Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование системы правового регулирования реализации конституционного права граждан на распространение и получение информации.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- исследовать систему конституционных гарантии права граждан РФ на информацию;
- исследовать нормативную базу реализации права граждан на доступ к правовой информации;

Содержание

Введение 5
1 Конституционные гарантии права граждан РФ на информацию 8
2 Право граждан на доступ к правовой информации 15
2.1 Правовая информация: понятие, виды, социальная потребность 15
2.2 Опубликование нормативных правовых актов – условие вступления их в силу 18
3 Гарантии прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти 22
3.1 Право на информацию о деятельности органов государственной власти как фактор обеспечения участия граждан в управлении государством 22
3.2 Правовое регулирование порядка распространения информации о деятельности органов государственной власти в РФ 25
Заключение 30
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информации.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

     Свобода информации тесно связана со свободой мысли, однако вопреки распространенному  мнению надо заметить, что свобода  информации не является производным  свободы мысли. Этот вывод следует  из того, что в принципе человек  может передавать информацию и без  использования своего мозга, не используя  свое сознание, другими словами, не осуществляя процесс мышления.

     В обществе не свобода оказывает решающее воздействие на поведение людей. Право как феномен социального  развития корректирует поведение людей.

     Праву на информацию человека можно дать следующее определение.

     Совокупность  норм, охраняемых публичной властью, которые закрепляют принцип равенства  людей, устанавливают приоритет  свободы человека и охраняют свободу  человека в сфере получения, производства и передачи информации.

     Свобода слова, существование независимых  средств массовой информации, гарантированность  права на доступ к информации - это  краеугольный камень и необходимое  условие нормального функционирования любого демократического общества. 7

     Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию (ст. 1) демократическим правовым государством, гарантирует свободу мысли и  слова, свободу массовой информации, провозглашая право каждого свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом, и запрещает цензуру (ст. 29).

     Российская  Конституция устанавливает, что  осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права  и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17) и  может быть ограничено федеральным  законам в той мере, в какой  это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

     Согласно  нормам международного права, являющимся составной частью российской правовой системы в силу ч. 4 ст. 15 Конституции, свобода слова может быть ограничена только в случае, если такое ограничение  преследует такие цели, как: защита прав и репутации других лиц, охрана государственной безопасности, общественного  порядка, здоровья или нравственности населения (ст. 19 Международного пакта  о гражданских и политических правах8, ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод9), а также охрана территориальной целостности, предотвращение беспорядков или преступлений, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия (ст. 10 ЕКПЧ).

     Ограничения свободы слова содержатся как  в самой Конституции, например, с  целью защиты права на неприкосновенность частной жизни запрещены сбор, хранение, использование и распространение  информации о частной жизни лица без его согласия; охрана конституционного строя и общественного порядка  обеспечиваются запретом пропаганды или  агитации, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть  и вражду, пропаганды социального, расового, национального, религиозного или иного  превосходства, так и в текущем  законодательстве, например, статья 4 Закона о СМИ запрещает злоупотребление свободой массовой информации10.

     В начале 1990-х годов мир захлестнула  эйфория, связанная с развитием  новых информационных технологий, лавинообразным увеличением количества информационных потоков, которые, как казалось тогда, предоставляли уверенность в  глобальной общедоступности информации. В соответствующем законодательстве основной акцент делался на содействии информационной открытости власти, на становлении свободных СМИ, развитии массовой информации. Эти процессы не завершены и по сей день: осознавая, что гражданскому обществу для нормального  функционирования необходимы гарантии правильной деятельности государства в целом и отдельных его органов, различные общественные организации отстаивают право граждан на свободный доступ к информации; за свое право информировать общественность о событиях в стране и мире, формировать общественное мнение по наиболее значимым вопросам, свободу самовыражения сражаются журналисты. Однако это привело к тому, что свобода массовой информации стала трактоваться многими, и в первую очередь самими представителями СМИ, журналистами, как вседозволенность. Ведущие федеральные таблоиды пестрят сенсационными и высосанными из пальца заголовками, наполнены весьма противоречивыми с точки зрения морали материалами, телевидение захлестнула волна безнравственности, низкопробных сериалов и реалити-шоу, рекламы, эксплуатирующей низменные инстинкты для продвижения тех или иных товаров и услуг. Таким образом, последние несколько лет все настойчивей дает знать о себе другое - необходимость закрепления на нормативном уровне еще одного информационного права граждан, относящегося к категории личных прав, а именно - права на защиту от информации11.

     От  чего хотел бы и должен быть защищен  потребитель информации?

     Во-первых, от информации, которая способна тем  или иным образом травмировать его  психику (особенно это относится  к несовершеннолетним).

     Во-вторых, несовершеннолетние должны быть защищены от получения такой информации, а  также пропаганды и агитации, которая  наносит вред их здоровью, нравственному  и духовному развитию.

     В-третьих, потребитель должен быть защищен  от недостоверной информации, в том  числе от недобросовестной и недостоверной, неэтичной рекламы, а также недостоверной  информации нерекламного характера, включая  информацию, распространяемую в период избирательной кампании.

     В-четвертых, от агрессивной по направленности информации: от навязчивой и агрессивной рекламы  и иной навязчивой информации, от скрытого информационного (в том числе  рекламного) воздействия, от «языка вражды». 

2 Право граждан на доступ к правовой информации

       2.1 Правовая информация: понятие, виды, социальная потребность

       Правовая  информация представляет собой сведения о форме и содержании правовых предписаний, которые с определенной долей условности могут быть сведены  к нескольким группам:

       - информации историко-теоретического характера - гносеологии, антологии, аксиологии, антропологии права;

       - информации инструментального характера отраслевой теории права, информации, получаемой в процессе правотворчества и правореализации. 12

       В рамках данного исследования в первую очередь более интересен функциональный аспект правовой информации. Выделенный аспект предполагает рассмотрение в качестве правовой информации сведений, позволяющих осуществлять результативные манипуляции поведением субъектов общественных отношений в сфере правового воздействия.

       Правовая  информация может быть систематизирована  по различным критериям.

       Так она может быть систематизирована  по нормативности: нормативная и  ненормативная правовая информация.

       Нормативная информация предполагает закрепление  в нормативных источниках права  – законах, подзаконных актах, нормативных интерпретационных актах и т.п. Данный вид правовой информации содержит сведения обобщенного, неперсонифицированного характера и предполагает многократное применение субъектами. Ненормативная информация содержится в актах правоприменения и включает в себя сведения о конкретных юридически значимых поведенческих актах, совершенных конкретными лицами. Ненормативная информация значима только для тех лиц, к которым она адресована. Документы, содержащие ненормативную информацию, относятся к однократно применяемым;

       Правовая  информация может быть систематизирована  по источнику выражения:

       - правовая информация, содержащаяся в актах национального законодательства;

       - правовая информация, содержащаяся в международных актах.

       Правовая  информация может быть систематизирована  по форме носителя:

       - документальная правовая информация - законы, подзаконные акты, интерпретационные акты, документальные акты правоприменения; конклюдентная правовая информация - сигналы регулировщика дорожного движения;

       - правовая информация на машинных носителях - перфоленты, перфокарты и т.д.;

       - правовая информация на электронных носителях - дискеты, диски, система Интернет и т.д.;

       Правовая  информация может быть систематизирована  по форме допуска:

       - открытого доступа - общедоступная;

       - ограниченного доступа конфиденциальная.13

       Восприятие  права как информационного канала сочетается с представлением о праве  как о системе оценочных критериев, при помощи которых осуществляется контроль за поведением участников информационных отношений. При этом, говоря о правовых критериях оценки информации, следует  прежде всего назвать ее юридическую  квалификацию. Ведь, как уже отмечалось, сами по себе сведения об объекте могут  трактоваться по-разному. К примеру, если мы возьмем в качестве примера  абстракцию - информацию о насильственной смерти, то в зависимости от обстоятельств  эта информация может быть воспринята как позитивная, правомерная - уничтожение  в ходе выполнения специальной силовой операции федеральных силовых структур одного из лидеров чеченских сепаратистов Ш. Басаева, так и как негативная, противоправная - убийство в СПб. агрессивно настроенными подростками таджикской девочки Х. Султановой.

       Юридическая квалификация информации имеет основополагающее значение для определения формы  доступа к тем или иным информационным ресурсам. В ст. 5 Федерального закона Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о  защите информации» говорится о  том, что в зависимости от порядка  представления или распространения  информация подразделяется на свободно распространяемую, представляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих  отношениях, информацию, которая в  соответствии с федеральными законами подлежит представлению или распространению; информацию, распространение которой  в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

       Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

       - в наиболее общем смысле информация представляет собой субстанцию, возникающую в процессе информационного взаимодействия типа «субъект - объект - субъект»;

       - анализ соотношения понятий «право» и «информация» позволяет выделить несколько аспектов:

              - право несет в себе информативную нагрузку и выступает в качестве источника юридически значимой информации;

              - в нормативно-правовых актах закрепляются легальные дефиниции информации и связанных с ней феноменов (документированная информация, информационные ресурсы, информационная система и т.п.);

              - при помощи права осуществляется юридическая квалификация информации, а также закрепляются формы допуска к ней;

              - в правовых актах закрепляются меры юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере;

       - информация является предпосылкой юридизации общественных отношений, а также критерием эффективности юридических доктрин, законодательных актов, технико-юридических конструкций;

       - правовая информация включает в себя сведения о праве как о теоретической модели и реальной регулятивно-охранительной системе.

       Таким образом, получение правовой информации является важнейшим условием эффективного правового регулирования.

       2.2 Опубликование  нормативных правовых актов –  условие вступления их в силу

       Согласно  ч. 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации государство в лице его органов обязано официально публиковать принимаемые законы. Официальное опубликование является непременной предпосылкой применения любого принимаемого в Российской Федерации  закона - федерального или субъекта Федерации, ибо неопубликованные законы не должны применяться. Таким образом, в ч. 3 ст. 15 Конституции содержится, с одной стороны, веление, обращенное к участникам законодательного процесса, официально опубликовать принятый закон, с другой - запрет, обращенный к любому правоприменителю, - не применять неопубликованный закон. Правоприменители, включая органы государства и их должностных лиц, органы местного самоуправления, суды в силу прямого запрета Конституции не должны применять не опубликованные официально законы.14

       Согласно  ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25 мая 1994 г. (14 июня 1994 г.) N 5-ФЗ «О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания»15 федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Статья 4 этого закона устанавливает, что официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». При этом применительно к «Собранию законодательства Российской Федерации» правоприменителям необходимо иметь в виду не дату подписания издания в печать, обычно указываемую в выходных сведениях, а дату фактического опубликования, в результате которого реально обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами.

Информация о работе Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информации