Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование системы правового регулирования реализации конституционного права граждан на распространение и получение информации.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- исследовать систему конституционных гарантии права граждан РФ на информацию;
- исследовать нормативную базу реализации права граждан на доступ к правовой информации;

Содержание

Введение 5
1 Конституционные гарантии права граждан РФ на информацию 8
2 Право граждан на доступ к правовой информации 15
2.1 Правовая информация: понятие, виды, социальная потребность 15
2.2 Опубликование нормативных правовых актов – условие вступления их в силу 18
3 Гарантии прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти 22
3.1 Право на информацию о деятельности органов государственной власти как фактор обеспечения участия граждан в управлении государством 22
3.2 Правовое регулирование порядка распространения информации о деятельности органов государственной власти в РФ 25
Заключение 30
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информации.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение 5

1 Конституционные  гарантии права  граждан РФ на  информацию 8

2 Право граждан  на доступ к  правовой информации 15

2.1 Правовая информация: понятие, виды, социальная  потребность 15

2.2 Опубликование нормативных  правовых актов  – условие вступления  их в силу 18

3 Гарантии прав  граждан на доступ  к информации о  деятельности органов  государственной  власти 22

3.1 Право на информацию  о деятельности  органов государственной  власти как фактор  обеспечения участия  граждан в управлении  государством 22

3.2 Правовое регулирование  порядка распространения  информации о деятельности  органов государственной  власти в РФ 25

Заключение 30

Список  использованных источников 37 
 
 

 

Введение

 

     12 декабря 1993 года на всенародном Референдуме была принята Конституция Российской Федерации, которая закрепила основные права и свободы человека и гражданина.

     Человечество  уже на протяжении многих веков обсуждало  и обсуждает вопросы, связанные  со свободой.

     Это свободы человека, личности и гражданина, свободы экономическая, политическая и социальная, свободы при различном  государственном строе и в  различные времена.

     Не  последнюю роль в этой дискуссии  занимает свобода человека на получение  и распространение информации, обмена информацией.

     Из  понятия свободы информации проистекают  право на информацию, его трактовка  и исполнение в современном обществе.

     Осуществляя свою деятельность, человек осуществляет выбор, он выбирает между известными ему видами деятельности, причем основывает он свой выбор на ранее полученной им информации.

     Мир, с которым мы соприкасаемся в  повседневном опыте, - это мир, где  перед нами стоит выбор между равноконечными целями, между равно абсолютными притязаниями, осуществление части из которых непременно связано с тем, что другим придется пожертвовать.

     Можно сказать, что свобода человека всегда связана с выбором, выбор обязательно  базируется на имеющейся у человека информации. Уже с детства человек  делает свой выбор, предварительно получив  информацию.

     Информация  жизненно необходима человеку, так  как без нее он не сможет сделать  выбор и, следовательно, воспользоваться  своей свободой.

     Сегодня, по мнению многих ученых мы живем в  информационном обществе, в котором  доступ к определенным информационным ресурсам стал определяющим, а сама информация стала продуктом общественного  производства.

     В этих условиях право на получение  информации становится очень важным в системе прав и свобод индивида.

     Особенно  важную роль имеет доступ граждан  к правовой информации и информации о деятельности государственных  органов власти.

     В связи с этим в нашей стране начато и продолжается формирование правовой системы, обеспечивающей доступ к правовой информации и информации о деятельности органов государственной  власти.

     В основе этой системы лежит Конституция  Российской Федерации.

     Данная  работа посвящена рассмотрению системы  закрепления конституционных гарантий граждан на информацию.

     Как видно из изложенного, тема исследования представляется достаточно актуальной.

     И так, целью данной работы является исследование системы правового регулирования  реализации конституционного права  граждан на распространение и  получение информации.

     Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

     - исследовать систему конституционных гарантии права граждан РФ на информацию;

     - исследовать нормативную базу реализации права граждан на доступ к правовой информации;

     - рассмотреть гарантии прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти;

     - предложить возможные пути решения выявленных проблем;

     - в заключение работы подвести итоги.

     Объектом  исследования данной работы являются общественные отношения в сфере  обращения информации. Предметом  исследования являются нормы права, регламентирующие порядок, распространения, получения и охраны информации, также  положения наук конституционного и  информационного права об обороте  информации.

     Нормативной базой работы являются Конституция  Российской Федерации, Федеральный  закон Российской Федерации «Об  информации, информационных технологиях  и о защите информации», Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а также другие российские и международные нормативные правовые акты.

     Теоретической базой работы являются труды Авакьян  С.А., Азизова Р.Ф., Артищева А.И., Бачило И.Л., Белевской Ю.А., Гришаевой Ю.И., Нестерова А.В., Федосеевой Н.Н. и  др.

     Методологической  базой работы являются: диалектический метод, методы формальной логики, сравнительно-исторический метод, сравнительно-правовой метод. 
 
 

 

       

1 Конституционные гарантии права граждан РФ на информацию

     Регулирование права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для  российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это  право рассматривается более  чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам  специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных  актов. «Соответствующие нормы, даже без  учета информационных прав СМИ, имеются  как минимум в 38 законах, 1 указе  Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения, экологии, транспорта, связи, прав потребителей, деятельности органов внутренних дел, охраны труда, взаимоотношений с  таможенными налоговыми органами и других сфер жизни»1.

     В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.2 в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

     Из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным, в том числе:

     - право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);

     - право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

     - свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

     - свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);

     - право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);

     - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);

     - право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

     - право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);

     - свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);

     - свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

     - право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);

     - право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)»3.

     Этот  перечень можно дополнить следующим:

     - право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;

     - право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).

     В указанном перечне основополагающей нормой, центральным, системообразующим  звеном в регулировании права  граждан на информацию является ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. И как отмечает С.А. Авакьян, в ст. 29 Конституции  РФ предусмотрена возможность широкой  реализации права на информацию в обществе, государстве. Статья 33 является одновременно и политическим правом, и условием реализации права на доступ к информации. Часть 3 ст. 41, ст. 42 являются продолжением сущности права на доступ к информации и его содержанием. Часть 1 ст. 44, ч. 2 ст. 44 являются содержанием права на информацию, поскольку закрепляют право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, доступ к культурным ценностям. Разумеется, правовую основу права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц составляет ч. 2 ст. 24 Конституции РФ. 4

     С точки зрения борьбы с сокрытием  информации важной является ч. 1 ст. 15 Конституции  РФ. Из нее следует, что право на доступ к информации гарантировано  Конституцией РФ и по большому счету  не нуждается в подтверждении  какими-либо еще правовыми актами. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, «когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения». 5

     Это положение подтвердил Конституционный  Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 февраля 2000 г. N 3-П: «Информация... в силу непосредственного действия ст. 24 (ч. 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты»6. В силу предписаний ст. 23, 24, 29 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации «не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

     Свобода информации не ограничивается только функцией получения информации человеком. Свобода информации является составляющей свободы человека и влияет на осуществление  свободы человека. Для реализации своей свободы человек пополняет  имеющуюся у него информацию, например, путем обмена ею с другими людьми, производит новую информацию.

     Свобода информации человека - способность  человека осуществлять процесс познания, производства и передачи как произведенной, так и полученной или имеющейся  у него изначально информации, ограниченная окружающими человека явлениями  материального и идеального мира.

Информация о работе Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информации