Право и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

В историческом аспекте взаимоотношения религии и права имели крайне разнообразные формы. В странах, которые поддерживают демократию, принципы взаимодействия религии и права основываются на их автономности друг от друга, а одни из главных, конституционных прав становится свобода вероисповедания. Современные политические процессы стали причиной появления такой формы взаимоотношения религии и права, как принудительный атеизм, который является государственным мировоззрением и обязателен для всех граждан.
Взаимосвязь религии и права налицо. Религия никогда не являла

Содержание

Введение 2
ГЛАВА 1. Сущность, функции, понятие и предназначение права 4
1.1 Понятие и сущность права 4
1.2 Функции права 7
ГЛАВА 2. Религия 13
2.1 Возникновение религии 13
2.2 Религия и государство 15
2.3 Религия и право 19
Заключение 27
Список литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

ПРАВО.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

Внутренние критерии классификации права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей реализации. Выделяют следующие собственно-юридические функции: охранительная и регулятивная.

Суть регулятивной функции заключается  в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения:

1) фиксировать субъективный состав  правонарушений;

2) определять круг жизненных  обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают  наступление тех или иных юридических  последствий; 

3) формировать права и обязанности  участников (субъектов) правоотношений.

В основе регулятивной функции права  лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы.

Регулятивная функция права  реализуется через две свои разновидности: регулятивную динамическую и регулятивную статическую. В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов (например, кредит, сделка).8

Регулятивная статическая функция  реализует ту часть социального  назначения права, которая заключается  в закреплении статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей (например, глава №1 конституции РФ закрепляет форму правления, государственного устройства, принципы политической системы).9

Содержанием охранительной функции  заключается в правовом воздействии, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные, государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. В основе охранительной функции находятся в основном запрещающие нормы права. Содержание этой функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания, для юридической ответственности (гражданской, дисциплинарной, административной, уголовной).10

Следует иметь в виду, что разграничение  регулятивной и охранительной функций  как самостоятельных направлений  правового воздействия имеет  определенную теоретическую условность, так как обе функции реализуют  основное социальное назначение. В  этом смысле через охранительную  функцию право определенным образом  охраняет социальные ценности, указывая, в частности, гражданам и организациям на законные и целесообразные пути реализации их интересов 

Внешним объективным критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.

Общество как сверхсложное целое  подразделяется на определенные сферы  общественных отношений. Обычно выделяют три основные сферы, или системы  – экономическую, политическую и  воспитательную. Эти функции права  называются социальными. Как правило, их определяют как направления обратного  правового воздействия на соответствующие  сферы общественной жизни.

Заканчивая рассмотрение системы  функций права, отметим, что не следует  рассматривать их как неизменное образование. Потому что, как только какая-либо сфера общественной жизни  становится особенно значимой, то она  начинает регулироваться нормами права  – правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей функции.

Выше было отмечено, что функции  права состоят из форм информационного, ориентационного и правового  регулирования. В соответствии с  этими формами выделяют три формы  реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование.11

 

 

2. Религия

2.1 Возникновение религии

 

В современном  мире религия очень динамична  и разнообразна. Религия сейчас отражает реалии современного мира и стремится отразить его запросы и требования. С начала мира человечеством было выдумано множество религий, суеверий и т.д.

В 1985 году среди 4,5 миллиардов населения верующих было свыше трех миллиардов разных вероисповеданий. Тем не менее распространенность религии не означает ее истинность.

Мировыми  религиями в настоящее время  являются христианство, буддизм и  ислам. Эти три религии наиболее распространены среди населения  нашей планеты.

В любой религии или вероисповедании устанавливаются обязательные для исполнения правила для верующих. Данные правила содержат религиозные книги, решения собраний верующих, духовенства и т.д. Данные нормы могут определять порядок деятельности и реализации религиозных объединений, правила служб и обрядов. Многие религиозные нормы содержат в себе моральные принципы.

В истории права существовали времена, когда религиозные нормы являлись и юридическими, регулировали государственные, политические, гражданские, семейные и другие отношения. В некоторых странах, например в исламских, Коран и Сунна являются основой религиозных, моральных и правовых норм, которые регулирую все стороны жизни граждан и определяют «правильный путь к цели».

Тысячу  лет назад Россия приняла в качестве государственной религии христианство. Эта религия распространялась княжеской властью и церковью. За все время ее существования эта религия тесно переплеталась с правом. Крестили в те времена в принудительном порядке. Церковь играла большую роль в укреплении и развитии государственности. В дальнейшем церковь становится крупным землевладельцем и получает налог – десятину. Церковь в те времена имела три круга судебных прав:

1. судебная  власть над всем христианским  населением по некоторым делам;

2. судебная власть над церковными людьми;

3. судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью. Церкви.

С течением времени церковь стала неотделима от государства. В России создавались  церковные школы, храмы и монастыри. Ведущей была Русская православная церковь. Многие номы, которые были установлены православной церковью, являлись частью правовой системы. После  того, как церковь отделилась от государства, декретом Совета народных Комиссаров от 20 января 1918 года православная церковь была уравнена с другими  религиями. Церковь становится частным  обществом, которое образовано на добровольных началах. Такие организации своей  целью имели удовлетворение потребностей его членов, которые содержались а счет общества. Тогда население имело возможность обучиться религии как государственным, так и частным способом. К сожалению в прошлом (религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е закрывались храмы.

В настоящее  же время разрушенные в те годы храмы и монастыри восстанавливаются. В современном мире церковь является культурным центром русского народа, а не частью правовой системы общества. Сейчас религиозные нормы соприкасаются с российским законодательством некоторых отношениях. Конституцией России заложены основы деятельности религиозных организаций, гражданам гарантирована свобода совести и вероисповедания. Законодательство дает возможность религиозным организациям иметь статус юридического лица, иметь молитвенные дома, храмы, учебные заведения, а так же иное имущество, которое необходимо для ведения религиозной деятельности.

Некоторые религиозные праздники признаны на государственном уровне.

Гражданин России имеет право заменить военную  службу гражданской, если это противоречит его религиозным убеждениям.

Верующим  дана возможность свободно и беспрепятственно совершать религиозные обряды, например, вступление в брак, рождение и совершеннолетие  ребенка, похороны и т.п. Юридическое значение имеют только документы, которые получаются в органах ЗАГСа или других государственных органах, имеющих право выдавать такие документы. 12

Следует так же сказать следующее. Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать, что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации.

2.2 Религия и государство

 

История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной  властей, государства и религиозных  организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

Выдающийся  русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение государства  и церкви: «Церковь и государство  взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство  церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь  «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг». Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

1). Государственная  церковь, закрепление ее привилегированного  положения по сравнению с другими  вероисповеданиями.

2). Режим  отделения церкви от государства  и школы от церкви.

Статус  государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства  и церкви, которое охватывает различные  сферы общественных отношений, а  также различные привилегии для  религиозных организаций, принадлежащих  к государственной церкви. В дореволюционной  России такой статус был у Русской  православной Церкви.

Для статуса  государственной церкви характерен ряд особенностей:

  • В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей.
  1. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные субсидии от государства (пример - 1907 год - 31 млн. рублей на содержание церковного аппарата).
  1. Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения.
  2. В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя.
  3. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.
  4. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения.

Статус  государственной религии, даже в  смягченной современной форме, все  же ставит Церковь в большую зависимость от государства. В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике.

Режим отделения  церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь  монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку  церковь обладает мощным потенциалом  воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями.

Сегодня в большинстве западных стран  церковь отделена от государства. Религиозные  меньшинства пользуются религиозной  свободой без дискриминаций. Церковь  не вмешивается в государственные  дела и, наоборот, государство не вмешивается  в дела церковные. Отделение не исключает  и сотрудничества между государством и религиозными организациями в  некоторых делах.

Режим отделения  церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны  государства за деятельностью религиозных  организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса  и деятельности.

Информация о работе Право и религия