Разнообразие определений государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:51, реферат

Краткое описание

Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 96.98 Кб (Скачать файл)

ФОРМЫ Государства

   Под формой правления  понимают организацию высших  органов власти в том или  ином государстве и порядок  их образо­вания. Различают две  разновидности формы правления - монар­хию и республику.

   Монархия - это форма  правления, при которой верховная  власть в стране полностью  или частично сосредоточена в  руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по  наследству. Само слово «монархия»  греческого происхождения, оно переводится  как «единовластие» [monos - один, единый  и arche - главенство, власть].

   Республикой называется  форма правления, при которой  верховная власть осуществляется  выборными органами, избира­емыми  населением на определенный срок [само слово происхо­дит от  латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело»].

   Форма государственного  устройства - это способ наци­онального  и административно-территориального  деления госу­дарства, отражающий  характер взаимоотношений между  его составными частями, а также  между центральными и местными  органами власти.

   Если форма правления  характеризует государства с  точки зрения порядка формирования  и организации высших органов  государственной власти, то форма  государственного устройства отражает  национально-территориальную структуру  страны. По форме государственного  устройства государства подразделяются  на унитарные и федеративные.

   Унитарное государство - это простое, единое государство, не имеющее в своем составе  иных государственных образований.

   Федерация представляет  собой сложное союзное государ­ство, возникшее в результате объединения  ряда государств или государственных  образований субъектов федерации, обладаю­щих относительной политической  самостоятельностью.

   Конфедерация - это  постоянный союз суверенных госу­дарств, созданный для достижения каких-либо  общих целей.

   В последние десятилетия  в мире возникло множество  форм экономического, политического, культурного и иного объединения  государств: содружество, сообщество  и др. К их числу относится  Европейский союз (27 участников), который  ранее назывался Экономическим  сообществом, затем - просто Сообществом. В результате усиле­ния интеграционных  процессов это объединение эволюционирует  в сторону конфедерации. После  распада СССР на его геополитичес­ком  пространстве возникло Содружество Независимых Государств, в которое сегодня входят бывшие союзные республики (12 членов).

   Политико-правовой  режим представляет собой совокуп­ность  политико-правовых средств и способов  осуществления государственной  власти, выражающих ее содержание  и характер.

   Политико-правовые  режимы по степени политической  сво­боды личности и соблюдения  государством ее прав и свобод  де­лятся на демократические [либеральные] и антидемократические.

   Демократический режим - это политико-правовой режим, основанный  на признании народа источником  и субъектом власти. Основными  чертами демократического режима  являются: форми­рование органов  власти выборным путем, свобода  деятельности различных субъектов  политической жизни, признание и  гаранти­рование государством политических  прав и свобод личности.

   Антидемократическим  называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав  и свобод человека и уста­новлении  диктатуры одного человека или  группы лиц.

   В характеристику  современного цивилизованного правового  государства обычно включают  следующие составляющие:

  » гуманистические  основы конституционного строя;

  » основные характеристики  государства;

  » экономические и  политические основы конституционного  строя;

  » основы организации  государственной власти и местного  самоуправления.

   Российское государство  можно понимать в 2 смыслах:

  1) как определенное  территориальное образование, в  пределах которого осуществляется  суверенная власть многонационального  народа Рос­сии;

  2) как специальный  аппарат государственной власти, который распространяет свое  влияние на определенную государственными  границами тер­риторию.

   Говоря о Российском  государстве его можно охарак­теризовать  следующим образом:

  = РФ - демократическое  государство;

  = РФ - правовое государство;

  = высшая ценность РФ - права и сво­боды человека  и гражданина;

  = форма правле­ния  РФ - республика.

   Демократическая природа  РФ складывается из:

  1. народовластия - как  непосредственного, так и представительного;

  2. федеративного устройства  на основе равенства субъектов  РФ;

  3. политического и  идеологического многообразия.

   Народовластие - осуществление  власти наро­да посредством принятия  решения непосредствен­но (на референдуме) либо путем избрания законо­дательной (представительной) власти и через  органы местного самоуправления. Народовластие в РФ осуществляется  исходя из воли большинства  при уважении воли и прав  меньшинства.

   Правовое государство - это государство, в котором во  всех сферах жизнедеятельности  общества обеспечивается верховенство  закона.

   Правовое государство  подразумевает, что в нем господствует  общество над государством, а  не на­оборот, т. е. РФ имеет социальный  характер.

   В таком государстве  право является объективным следствием  исторических процессов, оно закрепля­ет  необходимые рамки свободы и  справедливости, обеспечивается государственным  аппаратом и вы­ражается в  международных нормах, в Конституции  РФ, в законах, подзаконных актах  и практике реа­лизации прав  и свобод человека, демократии, рыночного  хозяйства и т. п.

   Правовое государство  предполагает наличие свет­ского  характера государства, т. е. в РФ  не может быть объявлено в  качестве обязательного ни одно  из вероисповеданий, никто не  может быть принуж­ден к принятию  религии или отказу от нее, церковные должностные лица и  иерархи не вправе занимать  какие-либо государственные должности, запреща­ется дискриминация по  признаку принадлежности к той  или иной религии и т.д.

   Гарантирование прав  и свобод личности в РФ обеспечивает  реализацию принципов демокра­тии  в РФ, так как только государство, в котором при­знаются и гарантируются  права человека, может утверждать, что в нем установлена власть  народа.

 

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Понятие правового статуса человека и гражданина

Место и роль личности (человека и гражданина) в правовой системе, во взаимоотношении с государством, общественными организациями и другими физическими лицами наиболее полно можно раскрыть через категорию правового статуса личности, который позволяет определить юридическое и, в определенной степени, фактическое положение человека в обществе.

Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.

Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст.2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции.

Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных Конституционных Законах:

"О Конституционном  Суде Российской Федерации" (1994 г.);

"О референдуме в  Российской Федерации" (1995 г.);

"Об уполномоченном  по правам человека в Российской  Федерации" (1997 г.); в законах:

"О гражданстве Российской  Федерации" (2002 г.);

"О праве граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания  и жительства в пределах Российской  Федерации" (1995 г.);

"Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации" (2002 г.); а  также многих других федеральных  законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых  в субъектах Российской Федерации.

В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вступивший в силу 1 ноября 2002 г..

Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы (например, "Декларация о правах человека и гражданина" 1948 г., договоры с некоторыми странами о признании двойного гражданства).

Роль права, в первую очередь, проявляется именно в том, что оно своими нормами поддерживает исторически обусловленное место индивида (личности), хотя следует помнить, что правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется:

социально-экономическим положением государства;

степенью развитости и демократичности политического режима;

нравственными и иными условиями жизни общества.

Закрепляя необходимый, прежде всего, с точки зрения государства и общества комплекс прав и обязанностей, а также меру юридической свободы личности, право предусматривает гарантии их осуществления, способы защиты со стороны государства, формы ответственности за нарушения прав и свобод физических лиц, в том числе, и в первую очередь, государственных органов, обязанных защищать законные интересы человека и гражданина. Право не допускает дискриминации в пользовании правами и свободами по не признаваемым законом основаниям.

Прежде всего, государство признает данного человека субъектом действующего в стране права. Для демократического государства, каким провозгласила себя Россия, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом и государством.

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме устанавливается и регулируется совокупностью норм всех отраслей права, однако каждая из этих отраслей (кроме конституционного права) закрепляет права и обязанности индивида только в определенной сфере общественных отношений (семейных, трудовых, имущественных и т.д.).

Нормы конституционного права закрепляют и регулируют не все, а наиболее важные права и обязанности личности, составляющие основы ее правового статуса (ст.64 Конституции).

Без конституционных прав, свобод и обязанностей не может быть полного правового статуса гражданина и человека.

 

Система органов государственной власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы органов государственной власти

Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

единство системы;

разделение властей;

демократизм.

Эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные органы и наделяет их соответствующей компетенцией. Разделение властей проявляется и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение власти. При соблюдении названных условий система органов государственной власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной власти.

Информация о работе Разнообразие определений государства