт "временного" брака, характерный для мусульманского права джафаритского толка. Принятый при шахском режиме Закон о защите семьи 1967 г. отменен как неисламский.

Развитие уголовного права  Ирана в полной мере отражает историю  эволюции правовой системы страны в целом.

В апреле 1981 г. в Иране  вступил в действие исламский  Закон о кисасе, который включал 199 статей и предусматривал все наказания за убийство и телесные повреждения. Затем был принят Закон о худуд, предусмотревший санкции за такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража и разбой. Оба акта целиком базировались на соответствующих предписаниях шариата. В конце 1980-х гг. была проведена реформа уголовного права Ирана, в результате которой принят единый кодифицированный акт - Уголовный кодекс 1988 г., включивший мусульманско-правовые санкции за все 3 категории правонарушений по шариату – худуд, кисас и тазир (см. раздел "Саудовская Аравия", уголовное право).

Смертная казнь предусмотрена  за убийство; преступления, связанные  с наркотиками; политическое насилие; другие политические преступления; "моральные" преступления, такие как супружеская неверность, проституция, содомия и неоднократное употребление алкогольных напитков; разбой, вероотступничество. При этом лицо, осужденное за убийство, может быть казнено только при согласии ближайшего родственника потерпевшего из числа мужчин, который может выбрать и выкуп за кровь (дийя). Преступления категории худуд Уголовный кодекс 1988 г. рассматривает как посягательства на права бога, подлежащие неотвратимому наказанию. Если за них предусмотрена смертная казнь, она не может быть заменена иной санкцией.

Наиболее распространенные способы приведения смертных приговоров в исполнение – расстрел и повешение. Забрасыванием камнями наказывается прелюбодеяние. Помимо смертной казни широкое применение (в соответствии с нормами шариата) получили телесные наказания. В частности, однократное употребление спиртных напитков и наркотиков наказывается 80 ударами плети, "неквалифицированное" прелюбодеяние – 100 ударами плети и т.д. На практике телесные наказания суды начали применять уже летом 1979 г., в частности за незаконное повышение торговцами рыночных цен.

Судебная власть согласно ст.156 Конституции  независима. Она  функционирует на основе исламских норм и обычаев. Высшей судебной инстанцией является Высокий совет правосудия, состоящий из 5 членов, срок полномочий которых - 5 лет. В Высокий совет правосудия входит Главный судья Верховного Суда и генеральный прокурор. Оба должны быть шиитскими муджтахидами (признанные знатоки мусульманского права из числа духовенства, получившие право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе Корана и сунны). Три других члена выбираются мусульманскими правоведами.

В компетенцию Высокого совета правосудия входят, в числе прочего, утверждение смертных приговоров, подготовка законопроектов, относящихся к судебной власти, наблюдение за назначением  судей, решение ряда кадровых вопросов. Статья 160 Конституции предусматривает, что министр юстиции должен быть назначен Премьер-министром из числа  кандидатов, рекомендованных Высоким советом правосудия. Министр юстиции отвечает за административно-финансовое обеспечение деятельности всех судов в стране. Судьи всех судов должны знать мусульманское право, а также отвечать другим требованиям, установленным Высоким советом правосудия [26, с.115-226].

Это дает основание считать преждевременными выводы некоторых исследователей о том, что мусульманская правовая система изжила себя и в скором времени полностью исчезнет. Мусульманское право, несмотря на активное влияние других правовых систем, достаточно широко распространено в мире. Огромное количество мусульман по всему миру по-прежнему соблюдают его нормы. Мусульманское право развивается и видоизменяется в условиях современного мира, хотя это и происходить достаточно медленно. Поэтому его всестороннее изучение не теряет своей актуальности [30, c. 207-229]         

 

3.2 Мусульманское право и Российское                               законодательство

 

В настоящее время мусульманское  право в том или ином объеме действует во многих странах от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов. По разным подсчетам, в мире проживает до 1,6 млрд. человек, исповедующих ислам. Они составляют значительную часть населения более чем 50 государств.

Мусульманское право, тесно связанное  с исламской цивилизацией, представляет собой самостоятельную правовую систему, достижения которой стали заметной частью мировой правовой культуры в дореволюционной России отдельные его элементы осуществлялись на практике и признавались законодательством. На Северном Кавказе такое положение сохранялось до конца 20-х годов. В настоящее время в ряде российских регионов традиционного распространения ислама предпринимаются шаги по возрождению отдельных сторон мусульманского права. В этой связи вопрос о перспективах использования мусульманско-правовой культуры при разработке российского законодательства приобретает особую актуальность [6, с. 120-142].

Информация о работе Правовые системы современных мусульманских государств