Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:55, курсовая работа
Целью данной работы является исследование системы правового регулирования реализации конституционного права граждан на распространение и получение информации.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- исследовать систему конституционных гарантии права граждан РФ на информацию;
- исследовать нормативную базу реализации права граждан на доступ к правовой информации;
Введение 5
1 Конституционные гарантии права граждан РФ на информацию 8
2 Право граждан на доступ к правовой информации 15
2.1 Правовая информация: понятие, виды, социальная потребность 15
2.2 Опубликование нормативных правовых актов – условие вступления их в силу 18
3 Гарантии прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти 22
3.1 Право на информацию о деятельности органов государственной власти как фактор обеспечения участия граждан в управлении государством 22
3.2 Правовое регулирование порядка распространения информации о деятельности органов государственной власти в РФ 25
Заключение 30
Список использованных источников 37
Законы и акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Федеральные
конституционные законы и федеральные
законы направляются для официального
опубликования Президентом
С
учетом распространенной в прошлом
практики издания секретных нормативных
правовых актов, которыми ограничивались
или нарушались в иной форме права
и свободы граждан, специально оговаривается,
что любые нормативные правовые
акты, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека и гражданина,
не могут применяться, если они не
опубликованы официально для всеобщего
сведения. В постановлении
Содержащаяся
в комментируемом положении гарантия
распространяется не только на конституционные,
но и на иные права, свободы и обязанности
граждан и иных физических лиц, постоянно
или временно пребывающих на территории
Российской Федерации, на которых в
силу ч. 3 ст. 62 Конституции распространяется
национальный режим и которые
пользуются правами и несут обязанности
наравне с гражданам Российской
Федерации, кроме случаев, установленных
федеральным законом или
Правоприменителю,
к которому обращен данный конституционный
запрет, необходимо иметь в виду,
что к нормативным правовым актам,
затрагивающим права, свободы и
обязанности можно, например, отнести
акты, нарушающие права и свободы
человека и гражданина, препятствующие
осуществлению индивидом своих
прав и свобод, возлагающие на гражданина
дополнительные обязанности или
устанавливающие
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации также публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете». Ведомственные акты публикуются в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763. В частности, нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, а затем официально публикуются в «Российской газете». Официальное опубликование ведомственных нормативных актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации.18
Таким
образом, любой нормативный акт
может действовать только в том
случае, если он опубликован и находится
в свободном доступе как
Право на информацию о деятельности органов государственной власти вытекает из целого ряда конституционных положений.
Согласно ч.2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно
ч.1 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской
Федерации имеют право
Согласно
ч. 2 ст. 24 Конституции РФ Органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
их должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность
Согласно
статье 33 Конституции РФ граждане Российской
Федерации имеют право
Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. о дополнительных гарантиях права граждан на информацию было установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципе доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы.19
Деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:
- в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
- в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;
- в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;
- в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.
Согласно
данному Указу установлено, что
в информационных программах государственных
телерадиовещательных компаний до сведения
граждан в обязательном порядке
доводятся основные положения правовых
актов и решений
Государственным телерадиовещательным компаниям предписано создать циклы передач (программы), разъясняющие деятельность федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, существо принимаемых решений с привлечением к работе над этими программами ведущих специалистов, экспертов, разработчиков соответствующих документов. Деятельность федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти освещается в программах государственных телерадиовещательных компаний в равном объеме.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, при освещении деятельности Федерального Собрания средствам массовой информации предписано исходить из Резолюции 820 (1984) Парламентской ассамблеи Совета Европы об отношениях парламентов государств со средствами массовой информации, в том числе имея в виду ограниченность каналов телевидения:
- доводить содержание выступлений депутатов в прениях по законопроектам до сведения их избирателей, как правило, через печатные средства массовой информации;
- публиковать большее число статей просветительного характера о парламентской деятельности.20
Положения Резолюции 820 (1984) распространяются на отношения других федеральных органов государственной власти со средствами массовой информации. При этом установлены одинаковые для всех федеральных органов следующие принципы проведения прямых теле- и радиотрансляций или вещания в записи:
- необходимость получения телерадиовещательной компанией согласия на проведение трансляции с заседания соответствующего федерального органа государственной власти;
- заблаговременное извещение телерадиовещательных компаний о предполагаемом рассмотрении наиболее важных вопросов, представляющих общественный интерес;
- выбор времени (объема) вещания и его формы (прямое или в записи) телерадиовещательной компанией.
В
дальнейшем эти принципы нашли свое
отражение в федеральном
Совокупность правомочий на поиск и получение информации объединяются в одном понятии - доступ к информации. 21
Поиск
информации о деятельности органов
государственной власти можно рассматривать
как право обращения к
В
Конституции Российской Федерации
применительно к
Данные
права и обязанности
Важным
моментом является принятие в 2009 году
Федерального закона «Об обеспечении
доступа к информации о деятельности
государственных органов и
Информация о работе Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информации