Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации в соответствии с программами правительства по развитию агропромышленн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

В законе » о потребительских кооперации (потребительских обществах, их союзах) в российской федерации дано следующее определение потребительской кооперации:
Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Таким оброзом, законом установлено, что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских оществ и союзов потребительких обществ.
Поребителькое общества могут учреждать и не кооперативные организации –хозяйственные общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Земля образовалась около 4 (2).docx

— 40.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 Вопрос 1 пртребительская кооперация  – система потребительских обществ и союзов потребительских обществ.

 

В законе » о потребительских кооперации (потребительских обществах, их союзах) в российской федерации дано следующее определение потребительской кооперации:

Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов  разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Таким оброзом, законом установлено,  что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских оществ и союзов потребительких обществ.

Поребителькое общества могут учреждать и не кооперативные организации –хозяйственные общества.

Основу истемы потребительской кооперации составляют потребительское общества. В соответствии с Гражданским кодексом (часть 1) организационно- правовой формой потребительского общества является потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребителей  участников осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В законе «О потребительской кооперации (потребительских общесвах, их  союзах )  Российской Федрации» изложено следующее определение потребительского общества:

Потребительное общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц , созданное , как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения   его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потрбностей его членов.

В этом пространном определении отражены особенности потребительского общества как потребительского кооператива:

  • Потребительское общество – это ассоциация лиц, их членская организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства. Могут создаваться потребительские общества только физическими лицами , или только юридическими лицами;  может быть и смешенное членство  в потребительском обществе – такое общество создают и физические , и юридические лица;
  • Начальный копетал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных  паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;
  • Потребительское общество осуществляет  совместную торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность;
  • Основная цель потребительского общества- его социальная миссия – удовлетворение  материальных и иных  потребностей своих членов.

Потребительские общества создаются по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают семьи и их социальные нужды. Это в значительной степени способствует  реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей  принципов.

     Потребительские  общества классифицируются на  виды по ряду признаков:     

    1. по территориальному признаку:

- сельское потребительское  общество – сельпо;

- городское потребительское  общество – горпо;

- районное потребительское  общество –райпо;

           б) по социальному или профессиональному  составу членов:

                - рабочие потребительское общество (рабочий кооператив) – рабкооп;

                 - рыболовецкое птребительское общество (рыболовецкий кооператив) – рыбкооп;

                   - студенческое потребительское общество – студпо;

                   - ученическое птребительское общество  – учпо;

   Потребительское  общество, созданное в форме потребительского  кооператива, является юридическим  лицом и в соответствии со  статьей 5 закона « О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» обладает правомочиями , а именно потребительскому обществу разрешено:

  - заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение  потребностей пайщиков;

  - осуществлять  предпринимательскую  деятельность постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых оно создано;

- иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные  общества, учреждения и осуществлять  свои права в порядке ; установленном законодательством Российской Федерации;

- участвовать в хозяйственных  обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере;

- создавать предусмотренные настоящим Законом фонды потребительского общества;

- распределять доходы  между пайщиками в соответствии  с уставом  потребительского общества;

- привлекать заемные  средства от пайщиков и других  граждан;

- осуществлять в установленном  уставом порядке кредитование  и авансирование пайщиков;

- осуществлять внешнеэкономическую  деятельность в порядке , установленном  законодательством Российской Федерации;

- обжаловать в судебном  порядке акты государственных  органов, акты органов местного  самоуправления, действия их должностных  лиц, нарушающие права потребительского  общества;

- осуществлять  иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества.

    Потребительское  общества – первичные основные  организации системы потребительской  кооперации. Они объединяют пайщиков  и создают союзы. Если не будет  созданы потребительские общества, то не будет и потребительских  союзов, значит, не будет системы  потребительской кооперации.

       Союзы  потребительских обществ, как  потребительские  общества, являются юридическими  лицами.

       В соответствии  со статьей 32 закона «О потребительской  кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерации»  учредителями союза могут быть  только потребительские общества. Поэтому в статье 1 выше названного  закона дано следующее понятие  союза:

     «Районный, областной, краевой, республиканский, центральный  союз потребительских обществ – добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ»

     Члены союза (потребительские общества) сохраняют  самостоятельность  права юридиеского лица.

      В законе  «О потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской  Федерации» (статья 1) изложено назначение  союзов потребительских обществ:

     Районный союз  потребительских обществ- союз потребительских  обществ района,  созданный потребительскими  обществами для координации их  деятельности, обеспечения защиты  имущественных и иных прав  потребительских обществ и их  членов,  представления их интересов  в государственных органах и  органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским  обществом правовых, информационных  и иных услуг.

    Объединение потребительских  обществ в союзы обеспечивает 

    Областной, краевой  или республиканский союз потребительских обществ – союз потребительских обществ области, края или республики, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и районных союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ  и их членов, районных союзов  потребительских  обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществом и районным союзам потребительских обществ правовых, информационных и иных услуг.

     Центральный  союз потребительских обществ  России – союз потребительских  обществ России, созданный потребительскими  обществами для координации деятельности  потребительских обществ, обеспечения  защиты имущественных и иных  прав потребительских обществ  и их членов, союзов потребительских  обществ, представления их интересов в государственных органах , органах местного самоуправления и международных организациях , а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.

    Объединение потребительских  обществ в союзы обеспечивает  им более прочное правовое  положение в регионе и в  стране, а их социально- экономическая  деятельность становится организованной  и более защищенной  в условиях  рыночных отношений.

   По организационному  построению система потребительской  кооперации России представляет  собой  многоуровневую вертикальную  организационную структуру.

   Традиционно в  потребительской кооперации сложилась  четырехуровневая организационная  структура (рис. 3).

    

 

     

Центральный союз потребительских обществ России-(Центральный РФ)





IV уровень                                                       

(федеральный)


 

Областные, краевые, республиканские союзы потребительских  обществ





III уровень

(областной, краевой,


  республиканский)

Районные союзы потребительских обществ (райпотребсоюзы)




 

II уровень

(районный)


Потребительски общества (сельские, городские) Пайщики




 

I уровень


 

 

Рис. 3. Схема четырехуровневого организационного построения системы потребительской кооперации РФ

 

       Конечно, в каждом субъекте РФ имеются свои особенности организационного построения потребительской кооперации. Так, в областном (краевом, республиканском) потребсоюзе могут создаваться городские потребительские общества (горпо), которые являются членами областного союза потребительских обществ.

        В  то же время наблюдается общая  тенденция – преобразования четырехуровневой  организационной структуры и формирование трехуровневой структуры организационного построения системы потребительской кооперации. В связи с переходом с 4-х уровневой структуры на 3-х уровневую организационную структуру большинство районных союзов и их потребительские общества преобразованы и продолжаются преобразовываться  в районные потребительские общества – райпо (рис.4)

 

Райпотребсоюз

Потребительские общества

Потребительские общества

Потребительские общества


Р

А

Й

П

о




 

 

Рис. 4. Преобразование райпотребсоюзов и их

потребительских обществ в райпо

 

            Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений заключается в том, что на основе концентрации капитала создается крупное потребительское общество.

           Образование райпо способствует  формированию трехуровневого организационного  построения системы потребительской  кооперации (рис. 5).

 

Областные, краевые, республиканские союзы потребительских  обществ





III уровень

(федеральный)


Районные союзы потребительских обществ (райпотребсоюзы)




 

II уровень


(областной, краевой,

  республиканский)

 

Потребительски общества (сельские, городские) Пайщики




 

I уровень


(районный)

 

 

Рис. 5. Схема трехуровневого организационного построения потребительской кооперации РФ

    В настоящие  время следует рассматривать  наряду с положительными и  отрицательные стороны процесса реорганизации районных потребительских союзов и их потребительских обществ как юридических лиц и образование одного юридического лица – райпо. Поэтому в райпо и их союзах создаются новые малые юридические лица, к сожалению, не в форме потребительских кооперативов, а форме некооперативных организаций. Так в 2006 году  по данным Центросоюза РФ в системе потребительской кооперации функционировало 3385 потребительских обществ, 159 районных и окружных союзов потребительских обществ и наряду с ними осуществляли деятельность общества с ограниченной ответственностью, созданные на базе предприятий потребительской кооперации: 

 

Таблица 8

 

Организационная структура потребительской кооперации Российской Федерации на 01.01.2007г.

Информация о работе Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации в соответствии с программами правительства по развитию агропромышленн