Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:51, реферат
Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.
ФОРМЫ Государства
Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования. Различают две разновидности формы правления - монархию и республику.
Монархия - это форма
правления, при которой верховная
власть в стране полностью
или частично сосредоточена в
руках единоличного главы
Республикой называется
форма правления, при которой
верховная власть
Форма государственного
устройства - это способ национального
и административно-
Если форма правления
характеризует государства с
точки зрения порядка
Унитарное государство
- это простое, единое государство,
не имеющее в своем составе
иных государственных
Федерация представляет
собой сложное союзное государ
Конфедерация - это
постоянный союз суверенных
В последние десятилетия
в мире возникло множество
форм экономического, политического,
культурного и иного
Политико-правовой
режим представляет собой
Политико-правовые
режимы по степени
Демократический режим
- это политико-правовой режим, основанный
на признании народа
Антидемократическим
называют политико-правовой
В характеристику
современного цивилизованного
» гуманистические основы конституционного строя;
» основные характеристики государства;
» экономические и
политические основы
» основы организации
государственной власти и
Российское государство можно понимать в 2 смыслах:
1) как определенное
территориальное образование, в
пределах которого
2) как специальный
аппарат государственной
Говоря о Российском
государстве его можно охарак
= РФ - демократическое государство;
= РФ - правовое государство;
= высшая ценность РФ - права и свободы человека и гражданина;
= форма правления РФ - республика.
Демократическая природа РФ складывается из:
1. народовластия - как непосредственного, так и представительного;
2. федеративного устройства на основе равенства субъектов РФ;
3. политического и идеологического многообразия.
Народовластие - осуществление
власти народа посредством
Правовое государство
- это государство, в котором во
всех сферах жизнедеятельности
общества обеспечивается
Правовое государство подразумевает, что в нем господствует общество над государством, а не наоборот, т. е. РФ имеет социальный характер.
В таком государстве
право является объективным
Правовое государство
предполагает наличие свет
Гарантирование прав
и свобод личности в РФ
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Понятие правового статуса человека и гражданина
Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе.
Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.
Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.
В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст.2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции.
Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных Конституционных Законах:
"О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.);
"О референдуме в Российской Федерации" (1995 г.);
"Об уполномоченном
по правам человека в
"О гражданстве Российской Федерации" (2002 г.);
"О праве граждан
Российской Федерации на
"Об основных гарантиях
избирательных прав и права
на участие в референдуме
В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вступивший в силу 1 ноября 2002 г..
Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы (например, "Декларация о правах человека и гражданина" 1948 г., договоры с некоторыми странами о признании двойного гражданства).
Роль права, в первую очередь, проявляется именно в том, что оно своими нормами поддерживает исторически обусловленное место индивида (личности), хотя следует помнить, что правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется:
социально-экономическим положением государства;
степенью развитости и демократичности политического режима;
нравственными и иными условиями жизни общества.
Закрепляя необходимый, прежде всего, с точки зрения государства и общества комплекс прав и обязанностей, а также меру юридической свободы личности, право предусматривает гарантии их осуществления, способы защиты со стороны государства, формы ответственности за нарушения прав и свобод физических лиц, в том числе, и в первую очередь, государственных органов, обязанных защищать законные интересы человека и гражданина. Право не допускает дискриминации в пользовании правами и свободами по не признаваемым законом основаниям.
Прежде всего, государство признает данного человека субъектом действующего в стране права. Для демократического государства, каким провозгласила себя Россия, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом и государством.
Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме устанавливается и регулируется совокупностью норм всех отраслей права, однако каждая из этих отраслей (кроме конституционного права) закрепляет права и обязанности индивида только в определенной сфере общественных отношений (семейных, трудовых, имущественных и т.д.).
Нормы конституционного права закрепляют и регулируют не все, а наиболее важные права и обязанности личности, составляющие основы ее правового статуса (ст.64 Конституции).
Без конституционных прав, свобод и обязанностей не может быть полного правового статуса гражданина и человека.
Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.
Принципы системы органов государственной власти
Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:
единство системы;
разделение властей;
демократизм.
Эти принципы закреплены в Конституции РФ.
Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.
Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).
Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.