Разнообразие определений государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:51, реферат

Краткое описание

Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 96.98 Кб (Скачать файл)

 

 

Понятие и виды нормативно-правовых актов

 

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

 

Существует несколько признаков закона:

 

закон – одно из основных источников права;

установлен особый порядок принятия;

принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

 

никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

другие нормативные акты не должны противоречить закону;

при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

 

федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

Правотворчество

ПРАВОТВОРЧЕСТВО — стадия правообразования, связанная с деятельностью специализированных компетентных органов государства по изданию (отмене, изменению) нормативных правовых актов. Правотворчество представляется и в более широком значении как деятельность, связанную с познанием потребности нормативного урегулирования тех или иных отношений, принятием в соответствии с познанной необходимостью новых нормативных актов (а также отмена или изменение действующих актов). Такой двойственный подход к пониманию правотворчества объясняется тем, что в нем отчетливо выделяются два этапа: на первом из них (его именуют предпроектным, предзаконодательным) выявляется правообразующий интерес. На втором (проектный этап) этапе происходит закрепление выявленного интереса в разрабатываемом и издаваемом правотворческим органом акте. При этом исторически сложилось так, что первому этапу, этапу правотворческого познания, не уделялось должного внимания. Не существовала специальных механизмов выявления, учета и действительного отражения социальных интересов (интересов участников рассматриваемых отношений) в правотворческом акте.

И в том, и в другом случае правотворчество — специализированная форма государственной деятельности и форма государственного руководства обществом, связанная с созданием правовых норм, их изменением, а при необходимости и отмены. Правотворчество, кроме того, направлено на упорядочение, приведение в определенную систему изданных нормативных актов, т.е. связанно не только с их изданием, но и систематизацией. Можно поэтому указать на несколько функций правотворчества. Главная и основная из них — выработка новых правовых норм. Эта функция означает, что правотворческий орган придает общей, или согласованной, воле характер общегосударственной воли, т.е. возводит общую волю в закон.

 

Систематизация законодательства

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в упорядоченную, согласованную систему. Национальное законодательство современных государств представляет обширное (порой трудно обозримое) нормативное хозяйство, состоящее из разноуровневых законодательных массивов, внутри которых нормативные акты отличаются своей тематической (предметной) направленностью, сферами действия, объемом нормативного материала, юридической силой и др. При этом нормативное хозяйство весьма динамично: одна часть нормативных актов подвергается изменениям, дополнениям, определенная часть актов подлежит отмене. Законодательство постоянно дополняется вновь принятыми актами. Юридическим средством обеспечения доступности и работоспособности законодательства является его Соответственно, в процессе систематизации нормативный материал подвергается определенной обработке в результате которого нормативные акты располагаются в определенном порядке: распределяются (классифицируются) по разделам, рубрикам т.е. упорядочиваются, приводится в определенную систему. Это так называемая внешняя систематизация. Внутренний аспект систематизации направлен на обеспечение единства правовых норм, устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании, издержек юридической техники при изложении правовых норм. В зависимости от состояния законодательства, целей систематизации каждый из отмеченных ее аспектов применяется порознь либо комбинированно.

С учетом отмеченного значение систематизации законодательства заключается в следующем:

 

во-первых, научно обоснованная систематизация, предполагающая анализ и переработку действующих нормативных актов, группировку их по определенной схеме, создание внутренне единой непротиворечивой и согласованной системы нормативного материала, является необходимым условием дальнейшего совершенствования законодательства, повышения его эффективности, устранения его пробельности и освобождения от устаревших предписаний;

 

во-вторых, приведение законодательства в логически последовательную, упорядоченную и непротиворечивую систему нормативных актов, является важным требованием эффективного осуществления права гражданами, должностными лицами государства. Систематизированное законодательство удобно для оперативного поиска и надлежащего толкования необходимых правовых норм. В этом смысле систематизация выступает одной из важных гарантий законности правоприменительной деятельности;

в-третьих, презумпция знания закона гражданами обязывает государство обеспечить обозримость и доступность законодательства, гарантировать возможность беспрепятственного пользования населением нормативной правовой информации. Систематизация законодательства, таким образом, создает удобства в пользовании правовой информацией, на этой основе повышается действенность правовых средств, создается благоприятная среда действия права.

 

 

Система права

СИСТЕМА ПРАВА — объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы. Своих регулятивных целей добивается благодаря так называемому системному эффекту — тому обстоятельству, что его нормы определенным образом взаимосвязаны друг с другом, находятся в определенной зависимости, внутренне устроены и согласованы, т.е. образуют определенную систему. Для выражения системного характера права в юридической науке используется категория «система права». Системное построение права означает, что оно представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

 

Связанность норм, институтов и отраслей в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право таким образом оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического и фактического результата, достижения целей и задач правового регулирования. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. Системная организация права, указывающая на то, что оно представляет собой целостное внутренние непротиворечивое и согласованное единство правовых норм, имеет непосредственное значение для законодателя. Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга».

 

Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве. В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права. В основу использования систематического способа толкования норм права положен системный принцип права. Кибернетические свойства системы права позволяют использовать ее возможности в информационных целях для создания эффективного банка данных о позитивном праве. Несомненно значение системной организации права для систематизации законодательства, приведения его в упорядоченную и согласованную систему.

 

 

Административное право

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО — отрасль публичного пава, предметом регулирования которой являются отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публично-правовые отношения власти подчинения, отношения, в которой одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно властными полномочиями. Административное право выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий субъектов исполнительной власти. В этом смысле административное право (во всяком случае, значительная часть его норм и институтов) по своему юридическому назначению представляет право управления, или управленческое право. Соответственно нормы административного права регулируют порядок создания, реорганизации и ликвидации органов исполнительной власти, их систему, компетенцию, предметы ведения, полномочия, процедуры осуществления полномочий и др. особенности правового статуса. Нормами административного права регулируется также организация местного самоуправления и порядок взаимодействия этих органов (в особенности исполнительных) с исполнительными органами государственной власти.

Предметом административного права охватывается порядок создания, реорганизации и упразднения предприятий и учреждений — управляемых объектов. Административно-правовыми нормами регулируется государственная служба, порядок ее прохождения, правовой статус государственных служащих и служащих муниципальных органов власти. Нормами административного права регулируется поведение в общественных местах, порядок торговли, охоты. Административно-правовыми являются правила дорожного движения, санитарные правила и др. В то же время административное право не регулирует управление в частных фирмах, предприятиях и организациях. Высшие органы таких организаций самостоятельно осуществляют управление, сообразуясь, однако, с действующим законодательством.

Указанные нормы образуют одну составляющую административного права, характеризующую собственно публичное управление или осуществление исполнительной власти. Другую составляющую образуют нормы, определяющие, какие деяния (действия или бездействия) признаются административными правонарушениями, устанавливают виды и меры административного принуждения, административной ответственности в том числе.

 

Особенности осуществления исполнительной власти определяют значительные особенности метода административного правового регулирования, т.е. тех способов и юридических средств, при помощи которых нормы административного права оказывают регулирующее воздействие на отношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления исполнительной власти. Специфика такого рода отношений заключается в том, что они отличаются юридическим неравенством сторон: одна из сторон — орган исполнительной власти обладает правом повелевать, другая сторона — управляемый объект (организация, предприятие, учреждение, гражданин, нижестоящий орган исполнительной власти) — призвана подчинить свою волю и поведение властному распоряжению управляющей стороны. Орган исполнительной власти, как правило, наделен государственно-властными полномочиями, он принимает юридически обязательное решение, осуществляет контроль за его выполнением, а при необходимости вправе применить принуждение к управляемому объекту. На управляемую сторону возлагается обязанность беспрекословно выполнить адресованное ей законное требование, она не может его игнорировать и вправе лишь обжаловать принятое по отношению к ней решение в компетентный государственный орган. Складывающиеся в сфере административно-правового регулирования отношения такого рода именуются вертикальными, это т.н. отношения «власти-подчинения».

Гражданское право

С древних пор люди пытались упорядочить свою жизнь и стабилизировать устанавливавшийся в обществе порядок. Попытки издания некоторых правил поведения в обществе мы видим в Древнем Вавилоне, Египте. Междуречье (столб Хаммурапи — свод законов в казуальной форме изложения). В Древней Греции и, наконец, в Римской империи из обыденностей и обычаев возникает некая стройная теория правил поведения гражданина в государстве.

Jus gentium (юс генцум; jus - право, правомочие, нормы права) — объявили  римляне — Право народов (причем  не только римского народа), естественно, Право свободных народов (раб  — вещь, это не субъект права, а объект).

Все право делится на jus publicum и jus privatum - публичное и частное право. Но jus publicum выражает властвование государства, т.е. право, имеющее обязательную силу, и оно не может быть изменено путем соглашения. В jus privatum - область частного права — входят семейные отношения, собственность, обязательства, наследование.

Информация о работе Разнообразие определений государства