Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 17:55, курсовая работа
Целью данной работы является исследование системы правового регулирования реализации конституционного права граждан на распространение и получение информации.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- исследовать систему конституционных гарантии права граждан РФ на информацию;
- исследовать нормативную базу реализации права граждан на доступ к правовой информации;
Введение 5
1 Конституционные гарантии права граждан РФ на информацию 8
2 Право граждан на доступ к правовой информации 15
2.1 Правовая информация: понятие, виды, социальная потребность 15
2.2 Опубликование нормативных правовых актов – условие вступления их в силу 18
3 Гарантии прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти 22
3.1 Право на информацию о деятельности органов государственной власти как фактор обеспечения участия граждан в управлении государством 22
3.2 Правовое регулирование порядка распространения информации о деятельности органов государственной власти в РФ 25
Заключение 30
Список использованных источников 37
Таким образом, на сегодняшний день, согласно действующему законодательству одним из основных способов поиска информации является обращение гражданина, то есть направленные в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления. Так, в ст. 4 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», закреплены основные виды обращений: предложение, заявление, жалоба. Предложение - это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Заявление - это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Гражданин в своем письменном обращении, в обязательном порядке, указывает либо наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости, в подтверждение своих доводов, гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Однако следует отметить, что хотя закон и закрепляет возможность гражданина на электронное обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления через информационные системы, но фактически особенности рассмотрения обращений граждан в электронном виде указанным федеральным законом не предусмотрены, так как отсутствуют соответствующие процедурные нормы рассмотрения электронных обращений граждан.
При рассмотрении обращения органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
- представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
- получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Таким образом, результатом поиска информации в виде обращения гражданина в органы государственной власти, органы местного самоуправления является получение соответствующих сведений в виде письменного ответа по существу обращения. Как видно, право на доступ к информации о деятельности органов государственной власти - это субъективное право, а там где есть субъективное право, неизбежно присутствует юридическая обязанность как его противоположный полюс.25
Право
на доступ к информации может быть
реализовано только через исполнение
обязанности по ее предоставлению.
В Рекомендации N (2002)2 Комитета Министров
государствам - членам Совета Европы «О
доступе к официальным
- позволяет людям получать адекватное представление и формировать критические суждения о состоянии общества, в котором они проживают, и органах власти, которые ими управляют, способствуя тем самым вовлечению осведомленной общественности в дела, представляющие всеобщий интерес;
- укрепляет действенность и эффективность функционирования органов власти и помогает поддерживать их единство, противодействуя опасности коррупции;
-
способствует утверждению легитимности
административных властей как общественных
органов и укреплению доверия к ним со
стороны населения.
В работе были рассмотрены аспекты реализации конституционного права граждан на доступ к информации, и в частности, к правовой информации.
В
рамках развивающегося информационного
общества и соответствующих отношений
в информационной сфере, получивших
сегодня название информационных, в
значительной мере формирующихся в
условиях широкого использования новых
информационных технологий, проблема
правового регулирования
Как видно из содержания работы, регулирование права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов.
Право
на информацию - это совокупность норм,
охраняемых публичной властью, которые
закрепляют принцип равенства людей,
устанавливают приоритет
Закрепляя право на получение информации, законодатель при этом обеспечивает паритет интересов членов общества, ограждая их от получения нежелательной информации. Свобода в сфере информации означает право человека на получение только той информации, которую он желает получать. Поэтому очень важно создать систему, позволяющую получать гражданам только нужную информацию. Особенно это касается правовой информации и информации о деятельности органов власти Российской Федерации.
Правовая
информация представляет собой сведения
о форме и содержании правовых
предписаний. Обладание этой информацией
позволяет гражданам в
Как
видно из изложенного в работе,
система законодательства о праве
на получение правовой информации до
конца не сформирована. Но необходимо
учесть, что при её разработке учитываются
положения международных
Необходимо
отметить, что базисом доступа
к правовой информации является обязательность
опубликования нормативных
Поиск
информации о деятельности органов
государственной власти можно рассматривать
как право обращения к
Проблема
доступа к информации о деятельности
органов государственной власти
имеет очень важное значение для
современного демократического общества,
в котором носителем
Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
- открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
- достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
- свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
- соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Нормативное закрепление данных принципов, которое произошло в 2009 году, с учетом доработок и устранения, указанных в работе недостатков позволит наиболее полно реализовать право граждан на доступ к правовой информации и информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Нормативные
акты:
Судебная практика:
Специальная литература:
Информация о работе Проблемы реализации конституционного права граждан на доступ к информации