Происхождение государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:09, доклад

Краткое описание

Познания государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт, или он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет осознать причины и формы появления государства, ее характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. Необходимо дать комплексную характеристику первобытного общества, главным признаком которого был коллективизм.

Вложенные файлы: 1 файл

учеб.docx

— 183.60 Кб (Скачать файл)

В основном они сводятся к спору о том, "является ли гражданство правовым статусом лица или же правоотношением между лицом и государством"23.

Характерной чертой для периода становления и развития правового регулирования гражданства, к примеру, в США и ряде стран Западной Европы, являлось наличие всевозможных цензов: имущественное положение лица, уровень его образования, длительность проживания индивида в стране и др. В основном перечисленные цензы распространялись на изъявивших желание приобрести гражданство того или иного государства.

Но особо на фоне существовавших в то время всевозможных цензов выделяются ограничения в приеме в гражданство по политическим и расовым мотивам. Расистская идеология постоянно оказывала сильнейшее влияние на законодательство о гражданстве США. Вплоть до 1870 года правом американского гражданства обладали только "свободные белые", а затем, вплоть до середины XX века, этого права были лишены иммигранты многих национальностей.

Откровенно националистический, расовый принцип нашел свое отражение в законе о гражданстве Германии от 15 сентября 1935 года. Фашистский режим, исходя из идеи "кровной общности" всех немцев, объявил о признании каждого немца, независимо от его места жительства, гражданином Германии. Согласно этому же закону, истинными гражданами признавались только немцы, живущие непосредственно в Германии, но и они в свою очередь подразделялись на "имперских граждан" (в их число включались лишь арийцы) и остальных подданных государства. Закон от 15 сентября 1935 года содержал также положения, согласно которым человека могли лишить немецкого гражданства по политическим и религиозным мотивам.

Более позднему законодательству о гражданстве также известен расовый принцип. Например, в свое время, депутат израильского кнессета Чарльз Битоу открыто признал существование в Израиле двух категорий граждан. Первую составляли ашкенази — выходцы из европейских стран. Вторую — менее привилегированную — образовывали выходцы из арабских стран — сефарды24. Принятый в ноябре 1981 года закон о британском гражданстве предусматривал разделение всех подданных Великобритании на три категории. В основу такого деления положена расовая принадлежность индивида.

Политические ограничения в приобретении гражданства - также характерная черта для буржуазного законодательства начала двадцатого столетия. Одним из первых государств, закрепивших в своих правовых нормах по гражданству такой вид ограничений, были США. Так, еще в 1906 году американским законодательством установлено, что лицо, желавшее приобрести гражданство США, обязано было под присягой заверить государственные органы в своей лояльности к правительству США.

Более отчетливо условности политического характера были отражены в законе Смита, принятом американским конгрессом накануне второй мировой войны. Этим актом правительственным органам право предоставлялось отказывать в приобретении гражданства США по политическим мотивам, а также лишать американского гражданства "радикально настроенных" иностранцев.

Следующий этап развития гражданства как государственно-правового института связан с революцией в России в октябре 1917 года и социалистическими преобразованиями Российского, а затем Советского союзного государства.

Становление и развитие нового исторического типа гражданства — социалистического — тесно связано с преобразованием всего российского общества и государства на принципах марксистско-ленинской, классовой теории пролетарской революции и социалистического переустройства общества.

Одним из результатов такого преобразования и явилось возникновение социалистического гражданства. Юридически этот факт был оформлен декретом ВЦИК от 23 (10) ноября 1917 года "Об уничтожении сословий и гражданских чинов". В нем провозглашалось общее и единое "для всего населения России наименование -гражданин Российской Республики".

Первым нормативным документом, непосредственно посвященным вопросам гражданства Российской республики, стал декрет ВЦИК от 5 апреля 1918 года. "О приобретении прав российского гражданства". В содержании декрета выделяются два основных момента: во-первых, им регламентировался процесс приобретения иностранцами российского гражданства и, во-вторых, нормы этого декрета закрепляли полномочия Советов как органов государственной власти в решении вопросов принятия в гражданство.

Само обсуждение проекта декрета на заседании ВЦИК 1 апреля 1918 года было бурным, а предлагаемые поправки к проекту, вносимые от разных партийных фракций, наложили отпечаток на его окончательную редакцию. В ходе дискуссии предлагалось даже закрепить в декрете принцип, согласно которому "всякий признавший Российскую Социалистическую Республику, тем самым становится российским гражданином".25 Однако этот принцип не нашел поддержки, так как одного признания было недостаточно, требовалось закрепление данного факта, то есть его юридическое оформление. Такая позиция и нашла свое правовое отражение в статье 1 декрета, где сказано об обязательном письменном заявлении иностранца, желавшего приобрести российское гражданство.

В содержании рассматриваемого декрета нельзя не увидеть романтизма первых революционных преобразований, а также стремления до предела упростить процедуру приема в гражданство нового государства. Одновременно этот институт был  идеологизирован и всецело основывался на так называемом принципе пролетарского 
интернационализма, который с некоторыми модификациями, диктуемыми объективными процессами, просуществовал в отечественном праве вплоть до конца 80-х — 
начала 90-х годов.

Таким образом, становление государственно-правового института гражданства, принципы его правового регулирования находились под прямым влиянием процессов, происходящих в конкретном государстве. Институт гражданства не мог не впитывать в свое содержание особенности и противоречия соответствующего этапа развития общества и государства.

Понятие и механизмы реализации международной защиты прав человека

Категория: Теория государства и права

Опубликовано: 31 Июль 2013

Ключевые слова: понятие, механизм, реализации, международной, защиты, прав, человек

При всем современном многообразии прав человека и различии теоретических подходов к этой проблеме можно выделить исходные, основополагающие права человека, которые составляют базу всего комплекса прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей).

Эти основные права человека как исходные начала закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., которая представляет собой документ негосударственного характера, впервые в истории человечества распространивший права человека на всех людей планеты. Права и свободы человека с этого момента перестали быть только внутренним делом государства.

Кроме названной Декларации были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.).

На основании этих документов человек стал субъектом международного права. Эти международно-правовые акты имеют приоритет над внутренним законодательством стран-участниц, и их гражданин имеет право обратиться в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты (аналогичная норма содержится в ст. 46 Конституции Российской Федерации).

20 декабря 1993 г. в ООН учрежден  пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем ООН и является его заместителем.

Наряду с органами ООН действует европейская система защиты прав человека, созданная на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.), - Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Вынесенное Европейским судом решение по индивидуальной жалобе носит обязательный характер, является окончательным и обжалованию не подлежит.

Впервые законодательное закрепление права человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к Конституции США 1781 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина.

Ранее вклад в развитие прав человека внесли английская Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас Корпус Акт (1679г.), Билль о правах (1689г.).

Личность обеспечивается не только внутригосударственной, прежде всего судебной защитой, но и международно-правовой. Действительно, судебная защита прав и свобод личности – это достижение цивилизационного развития человечества.

Суд осуществляет не только защиту конкретных прав и свобод личности (право собственности, право на жизнь, свободу слова, свободу совести, свободу шествий и демонстраций, свободу собраний, право на выбор местожительства, право на информацию, право на неприкосновенность личной жизни, интеллектуальную собственность и т.п.), но и саму свободу личности.

Иными словами, защищает от вмешательства государства во все сферы жизнедеятельности личности – творчество, трудовые занятия, предпринимательство, коммуникации, семейные отношения и т.п. Впрочем, и в этих сферах свобода личности одних стала четко ограничиваться свободой личности других и судебная защита – гарант такого баланса.

Появились и новые объекты судебной защиты, например, стали защищаться: свобода жены от сексуальных домогательств мужа, сотрудницы от тех же домогательств начальника, права детей от ограничений в пользовании информационной техникой, которые устанавливаются родителями и т.п.

Поэтому, возможно, правы те, кто полагает, что при разделении властей в правовом государстве судебная власть становится первой властью, а не является третьей, после законодательной и исполнительной, как полагают многие, следуя стереотипу, а недействительному положению вещей.

Да и международно-правовая защита свободы личности – это ведь тоже, по существу, судебная защита. Когда исчерпаны все внутригосударственные способы и институты, гражданин вправе обратиться и в международные судебные органы, например, в Европейский суд по правам человека.

Вот как гласит, например, статья Конституции Российской Федерации применительно к описанной ситуации: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (п. 3 статьи 46).

Международная защита прав и свобод также эволюционирует, обеспечивая, по существу, право человечества на эволюцию, даже выживание. Примеры защиты некоторых народов от агрессии, от дискриминации, от нарушения прав и свобод человека становятся в конце XX века все более многочисленными и впечатляющими.

Деятельность международных трибуналов, органов ООН в этом направлении, применяемые международные экономические и иные санкции – все это уже вошло в международно-правовую практику защиты свободы личности.

 


Информация о работе Происхождение государства и права