Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:59, контрольная работа

Краткое описание

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Вложенные файлы: 1 файл

начало.docx

— 72.35 Кб (Скачать файл)

   Город-государство знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально – появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления: лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.

   В городе-государстве организуются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.

   Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинными земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; осуществление межгосударственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен (продуктообмена внутри города-государства почти не существует: каждая «большая семья» – родители, их дети, молодые мужчины и женщины с их женами и мужьями, внуки, другие родственники – обеспечивает себя полностью, за исключением украшений, керамики, некоторых орудий, и лишь на последующих этапах возникают рынки, т.е. торговля); защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов-государств, взимание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов, в основном продуктов на случай стихийных бедствий, военных нападений и т.п.; создание институтов для рассмотрения споров, поддержания соответствующих традиций, обычаев, установления светских и религиозных правил (при переплетении таковых); развитие ремесла и торговли и ряд других функций.

   Таким образом, государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни. Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием «неолитической революции».

  Таким образом, первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которая становится отныне условием выживания и воспроизводства человечества, т.е.  чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях.

   Так, в качестве одной из важных первоначальных функций города-государства появляется функция информационного обслуживания общества. Необходимость учитывать потребность «больших семей» свободных земледельцев-общинников – основной социальной и производительной силы раннеземледельческого общества – в земельных угодьях, в воде, ирригационных сооружениях, необходимость учитывать вклад в общественные работы – строительство каналов, мостов, потребность создавать и учитывать общественные фонды, поступления дани, налогов, организовывать учет запасов и многое другое объективно приводили к возникновению в первых городах-государствах разветвленных информационных систем. В этих системах фиксировались самые разнообразные сведения, вплоть до данных о каждом члене соответствующей семьи (это было, например, в государстве инков), о выходах и невыходах на работу (у шумеров, египтян) и т.д.

   Словом, раннеклассовые государства имели разветвленные информационные системы, сложную социальную структуру, обеспечивали многие общесоциальные интересы.

   Функцию создания и управления информационной системой берет на себя выделяющаяся из общества специальная группа «информационных работников» – жрецы, писцы, держатели «кипу» – у инков («кипу» – специальное веревочное письмо). Эта группа монополизирует знание, осуществляет контроль над общественными фондами, выполняет судебные и карательные функции, контролирует информационные потоки, служит социальной интеграции.

   Иные сферы деятельности первичного государства также были направлены на обеспечение производящей экономики.

   Словом, возникающее первичное государство, как социальный институт, обслуживает и организационно обеспечивает именно производящую экономику раннеземледельческих, раннеклассовых обществ.

Сделаем один общий  важный вывод. Изложенная выше концепция  происхождения государства существенно  отличается от доминировавших ранее  в отечественной теории государства  и права взглядов на эту проблему. Вместе с тем она сохраняет  материалистический, классовый подход. В этой концепции используются новые  знания, основной упор делается на организационные  функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства  и становления производящей экономики. При этом особое значение придается  крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом рубеже к производственной, прежде всего селекционной деятельности, т.е.  к производящей экономике. Замечу, что человечество достигло таких успехов в этой области (появление крупного рогатого скота, новых и более продуктивных зерновых культур, прежде всего ячменя, пшеницы, кукурузы и т.п.), что и в XX веке все не может остановиться, а некоторые ученые даже предлагают распространить селекционную деятельность и на самого человека (евгеника).

Всесторонний  учет современной теорией государства  и права крупного кризиса, разразившегося в истории человечества, несколько  тысячелетий назад, позволяет обозначать эту теорию и как «кризисную»  теорию. Она учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы  локальные, например те, которые лежат  в основе революций (французской, октябрьской  и т.п.).

Ранее в вульгаризированной и догматизированной отечественной  теории государства и права происхождение  государства объяснялось по иной схеме. На этапе перехода к цивилизации  в первобытном обществе появляются прибавочный продукт, частная собственность, оно раскалывается на классы, возникает  господствующий класс, который создает  государство с тем, чтобы с  его помощью, путем насилия, принуждения  держать в подчинении эксплуатируемый  класс. Происходят войны. И поскольку  пленников, которых раньше убивали  или даже съедали, стало выгодно  использовать на работах, этим первым эксплуатируемым классом становятся рабы-пленники, а затем и собственные  впавшие в нищету и зависимость  граждане. Поэтому первыми государствами  были рабовладельческие государства, а само государство являлось машиной  для поддержания господства одного класса над другим. Словом, утверждалась схема «прибавочный продукт – частная собственность – классы – господствующий класс – государство – насилие, принуждение – рабовладение».

Современное знание внесло существенные коррективы в эту схему, прежде всего в вопрос о роли классов  в создании государства.

Действительно, многочисленные функции города-государства привели  уже на первых этапах его возникновения  к созданию разветвленного бюрократического аппарата: в некоторых древнейших небольших городах-государствах IV–III тыс. до н.э. насчитывается, по письменным источникам, от 80 до 130 должностей и профессий. Ранние классовые структуры делят общество на знать, зажиточных горожан, свободных лиц. Первичный аппарат городов-государств, как правило, складывался из социальных структур управления земледельческой общины (собрание земледельцев, совет старейшин, вождь, предводитель), но постепенно по своим функциям и отношению к общине, к прилегающим селениям он становится уже аппаратом управления города-государства. При этом выделяются три центра: управление городской общиной, дворец и храм.

Классовая природа первичных  государств четко определялась лишь с течением времени, когда расслоение общества, классообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и приспособлением его к своим интересам, нуждам.

Следовательно, процессы образования  классов и государства нельзя понимать упрощенно, будто сперва возникли классы, затем их антагонизм привел к появлению государства. Эти процессы идут параллельно, независимо, взаимодействуя друг с другом.

Так, не только классообразование стимулирует появление первичных государств – у шумеров, майя, ацтеков, инков, в Древнем Египте, Индии, Китае и т.д. Само первичное государство выступает мощным катализатором классообразования, способствует возникновению раннеклассового общества.

В раннеклассовом государстве  происходит дальнейшее выделение общинной знати, присвоение общественных должностей с помощью династического механизма (передачи этих должностей отродителей к детям) и главным образом на этой основе обогащение определенных групп.

В свое время Ф. Энгельс  указал на два пути образования политически  и экономически господствующих классов: во-первых, через присвоение должностей с помощью наследственного механизма  и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается  исторически наиболее распространенным, типичным.

Таким образом, в конкретно-исторической действительности раннеклассовое государство  не возникало как результат деятельности только господствующего класса. Оно  – результат определенного развития общества на этапе становления производящей экономики, финального развития земледельческих  культур. Но, разумеется, тот или  иной класс, захватив государство, мог  стать при помощи государства  и господствующим классом.

При этом деформируются предыдущие структуры раннеклассового, первичного государства, постепенно исчезает практика выборности, сменяемости вождей, военачальников, членов городских магистров, советов. Эти институты выборности, сменяемости  первоначально закреплялись в сакральной форме в легендах и мифах. Пришедшая  на смену им иная практика – присвоение должностей и передача их своим потомкам – привела к тому, что выборность и сменяемость остаются только в  легендах и мифах, а в реалиях  происходит узурпация государственной  власти наиболее сильным экономическим  классом и превращение его  в политически господствующий класс.

В раннеклассовом городе-государстве  особая роль принадлежит жрецам (священникам), обеспечивающим знание и соблюдение религиозно-регламентирующих норм, действующих прежде всего в организации сельскохозяйственного производства, в иных сферах хозяйственной деятельности. Неразвитость «силовых» государственных структур (армии, полиции) компенсируется в раннеклассовых государствах сакральным характером санкций, применяемых к нарушителям этой регламентации.

Кроме того, правитель в  раннеклассовом обществе, как правило, соединяет светскую и религиозную  власть, считается посредником между  предками и народом, между населением и верховными религиозными существами (существом). Такие первоначальные теократические формы государственной организации  общества вырастали из организационно-религиозных  сторон финальных этапов первобытных  обществ (родового строя) и получили воплощение в идеологии, структурах, практике раннеклассовых государств.

Усилия и время, которое  затрачивается на сооружение египетских пирамид, Стоунхенджа (Англия) и других мегалитических сооружений, показывают, что эти сооружения имели важнейшее  религиозное, социальное, астрономическое  значение. Строить и использовать 2000 лет Стоунхендж, передавая план и смысл из поколения в поколение, могли только в организованном обществе. И, если оно уже знало государственные  формы, как в Древнем Египте, то, безусловно, это были теократические формы ранней государственности. Так, в Древнем Египте стремление спроецировать  на расположение основных пирамид расположение основных звезд созвездия Орион  наполняло смыслом существование  древнеегипетского общества времен фараонов Джосера, Миккерина, Хеопса и других*

 

*См.: Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., 1996. 

 

В Англии, кроме астрономических  функций, Стоунхендж выполнял и религиозные  функции, а в целом также наполнял смыслом жизнь строителей этого  величественного сооружения. И это  опять же было «овеществление» накопленных  для нужд земледелия и первичного государственного образования знаний жрецов. Теократическая государственность  была первичной во многих регионах.

Теократической была, например, и государственность инков на американском континенте, которые также  создавали мегалитические сооружения для религиозных и социальных нужд, цементирующих в единое общество группы людей, вышедших из разрозненного  первобытного состояния.

Новые знания изменяют ответ  и на другой вопрос: можно ли классовую  природу первичного государства  определять как рабовладельческое по своей социально-экономической сущности?

Во-первых, исторические данные свидетельствуют, что общинников-земледельцев – основную социальную и производительную силу раннеклассовых обществ – нельзя приравнивать к рабам. Их зависимость  не была ни рабством, ни крепостничеством. Многие ученые определяют эту форму  зависимости как такую, когда  земледелец имеет дело непосредственно  с государством, применяющим свою неограниченную власть для организации  и использования экономики страны в интересах правящего класса.

Информация о работе Происхождение государства