Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:09, доклад
Познания государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот социальный институт, или он появился на определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующий принцип историзма, позволяет осознать причины и формы появления государства, ее характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационных форм жизни общества. Необходимо дать комплексную характеристику первобытного общества, главным признаком которого был коллективизм.
Прежде всего Ф.Ф. Кокошкин
отрицал один из важнейших постулатов
теории марксизма о государстве: государство
по своей сути есть диктатура господствующего
класса и является орудием эксплуатации
в руках экономически господствующего
класса. В противовес этому он доказывал,
что государство и государственная власть
призваны выражать общие интересы всех
классов и слоев общества. Вся логика его
рассуждений подчинена доказательству
данной идеи, в особенности при раскрытии
функций государства и государственной
власти. В отдельных теоретических построениях Ф.Ф. Кокошкина явно обнаруживается
влияние марксистских идей. Так, при характеристике
родовых отношений он не преминул прямо
упомянуть марксизм. В связи с этим Ф.Ф. Кокошкин писал, что
до образования государства люди жили
в родовых союзах. Их объединяли общие
и иные интересы: совместная борьба с природой,
и, как подчеркивает далее Ф.Ф. Кокошкин,
"говоря словами марксистов, необходимость
совместного производства". Непосредственный
же акт происхождения государства он связывал
с переходом родовых союзов к территориальным
(появление земледелия и переход к оседлой
жизни) и с появлением частной собственности.
Частная собственность порождала дифференциацию
внутри самого союза, что приводило к внутренней
дестабилизации союза, а оседлая жизнь
вызывала большую необходимость в защите
от внешних посягательств. Ф.Ф. Кокошкин
по праву возводит две указанные потребности
в ранг всеобщих интересов и замечает,
что родовое общество в силу своей организации
не способно было их обеспечить. С этой
задачей могла справиться только новая
организация. Род рушится, и на смену ему
приходит государство.
По теории Ф.Ф. Кокошкина
государство появляется не с целью "...держать
в узде противоположность классов",
а для обеспечения согласной деятельности
во имя общих интересов: защиты от внешних
посягательств и обеспечения внутреннего
порядка .
Таким образом, Ф.Ф. Кокошкин связывал происхождение государства с возникновением частной собственности, расслоением общества и с усложнением в связи с этим управления общественными делами. Ф.Ф. Кокошкин, конечно же, как либерал делал упор на внеклассовых причинах происхождения государства, поскольку государство по своему назначению, как он считал, призвано к обеспечению общих интересов. Оценивая в целом теорию происхождения государства, которую разработал Ф.Ф. Кокошкин, можно сделать вывод о том, что он стоял на историко-материалистических позициях. Вместе с тем необходимо подчеркнуть то, что в марксистской теории происхождения государства существуют два подхода. Первый состоит в том, что решающая роль в происхождении государства отводилась классовой борьбе. И поэтому государство рассматривалось как продукт этой непримиримости. Второй же подход к объяснению появления государства состоит в признании того, что государство возникло в связи с необходимостью удовлетворения общих интересов населения. Как раз из последней посылки исходил Ф.Ф. Кокошкин.
Анализ взглядов русских ученых-юристов, проведенный нами в настоящей статье, позволяет сформулировать ряд выводов.
Во-первых, им нельзя отказать в высочайшем уровне научной добросовестности, поскольку практический анализ основных теорий происхождения государства, а также их собственные позиции по данной проблеме выглядят убедительно и аргументированно. В трудах ученых России мы не обнаружим легковесности в подходах к изучаемому предмету, а также идеологической зашоренности. Для них был важен поиск научной истины.
Во-вторых, можно сказать, что русскими учеными-юристами было воспринято историко-материалистическое видение причин и процесса происхождения государства. Ко всему прочему, это проявляется и во взаимствовании отдельных положений марксистской теории, хотя им дается собственная интерпретация. Во всяком случае, как видно из работ, ставших предметом анализа, русские юристы признавали заслуги марксизма перед наукой о государстве и праве. Трезвая оценка марксизма, применение ряда его методологических принципов в совокупности с иными методами исследования обусловили то, что они пришли к таким научным результатам, которые имеют значение и для сегодняшней юриспруденции.
В-третьих, современным исследователям
проблем теории государства и права необходимо
обратить внимание на те ценные идеи, которые
выработали наши предшественники. Вне
сомнения, они сыграют положительную роль
в дальнейшем развитии отечественной
юридической науки.
Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.
За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.
Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.
Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.
Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.
При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.
В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.
Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.
Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.
Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.
Республика - это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).
Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.
Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.
Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.
Полупрезидентская или смешанная - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.
Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства - президента и правительство - исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.
Политические режимы: демократический, тоталитарный, авторитарный |
Политология - Лекции | |
Политические режимы: демократический, тоталитарный, авторитарный Понятие «политический режим» появилось в научном обороте во второй половине 20 в. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Наряду с понятием политической системы для выяснения характера и способа взаимоотношения власти, общества и граждан и используется понятие «политический режим». Термин «режим» переводится как порядок управления. Политический режим – это система методов, форм и способов осуществления политической (государственной) власти в обществе. Политический режим определяется формой правления. Однако понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», т.к. включает в себя не только методы и приёмы реализации политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и общественных организаций. Категория «политический режим» характеризует то, как соотносятся и взаимодействуют гражданское общество и государство, каков объём прав и свобод личности, социальных групп и реальные возможности их осуществления. На разновидности политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, полномочия государственных органов, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, исторические традиции страны. В зависимости от особенностей государственного властвования различают два вида полярных режима – демократический и недемократический. Недемократические политические режимы делят обычно на авторитарные и тоталитарные. Следовательно, в политической литературе выделяются три основных типа политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитарный. Рассмотрим каждый из этих типов политических режимов, выделяя их характерные черты. Демократический режим. Термин «демократия» так часто употребляется, что от этого утрачивает чётко очерченное и твёрдое содержание. Как отмечают отечественные политологи, понятие «демократия» принадлежит к числу наиболее многочисленных и неясных понятий современной политической науки. Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Слово «демократия» переводится с греческого как «власть народа». Местом рождения демократии является город-государство Афины, 5 в. до н.э. Центральным политическим институтом было Собрание, открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы и иностранцы исключались). Но древнегреческие мыслители называли демократию худшей формой правления, т.к. был очень низкий уровень культуры граждан, что позволяло правителям манипулировать «народовластием». Демократия стала восприниматься негативно, и этот термин был вытеснен из политического обихода. Новый этап в понимании демократии сложился в Новое время, в 17-18 вв. в странах Западной Европы и США. Появился новый характер отношений между властью и подданными, появились институты гражданского общества, требования социального равенства индивидов. Демократический политический режим - это гарантированность провозглашённых прав и свобод, прочная законность и правопорядок. Общество должно быть избавлено от произвольных арестов, особенно по политическим мотивам, а суд должен быть независимым и подчиняться только закону. Ни одно демократическое правление не может осуществляться в условиях властного произвола и беззакония. Основные принципы демократического режима: 1. Признание народа источником власти в государстве. Т.е., именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, а также народ имеет право участвовать в разработке и принятии законов путём референдумов. 2. Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Т.е., источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах. 3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Т.е., государственные власти призваны защищать права и свободы человека (право на жизнь, свободу и безопасность; на равенство перед законом; на невмешательство в личную и семейную жизнь). 4. Обладание гражданами большим объёмом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. 5. Политическое равенство всех граждан. Т.е. каждый человек имеет право быть избранным в органы власти и участвовать в избирательном процессе. Никто не должен иметь политического преимущества. 6. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 7. Разделение властей. 8. Политический плюрализм (множественность), многопартийность. 9. Свобода слова. 10. Власть в государстве основана на убеждении, а не на принуждении. Разумеется, демократия – явление не идеальное, но, несмотря на все недостатки, она лучшая и самая справедливая форма политического режима из всех до сих пор известных. Тоталитарный режим. Полной противоположностью демократическому режиму является тоталитарный режим, или тоталитаризм. Термин «тоталитаризм» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный». Тоталитаризм - это политический режим, в котором осуществляются полный контроль и жёсткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, который обеспечивается силовыми средствами, в том числе и средствами вооружённого насилия. Термин «тоталитаризм» в политический лексикон был введён для характеристики своего движения Муссолини в 1925 г. Но его идейные истоки уходят в глубокую древность. В произведениях Платона содержатся тоталитарные взгляды на государство. Идеальному государству присущи безусловное подчинение индивида и сословия, государственная собственность на землю, дома, и даже обобществление жён и детей, а также единая религия. Многие тоталитарные
идеи имелись и у Основные признаки тоталитаризма: 1. Централизованное руководство и управление в социально-экономической сфере. 2. Признание руководящей роли одной партии и осуществление её диктатуры. 3. Господство официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание её членам общества. 4. Сосредоточение в руках партии и государства СМИ. 5. Сращивание партийного и госаппарата, контроль исполнительными органами выборных. 6. Произвол в виде государственного террора и массовых репрессий. Разновидности тоталитаризма: 1. Коммунистический – существовал в СССР и др. социалистических государствах. Ныне в той или иной мере он существует на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Китае. 2. Фашизм – впервые установлен в Италии в 1922 г. А также существовал в Испании, Португалии, Чили. 3. Национал-социализм – возникает в Германии в 1933 г. Имеет родство с фашизмом. Авторитарный режим. Авторитаризм означает антиправовой принцип властвования. Этот режим занимает промежуточное положение между демократическим и тоталитарным режимом. При авторитарном режиме общественная жизнь носит более свободный характер. Нет строгого контроля над всеми сферами жизни общества. Авторитарный режим – это политический режим, в котором созданы частичные возможности для выражения социальных интересов, а отношения государства и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооружённого насилия. По мнению многих политологов, авторитарный режим – самая распространённая форма политической власти. Этот режим опирается на силу, хотя может и не прибегать к массовым репрессиям и террору. Признаки авторитаризма: 1. Монополия власти, отсутствие политической оппозиции. 2. Сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах. 3. Возможно использование карательных мер во внутренней политике. 4. Навязанное единомыслие и повиновение. Поскольку авторитарные режимы существуют с давних пор и до настоящего времени, их подразделяют на старые, традиционные, и новые, современные. Традиционные авторитарные режимы основаны на различных культах, где неглубокое социальное расслоение, сильны традиции, религия. Это страны Персидского залива: Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн, а также Бруней, Оман и др. В этих странах отсутствует разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрировалась в руках узкой группы лиц. Современные авторитарные режимы основаны на развивающихся рыночных отношениях и характерны для стран, переходящих от традиционных обществ к демократическим. Это преимущественно страны Латинской Америки. |