Право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

В историческом аспекте взаимоотношения религии и права имели крайне разнообразные формы. В странах, которые поддерживают демократию, принципы взаимодействия религии и права основываются на их автономности друг от друга, а одни из главных, конституционных прав становится свобода вероисповедания. Современные политические процессы стали причиной появления такой формы взаимоотношения религии и права, как принудительный атеизм, который является государственным мировоззрением и обязателен для всех граждан.
Взаимосвязь религии и права налицо. Религия никогда не являла

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Сущность, функции, понятие и предназначение права 4
1.1 Понятие и сущность права 4
1.2 Функции права 7
ГЛАВА 2. Религия 13
2.1 Возникновение религии 13
2.2 Религия и государство 15
2.3 Религия и право 19
Заключение 27
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВО.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

Режим отделения  церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных  отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении  социальных вопросов. При регламентировании  правового статуса религиозных  организаций законодательство большинства  государств исходит из признания  свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую  религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.

Что ж, было бы ошибкой думать, что отношения  между государством и церковью всегда складывались без взаимных претензий. Недавно сложной проблемой было возвращение церкви незаконно отобранных у нее храмов, монастырей и других культовых учреждений и ценностей. Здесь чаще всего сталкиваются интересы религиозных организаций и музейных учреждений, отстаивающих права охранять и делать доступными для населения  некоторые церковные ценности в  качестве национальных памятников. В  печати дебатировался, например, конфликт церкви и искусствоведов по поводу икон «Троицы» и «Владимирской богоматери» - величайших российских культурных ценностей; или между работниками Пушкинского  заповедника и священнослужителями  относительно передачи церкви Святогорского монастыря. Большой общественный резонанс приобрел вопрос о целесообразности восстановления храма Христа Спасителя.

Другая  не менее сложная проблема - появление  в последние годы в нашей стране различного рода мистических сект, зарубежных миссионеров. Некоторые  их них пагубно влияют не только на психику людей, но и на физическое здоровье (например, «Белое братство»). Православная церковь апеллирует к  государству, полагая, что оно должно установить правовые ограничения для  такого рода религиозных объединений.

2.3 Религия и право

 

Духовная  жизнь народа многообразна, к ней  относят культуру, веру, искусство, национальный и языковой аспекты и т.д. Настоящая Конституция России не содержит в себе норм, которые бы жестко контролировали опеку государства над религией, а так же устанавливает принцип светского государства.

Светским  государством называют государство, в  котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Кроме конституционных норм правовое положение религии в нашей стране регулирует федеральный закон Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997).13

Правовое  положение церкви в современной  России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных  объединениях». Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти.

Причиной  появления противоречивых мнений по поводу принятия данного закона по сути явилось различное истолкование положений данного закона. Основой появления различных мнений российских и зарубежных ученых по этому поводу являлось совершенно противоположная оценка роли государства в правовом регулировании религиозной деятельности.

Проводники  новой государственной политики в отношениях государства и церкви, воплощенной в новом Федеральном  Законе от 26 сентября 1997 года, отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных  объединений и осуществлении  контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая  позиция учитывает и международную  практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля1997 года предусмотрена  возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам-членам Европарламента рекомендовано не предоставлять  «статус религиозной организации  автоматически», а также пресекать  противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации.

Так же имели  место мнения о том, что рассматриваемый  закон по сути своей является дискриминационным  и затрудняет работу всех религиозных  организаций, кроме традиционных –  православных, исламских и буддистских. На самом же деле Закон основывается на межрелигиозной концепции управления государством. Данная концепция предполагает, что протекционистская государственная политика должна распространяться на все созданные легитимно религиозные организации. Данным законом не установлены нормы, которые бы больше благоприятствовали традиционным религиям. Одно единственное упоминание о них содержит преамбула данного закона.

Закон «О свободе совести и религиозных  объединениях» закрепляет превентивные полномочия правоохранительных органов, то есть в данном случае государство заинтересовано в том, чтобы отсутствовала противоправная деятельность тоталитарных сект, которые исключают добровольное членство и препятствуют выходу граждан из таких религиозных объединений.

Механизм  государственной разрешительной политики, которая воплощена в полномочиях федеральных органов власти и ведомствах по регистрации, контролю и лицензированию, необходим для предотвращения причинения морального и имущественного вреда людям различного вероисповедания.

Религиозные объединения в России могут создаваться  в форме религиозных групп и организаций. Так же следует сказать, что правоспособностью будут обладать только те религиозные организации, которые официально зарегистрированы в органах юстиции.

Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года определяет статус факультативного и императивного  режимов регистрационных отношений, и их различия обусловлены намерениями  лицу, создавших религиозную группу. Факультативный режим применяется в случае, когда учредители религиозного объединения не хотят быть официально зарегистрированными и иметь статус юридического лица. Государственная регистрация является обязательной только в том случае, когда религиозное объединение создается в форме религиозной организации. При этом отказать в регистрации религиозной организации нельзя по мотиву нецелесообразности ее создания.

Для осуществления  императивных регистрационных отношений  решающее значение имеет временной  ценз деятельности объединения на территории России.

Статус  общероссийского религиозного объединения  могут иметь только централизованные религиозные организации, действующие на территории России на основания, определенных законом, не менее 50 лет, а так же имеющие в составе как минимум три местные религиозные организации, которые официально зарегистрированы на территории одного или нескольких субъектов нашей страны.

Учредители  религиозных организаций должны подтверждать в органах юстиции факты своей деятельности на территории, где они расположены, в сроки не меньшие 15 лет. Данное требование не относится к местным религиозным организациям, которые действуют в составе централизованной организации.

Однако  все же есть возможность распространения  прав юридического лица для местной  и централизованной религиозной  организации и без временного ценза. Но в подобном случае на учредителей возлагается обязанность проходить регистрацию в органах юстиции каждый год в течение 15 лет. На такие организации наложен целый ряд ограничений. К последним относят: запрет на образование учреждений профессионального религиозного образования, производство, приобретение, распространение религиозной литературы, наличие представительства иностранных религиозных организаций.

Для создания централизованной религиозной организации  необходимо выполнить два этапа:

- государственная  регистрация местных организаций;

- подача учредителями ходатайства о регистрации централизованной организации.

Для организации  религиозной школы религиозная  организация должна быть зарегистрирована в органах юстиции, а так еж иметь право ведения образовательной деятельности.

Порядок ликвидации религиозного объединения  определяется в административном праве. Вопросы ликвидации религиозной организации регулируются нормами административного кодекса. Ликвидировать или наложить запрет на деятельность религиозной организации может Министерство юстиции РФ либо его территориальный орган. По существу решение о ликвидации принимается в судебном порядке.

Законодательством не регулируются вопросы различия процедур запрету деятельности и процедуры ликвидации религиозной организации. Здесь нужно отметить, что правоспособность конфессиональной организации как юридического лица может быть прекращена только по решению суда. Запрет деятельности для религиозной организации является временной мерой, которая своей целью имеет устранение фактов нарушения законодательства, которые выявились при проверке органами юстиции или иными правоохранительными органами при осуществлении их контрольных функций.

Религиозным организациям недвижимое имущество  и относящиеся к нему земельные  участки, находящиеся в государственной  и муниципальной собственности, передается на безвозмездной основе. Так же религиозная организация наделяется некоторыми правами собственника, то есть по решению органов исполнительной власти. В том случае, если религиозной организации передаются культовые здания и сооружения, то имущественные обязанности по их использованию возлагаются на организацию. Религиозные объединения имеют право владения и пользования данными зданиями и сооружениями только для проведения церемоний и религиозных обрядов, которые предусматривают внутренние правила организации. В рассмотренных случаях правомочия собственника ограничены. Договор аренды культовых зданий и сооружений, которые передаются государственными и негосударственными физическими и юридическими лицами, должен предусматривать их функциональное использование. Это фактически означает легитимную возможность существования таких арендных отношений, участниками которых являются только приверженцы данного вероисповедания. Несоблюдение указанных условий влечет за собой недействительность договора аренды.

Органами  государственной власти должен проводиться  контроль соответствия российскому  законодательству внутренних правил религиозных  объединений, особенно уставов. Если нет возможности установить данное соответствие, то органы юстиции имеют право приостановить процедуру регистрации до шести месяцев. В это время может быть проведена государственная религиоведческая экспертиза, порядок которой определяется Правительством Российской Федерации.

Органы  государственной исполнительной власти взаимодействуют с религиозными объединениями в момент определения  статуса учреждений религиозного образования. Государственное устройство России не препятствует тому, что в государственных муниципальных образовательных учреждениях преподаются религиоведческие учебные дисциплины. Администрация указанных учреждений могут удовлетворить просьбы родителей учеников, которые обращаются с вопросами преподавания религиоведческих предметов как факультативных. Таким образом религиозное образование или основы его могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает  также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют:

1.Органы  юстиции (уставная деятельность  религиозной организации).

2.Государственная  налоговая служба и Федеральные  органы налоговой полиции (финансовый  контроль).

3. ФСБ  и МВД России (специализированный  контроль).

Особую  разновидность административно-правовых норм в рассматриваемой сфере  отношений составляют предписания  Федерального закона от 26 сентября 1997 года, которые предусматривают односторонние  обязательства органов исполнительной власти. Должностное лицо правоохранительного  органа не вправе настаивать на допросе  священнослужителя по исповедальным  обстоятельствам; разглашение тайны  исповеди не допускается даже в случае совершения тяжких уголовных преступлений или административных проступков. Тем  самым законом предусмотрен иммунитет  священнослужителей в сфере административной и уголовной юрисдикции.

Неучастие Русской Православной Церкви (РПЦ) в  государственном строительстве  и в осуществлении мирских  полномочий исполнительной власти не следует отождествлять с отстраненностью  церкви от решения судьбоносных внутриполитических проблем. Все органы внутрицерковного управления РПЦ обладают потенциальной возможностью участвовать в деятельности органов исполнительной власти.

Разработка  основ взаимодействия РПЦ и государства  отнесена к ведению ее высшего  конфессионального органа - Поместного Собора. В период, когда Поместный  Собор не созывается, указанные полномочия осуществляются подотчетным ему  органом - Архиерейским собором РПЦ. Поместный и Архиерейский соборы являются высшими представительными  органами РПЦ, различающимися периодичностью их созыва. Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях Архиерейского собора не могут превышать  двух лет. Священный Синод - единственный постоянно действующий орган  внутрицерковного управления, который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период между их заседаниями. Председательствует на заседаниях Священного Синода Патриарх РПЦ.

Решения Поместного и Архиерейского Соборов  и Священного Синода в сфере взаимоотношений  с государством призваны содействовать  решению важнейших внутриполитических проблем. В случае кризисных ситуаций высшие органы церкви, руководствуясь доктриной невмешательства в  политико-правовые причины разногласий, призваны способствовать примирению противоборствующих сторон. Таким образом, РПЦ выполняет роль духовного арбитра во внутригосударственных конфликтах.

Информация о работе Право и религия