Происхождение государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:59, контрольная работа

Краткое описание

Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства – всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт или же оно появилось на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества.

Вложенные файлы: 1 файл

начало.docx

— 72.35 Кб (Скачать файл)

Понятно, что такая трактовка  происхождения государства и  его первичных форм определялась главным образом потребностями  политической борьбы, гражданской войны, когда надо было идеологически обосновывать разрушение предыдущего буржуазного  типа государства и объяснить  жестокие принудительные меры, осуществляемые вновь возникающим – пролетарским, т.е. социалистическим, типом государства.

Поэтому знакомство с лекцией  В. Ленина весьма поучительно, т.к. она  представляет определенный этап в эволюции теоретических знаний о происхождении  государства, демонстрирует не столько  принцип научности, сколько принцип  партийности, когда отбрасывают  знания об общесоциальных функциях государства, а на службу сиюминутным, политически конъюнктурным обстоятельствам и интересам ставят лишь отдельные стороны государства, придавая им универсальный характер. Эта лекция свидетельствует и о мощи идеологической функции теории государства и права, когда представления о машиноподобном, запугивающем граждан, образе государства десятки лет господствовали в общественном сознании, тиражировались из поколения в поколение.

Машина, аппарат, орудие –  эти характеристики, данные Лениным  государству, – оказали негативную идеологическую роль, и освобождение от них становится одной из новых, актуальных задач современной теории государства.

Взгляды Энгельса, Ленина, других их сторонников характеризуют марксистскую теорию происхождения государства. Ее основные положения представляют определенную комбинацию из верных и  неверных, ошибочных и даже утопических  положений. К достоверным относится материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства, потому эта теория может быть названа и классовой теорией происхождения государства. Верным являются положения о политической, структурной (аппаратной), территориальной характеристике государства, о внутренних объективных факторах возникновения государства и ряд других.

Ошибочным является преувеличение  роли классов в создании государства, особенно господствующего класса, о  принудительных, насильственных формах первичных государств, придание рабовладельческому государству первичного универсального, типичного характера. Ошибочными являются многие утверждения о первобытном  обществе, о происхождении и развитии семьи. Энгельс также прошел мимо крупных антропологических открытий XIX века, свидетельствующих об эволюции человека как биологического вида, о разных типах людей и разных в связи с этим характеристиках  их общественной организации.

Вместе с тем эта  теория выделила в происхождении  государства те черты, которые либо не были замечены в иных теоретических  представлениях, особенно связь государства  с классообразованиями, либо были сознательно закамуфлированы опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам.

Что же это за иные теории? Следует остановиться на основных. Традиционно выделяются теологическая, патриархальная теория, договорная теория, теория насилия. К ним следует  прибавить и ирригационную теорию.

Казалось бы, истинной может  быть только одна теория, не случайно латинское  изречение гласит: «error multiplex, veritas una» – истина всегда одна, ложных суждений может быть сколько угодно. Однако такой схематичный подход к столь сложному социальному институту, как государство, был бы неверным. Многие теории охватывают лишь те или иные стороны происхождения государства, хотя и преувеличивают, универсализируют эти стороны. Важно в общей характеристике у этих теорий, часть из которых зародилась в глубокой древности или в средние века, наряду с критическим отношением выделять и то позитивное, что они содержат.

Теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис «вся власть от бога». Несмотря на свое религиозное  содержание, и эта теория, возникшая  еще в древности (Иудея), отражала определенные реальности, а именно теократические формы первичных  государств (власть жрецов, роль храма, разделение власти между религиозными и административными центрами).

Следует также учитывать  при оценке этой теории, что освещение  власти божественным, а это имело место во многих первичных городах-государствах, придавало власть и авторитет, и безусловную обязательность. Не случайно, что эта теория была весьма распространена в средние века. В XVI – XVIII веках теологическую теорию использовали для обоснования неограниченной власти монарха. А сторонники королевского абсолютизма во Франции, например Жозеф де Местр, рьяно ее отстаивали в начале XIX века.

Получила она своеобразное развитие и в трудах некоторых  современных ученых, которые, признавая  рубежное значение неолитической революции, утверждали, что переход к производящей экономике, начавшийся 10 – 12 тыс. лет  назад, имел божественное начало. При  этом теологи отмечают, что, по их мнению, точных естественных причин этого качественного  перелома в истории человечества наука до сих пор не установила, а вот религиозное обоснование  содержится еще в Библии.

Разумеется, теологическая  теория исходит из религиозных воззрений, не является научной, но отражает отдельные  реальные процессы, действительно имевшие  место в процессах становления  государств (теократических).

Патриархальная теория рассматривает  возникновение государства непосредственно  из разросшейся семьи, а власть монарха  конструируется из власти отца над  членами его семьи.

Так же, как и теологическая  теория, патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя, монарха, но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении, сколько в тех  формах семьи, где существовали неограниченная власть главы семьи, патриарха.

Зародилась эта теория в Греции, обоснование получила первоначально  в трудах Аристотеля, но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении англичанина  Фильмера «Патриарх». Фильмер, сторонник неограниченной королевской власти, пытался, опираясь на Библию, доказать, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям.

Сочинение Фильмера было самой экзотической работой, выражавшей идеи патриархальной теории. Уже современники Фильмера обратили внимание не несуразность многих ее положений. Например, из теории Фильмера следовало, что монархов должно было быть столько, сколько было отцов семей, или в мире должна была существовать одна монархия. Естественно, такого исторически никогда не было, да и быть не могло. Однако многие другие юристы и социологи более глубоко рассматривали роль семьи в возникновении государства, а также других социальных институтов.

И современное состояние  научных знаний о происхождении  государства, хотя и привязывает  этот процесс к новому способу  экономической, трудовой деятельности в раннеклассовых обществах, к организационно-управленческим функциям, связанным с земледелием, к городской цивилизации, к возникновению  частной собственности, вместе в тем отнюдь не умаляет и первоначальной роли семьи. С одной стороны, появление на финальных этапах неолитической революции «больших семей» общинников-земледельцев – основного звена раннеклассового общества, с другой – династическое присвоение должностей в раннеклассовых первичных городах-государствах – это вполне реальные, научно установленные процессы, которые по-новому позволяют взглянуть как на содержательные, так и на ошибочные положения патриархальной теории. Словом, и эта теория также «схватывала» и отражала какие-то реальные, сущностные стороны перехода человечества от социально-организованной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе, но – и в этом основной недостаток этой теории – преувеличивая их, придавала этим сторонам универсальное и определяющее значение. А это уже было теоретически и исторически неверным.

Значительной теорией  происхождения государства является договорная теория, получившая широкое  распространение в XVII-XVIII веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии – Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке – Руссо.

В России представителем договорной теории был революционный демократ А.Н. Радищев (1749 – 1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит  народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание  и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление  властью и произвол.

В договорной теории государство  возникает как продукт сознательного  творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном  состоянии. Государство – это  сознательное объединение людей  на основе договора между ними, в  силу которого они передают часть  своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор, создающий  государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество  людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем  власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий  гражданское общество и государственное  образование – политическую организацию  – государство.

В договорной теории в связи  в этим различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иными государственными органами.

Следует подчеркнуть, что  при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления  государства, а как состояние  общества, когда люди добровольно  объединились в его государственно-организованную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной  власти.

Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство  народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного  правителя, у которого таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например, князю, то он – князь – отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т.к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

Сторонники договорной теории разработали и естественно-правовую концепцию прав и свобод человека и гражданина, которая будет подробно рассмотрена в следующей главе.

Как следует оценивать  всю сумму теоретических представлений  о договорной природе государства  исходя из современных научных знаний?

Безусловно, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении  государства и государственной  власти. Она уловила и некоторые  реалии в возникновении отдельных  государственных образований. Например, переход от первобытного общества, где власть принадлежала всем общинникам, их собранию, избранному ими совету, военачальнику, вождю – к государству, где власть принадлежала уже государственным  органам, царю, особому слою людей, выделившемуся  для управления народом.

Отражала эта теория и  договорную практику многих феодальных городов, заключавших договор с  князем о его материальном обеспечении  в обмен на управление городом, на защиту города.

Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая  естественное право народа на свержение  власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания.

Даже в XX веке эти идеи получали свое распространение и  воплощение, например, когда было заключено  соглашение («поразумение») в кризисный период 80-х годов между польской «Солидарностью», представлявшей как бы польский народ, и властью.

В то же время договорная теория грешит крупными недостатками, в том числе вневременным, абстрактным  представлением о первобытном обществе, его состоянии. По мнению Гоббса, это  первобытное состояние представляло собой войну всех против всех, а по мнению Локка, Руссо – золотой век всеобщего мира и благоденствия, свободы и равенства. Ныне наука располагает данными об ограниченности и схематичности, умозрительности как тех, так и других представлений.

В договорной теории основная фигура – это абстрактный, изолированный  человек, этакий Робинзон, который вступает в соглашение и образует государство. Но такого изолированного человека как  субъекта исторического процесса создания государства никогда не существовало. Человек выступал в различных  социальных объединениях: общинах, кланах, больших семьях, классах, в обществе, которые и были реальными субъектами этого процесса.

Однако позитивное содержание договорной теории происхождения государства  было столь значительным, как подчеркивалось выше, что оно и сейчас используется во многих демократических, либеральных  движениях, хотя, разумеется, и в  новых, современных формах.

Информация о работе Происхождение государства