Правотворчество в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что правотворчество является одним из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы – законам и иным нормативным актам – судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.
Правотворчество – это деятельность уполномоченных органов государства, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм1. Исторически она осуществляется различными субъектами: социальными группами, людьми, проживающими на определенной территории, общественными объединениями и организациями, государством, его органами и должностными лицами. С развитием и укреплением государственности деятельность по созданию правовых норм все более концентрируется в руках соответствующих государственных органов и должностных лиц.

Содержание

Введение
Правотворчество: понятие и принципы
Виды правотворческой деятельности, стадии законодательного процесса, законодательная техника
Правотворческая деятельность Российских судов
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Айнабеков . ТГП.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Для подтверждения сказанного приведем пример из юридической действительности. Совсем недавно в теории и практике существовал спор вокруг нежилых помещений. Спор заключался в том, что новый ГК в главе, посвященной зданиям, сооружениям ни слова не упоминал про нежилые помещения. Кто-то из авторов утверждал, что понятие нежилое помещение и здания (сооружения) равнозначны, кто-то, что это совершенно различные понятия. Действующее Российской законодательство не давало однозначного толкования, что вызывало еще больше противоречий. Таким образом, появился пробел в праве, который необходимо было устранить.

Точка в этом споре была поставлена в Информационном письме ВАС №53 5, в котором говориться, что «нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют какие-либо специальные нормы о... договорах аренды нежилых помещений», к таким договорам должны применяться правила ст. 650-655 ГК РФ аренды зданий и сооружений.

Вышеуказанные примеры не являются единичными. На их основе можно сделать вывод о том, что правотворческая деятельность российских судов высших инстанций имеет место и она широко распространена, хотя в законодательстве РФ судам такого права не дано.

Особое место в правотворческой деятельности в Российской Федерации принадлежит Конституционному Суду. Согласно Конституции РФ он наряду с другими российскими судами входит в судебную систему РФ. Однако Конституционный Суд — это особый суд, наделенный Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации» особыми судебными полномочиями или особой судебной властью. Ему предоставлено право проверять конституционность законов и иных нормативных правовых актов. Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу, а международные договоры, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ).

Это означает, что Конституционный Суд РФ поставлен над законодательной властью и, конечно же, его решения представляют собой не что иное, как правотворческую деятельность, хотя и осуществляемую в особом порядке и в особых случаях.

Почему же суды занимаются правотворческой деятельностью? Причин тому несколько:

Во-первых, правосудие осуществляется в основном несменяемыми судьями, независимыми от государства и его административных органов. Судейский корпус рассматривает себя не только как исполнителя воли законодателя, выраженной в законе, но и как создателя « правовых норм».

Во-вторых, ни один закон ни прежде, ни в настоящее время не мог и не может целиком и полностью урегулировать многогранную жизнь людей в обществе: постоянно возникают правовые проблемы, которые законом не урегулированы. И здесь именно судебное правотворчество призвано решать такие вопросы, как неопределенность, пробелы и противоречия в законодательстве. Это достигается как толкованием законов, так и прямым правотворчеством — путем создания судами правовых норм.

Признавая создание судами правовых норм, в правовых доктринах иностранных государств все же отмечается как преобладающее мнение, что законы и иные нормативные акты являются высшими нормами права, а правовые нормы судов ставятся как бы на второе место, т.е. имеют второстепенное значение.

Но это с точки зрения теории, а на практике, как мы видели, правовые нормы судов имеют такую же обязательную юридическую силу, как и законодательные акты, хотя они, как и законодательные акты, могут меняться, отменяться и изменяться самими судами, которые их приняли.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, выяснив основные принципы и этапы правообразования в теории права и в современной России, в заключение работы можно подвести некоторые итоги:

Процесс правообразования может быть сведен к трем основным стадиям. Сначала выделяются отдельные случаи, способы решения, одним словом - казусы, уже ставшие или только еще становящиеся типичными. Обобщение типичного, превращение его в традицию, передаваемую от поколения к поколению, закрепляется в обычае. Завершает процесс закон - результат нормотворческой (санкционирующей) деятельности государства. Казус - обычай - закон, - вот путь, которым шла действительная история права.

Но, создав значительное количество правовых актов, необходимо и качественно систематизировать, прежде всего, для удобного их использования и для эффективности правотворческой деятельности, это способствует ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его дальнейшей кодификации и обновления. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, продолжая обновлять и укрупняя наше законодательство, создавая крупные кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущий кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было бы включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода. Кроме кодификации правотворческая деятельность в нашей стране будет направлена на принятие «специального» законодательства. Так, своего времени ждут ряд специальных законов. Среди них некоторые ученые выделяют необходимость принятия специального закона «О Законах», который бы четко определил не только ряд важных понятий о правотворческой деятельности, но и прекратил многочисленные споры.

Мы выяснили, что правотворческой деятельностью занимаются следующие органы:

-  высшие (на уровне федерации и ее субъектов) и местные органы государственной власти и управления;

-         непосредственно  сам народ, путем проведения референдума

-         субъекты федерации;

-         высшие  судебные органы.

Нельзя не надеяться, что, не зависимо от того, кто отвечает за появление новых нормативно-правовых актов и в какой форме они принимаются, все они будут отличаться  отменным качеством, будут гарантировать права и свободы граждан нашей страны и неотступно следовать принципу гуманности и профессионализма.

Что же касается правотворческой деятельности судов, то акты судов, как мы выяснили, так или иначе, восполняют пробелы в праве. И мы считаем, что на данном этапе развития Российского правотворчества, до тех пор, пока не будет полностью обновлено Российское законодательство и систематизированы уже действующие законы, а также устранены противоречия законодательства (в том числе противоречия федерального законодательства и законодательства субъектов), «правотворческая» деятельность судов будет играть большое значение.

 

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

Функции государства

основные направления его деятельности, которые меняются в связи с развитием государства и со сменой его исторических типов

Правотворческая деятельность

 сложнейший процесс, результатом  которого является формирование законодательной базы государства, поэтому изучение правотворчества важно и актуально на любом этапе развития государства и права;

Правотворчество

исключительная прерогатива государства устанавливать обязательные для всеобщего исполнения правовые нормы, издавать соответствующие государственные нормативные акты, законы, указы, постановления и т.п.

Государство

организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества на определенном историческом этапе его развития; организованная социальная сила, призванная обеспечить в обществе внутренний порядок и внешнюю безопасность

Судебный прецедент

превращение решения суда по конкретному делу в общую норму, подлежащую применению при подобных обстоятельствах

Право

система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможности государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений

Гарантии законности и правопорядка

условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильности правопорядка в обществе

Гражданские проступки (деликты)

правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность

Деликтоспособность

признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных деяний и нести за них юридическую ответственность

Дисциплинарные проступки

правонарушения, которые совершаются в сфере служебных отношений и нарушают главным образом порядок отношений подчиненности по службе

Единство (всеобщность) законности

единая направленность правотворчества и правореализации в территориальном и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деятельности всех субъектов общественных отношений

Законность

строгое и неуклонное соблюдение и исполнение Конституции и федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениям

Квалификация правонарушения

установление соответствия деяния всем признакам состава правонарушения


 

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года

Алексеев С.С.  Теория государства и права. М.

Бабенко П.М. Теория государства и права. Пособие для юрид.вузов и техникумов - М.: Компания Спутник+  2007

Венгеров А.Б.Теория государства и права. Учеб.для юрид.вузов - М.: Юриспруденция 

Гренендейк К. Применение права Европейского Сообщества в странах-членах ЕС.   Вестник МГУ. Сер.00 «Право» , 2005

Белов А.П. Правотворческая деятельность судов право и судебная практика в России и за рубежом // Право и экономика, №7 , июль .2000.

Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Учеб.пособие для юрид. вузов. М.: Юрайт-М 

Рубанов А. А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. М„2002

Теория государства и права [Текст] : учебник / А. С. Пиголкин [и др.] ; под ред. А. С. Пи-голкина, Ю. А. Дмитриева. – М. : Высшее образование, 2008.

Керимов, Д. А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права [Текст] / Д. А. Керимов. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : СГА, 2003.

Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник для вузов [Текст] / А. Б. Венгеров. – 4-е изд. стереотипное. – М. : Омега-Л, 2007

         Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие /Малько А.В. – М.: ЮРИСТ, 2006.

         Юртаева, Е. А. Закон о нормативно правовых актах и практика Российского правотворчества // Журнал Российского права. – 2006.- № 5. – С. 12-22.

         Лебедев, В.А. Реализация права законодательной инициативы субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - №5. – С. 18-20.

       Арзомасов, Ю.Г. Ведомственное нормотворчество как тип юридической деятельности // Государство и право. – 2006. - №9. – С. 11-17.

        Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – С. 204-206.


 

Приложения

а

Ошибка! Ошибка связи.


 

1 Основы государства и права. Учебное пособие. Под общей редакцией С.А. Комарова. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1996. - С. 49-50

 

2 Гарднер Д. Великобритания. Центральное и местное управление. М., 1982. с. 96; The History Of Local Government in England. L., 1982. P. 38.

3 Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М.1997, - с. 68-70.

 

4 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Норма-Инфра, 2000г.

5 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июня 2000 г. №53 // Экспресс-Закон, август 2000 г., №30.

 

6 Белов А.П. Правотворческая деятельность судов право и судебная практика в России и за рубежом // Право и экономика, №7 , июль .2000. – С.24. 

 

 


 



Информация о работе Правотворчество в Российской Федерации