Разнообразие определений государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 16:51, реферат

Краткое описание

Государство — исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.

Вложенные файлы: 1 файл

право.docx

— 96.98 Кб (Скачать файл)

 

Англо-саксонскую правовую систему, как и другие правовые системы, можно рассматривать с точки зрения трех критериев, а именно:- нормативной стороны; - организационной стороны; - со стороны культуры права (об этом уже говорилось во введении. Нормативная сторона англосаксонской системы права определяется наличием двух видов норм: законодательных и прецедентных. Законодательные – правила поведения общего характера. Прецедентные – строго определенная часть судебного решения по данному конкретному делу. Судебное решение состоит из :

- юридического заключения  по делу и мотивировки, аргументации  принятия этого решения («ratio decidendi»);

- и части носящей убеждающий  характер « попутно сказанного» («obiter dictum”).

К прецедентной норме относят только первую часть судебного решения, а вторая часть является необязательной для других судей. Практически же достаточно трудно отличить одну часть от другой и для этого разработана целая система методов и приемов, эффективность которых подвергается сомнению.

В своих судебных решениях юристы стран с английской системой права предпочитают не формулировать правила общего характера, т. к. у них существует презумпция неприменения широких правовых принципов.

К источникам англосаксонского права можно отнести судебные прецеденты (о которых уже говорилось ранее), законы (статуты), обычаи, юридическую доктрину.

Прецедент долгое время был главной формой выражения и закрепления норм английского права. Прецеденты создаются только высшими судебными инстанциями (Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного совета (по делам государств – членов содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецедентов не создают. Каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом и созданным ею самой. Правило прецедента гласит: “ stare decsis” (решать так, как было решено ранее). В 1966 году Палата лордов сделала заявление, в котором допускала возможность отмены ранее созданных еюпрецедентов, в случае установленной необходимости. Это стало исключением из жесткого правила прецедента.

 

Вторым источником англосаксонского права является статут (закон). Статут имеет приоритет перед прецедентом, т. е. может отменить его. Это не значит, что прецедент производен от закона. Напротив, закон реализуется через прецеденты. Всякий законодательный акт конкретизируется посредством обязательных судебных решений. По сфере действия законы можно разделить на публичные (распространяются на неопределенный круг субъектов и действуют на всей территории государства) и частные (распространяются на отдельных лиц и территории). Выделяют также делегированное законодательство, т. е. акты, создать которые Парламент уполномочил других субъектов (правительство, королеву, министерства). Данные акты имеют силу закона и являются обязательными для исполнения всеми гражданами. Можно еще отметить так называемое автономное законодательство - акты местных органов власти, действующие на определенной территории, некоторых учреждений, организаций. Такие законы обязательны для исполнения на местном уровне, членами организаций, их клиентами и т. п. Сила автономных актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства.

 

Одним из источников английского права являются обычаи. По мнению юриста Э. Глассона, англо- саксонская система права основана, прежде всего, на обычаях и варварском праве. В настоящее время роль этого источника заметно уменьшилась, однако , исторически обычаи оказали очень большое влияние на правотворчество (см . раздел 1).

 

Особое место среди источников англо-саксонского права занимает Юридическая доктрина. Некоторые литературные источники имеют повсеместное признание и используются при рассмотрении конкретных судебных дел. К таким источникам можно отнести « Институцию» Кока, которая часто цитируется в судах (а именно судебные комментарии, описание прецедентной практики).

По первому же критерию оценки (с нормативной стороны), необходимо отметить своеобразие структуры английского права, в котором нет деления на публичное и частное. Деление прав по отраслям фактически отсутствует, или его границы размыты (нет деления на административное, гражданское и право социального обеспечения). Это обусловлено тем, что все суды имеют общую юрисдикцию, т. е. могут рассмотреть дела разных категорий, и тем, что в английском праве отсутствуют отраслевые кодексы, характерные для романо-германской системы права.

Такая своеобразная структура права повлияла на организационную сторону правовой системы, т. е. на совокупность правовых учреждений.

Основным правовым органом традиционно был суд, так как именно судебные органы формировали основной источник права – прецедент.

 

Законодательные органы, а именно Парламент, действуют также под воздействием институтов прецедентов и обычаев. Порядок принятия законов в английском Парламенте, например, находится под влияние сильно устаревших обычаев. Исполнительные органы лишены права заниматься нормотворчеством, за исключением случаев делегирования права нормотворчества парламентом.

Структура правовой нормы

Под структурой правовой нормы понимается внутреннее строение нормы - ее основные части (структурные элементы), их взаиморасположение и взаимосвязь. Норма права, как и любая социальная норма, конструируется по модели условного предложения: "если..., то..., иначе...". Элементы правовой нормы составляют ее логическую структуру. Это основывается на взаимосвязи и системности, являющихся одним из основных качеств права.

В определенной степени все юридические нормы находятся в неразрывной взаимосвязи между собой. В одном случае санкция одной нормы права может быть диспозицией другой. В другом - гипотезы могут быть диспозициями других норм права. Такое положение наиболее характерно для отсылочных и бланкетных норм.

 

Нужно научиться выделять такие структурные элементы правовой нормы, как гипотеза, диспозиция, санкция в нормах различных отраслей права - административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и других.

Гипотеза указывает на факты, условия, обстоятельства, при наличии которых подлежат исполнению ее предписания, а также на субъектов, к которым данная норма адресована. Виды: простая, сложная, альтернативная.

Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридических норм.

Например, ст. 444 ГК РФ: "Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту".

В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.

Например, ч. 4 ст. 101 УК РФ: "Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения".

Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.

Например, ст. 387 ГК РФ: "Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств...", и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

Диспозиция содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений, установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренные гипотезой. Виды: простая, сложная или описательная, альтернативная.

 

Реализация норм права

     Реализация  права -  общецивилизованная  основа  и  суть  правопорядка.

Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда,  когда

его  принципы  и  нормы  воплощаются  в  жизнь,  реализуются   в   действиях

социального  общения.  В  правовом  обществе  народ  с   одной   стороны   и

государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.

      Актуальность  темы "Реализация  норм  права"  заключается  в  том,  что

исходной формой реализации  права  государством  является  законотворчество.

Понятие правовых законов, формулирования в законах правовых  предписаний.  В

цивилизованном  обществе   принимая   новый   закон,   законодатель   обязан

проследить его соответствие  конституции  и  всем  ранее  принятым  законам,

более того, законодатель  должен  следовать  не  только  собственным,  но  и

федеральным законам, а так же законам всех субъектов  федерации.  Во  всяком

случае он реализует их в форме соблюдения.  Право  способно  непосредственно

воздействовать  на  поведение  людей,  но  это  будет   идейно-мотивационное

воздействие. Реализующее действие права в полной мере проявляется  там,  где

право нашло свое позитивное выражение.

      Право создается  для  того,  чтобы  быть  реализованым   в  поведении,

деятельности людей, чтобы  воплотиться  в  жизнь.  Без  воплощения  правовых

предписаний в жизнь нормы  права  мертвы,  иначе  говоря,  они  теряют  свое

социальное назначение.

      Применение  права как одна из форм его  реализации необходима  там,  где

правоотношение, с учетом его сложности и важности  с  точки  зрения  решения

задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано  лишь  по  решению

органа, который олицетворяет государственную власть, или где  правоотношение

должно пройти контроль со стороны государства в лице его  властных  органов.

Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иною  должность

возможно лишь при наличии решения компетентного органа.  Без  таких  решений

невозможно хранить правовые нормы от нарушений, наказывать  правонарушителей

и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

      Особенно  важным становится  применение  права  в  нашу  сложную  эпоху

кризисов и  реформ,  так  как  только  государство  в  состоянии  обеспечить

оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений.

      Целью  применения  права  является   удовлетворение   потребностей   и

интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно  меняются  в

соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители  должны  в

своей  деятельности   учитывать   все   то   новое,   что   необходимо   для

результативного регулирования различных сфер общественной жизни.

 

Правовая культура

Правовая культура — это не просто то или иное отношение к праву, но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный — моралью, нравственностью, общественным мнением. Право и мораль необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.

Правовая культура включает в себя такие элементы, как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.

Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

Специфика правовой культуры

Любая культура — это прежде всего цивилизованный образ жизнедеятельности, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своею повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры.

Любое общество, любое государство, любая общность людей имеют свою правовую культуру. Правовая культура, с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующие в данный период реалии государственно-правовой действительности страны, с другой — оказывает на эту действительность влияние. Если она является истинной культурой, то воплощает все прогрессивное, ценное, социально оправданное в политико-правовой сфере, содействует совершенствованию организации и деятельности государства, повышению качества и эффективности действующего права, укреплению дисциплины, правопорядка и законности, усилению защиты прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности.

Правовая культура и правосознание

Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с правовым сознанием, которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура опирается на правовое сознание так же, как правовое сознание — на правовую культуру.

Информация о работе Разнообразие определений государства