Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 10:30, курсовая работа
В законе » о потребительских кооперации (потребительских обществах, их союзах) в российской федерации дано следующее определение потребительской кооперации:
Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Таким оброзом, законом установлено, что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских оществ и союзов потребительких обществ.
Поребителькое общества могут учреждать и не кооперативные организации –хозяйственные общества.
Вопрос 1 пртребительская кооперация – система потребительских обществ и союзов потребительских обществ.
В законе » о потребительских кооперации (потребительских обществах, их союзах) в российской федерации дано следующее определение потребительской кооперации:
Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Таким оброзом, законом установлено, что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских оществ и союзов потребительких обществ.
Поребителькое общества могут учреждать и не кооперативные организации –хозяйственные общества.
Основу истемы потребительской кооперации составляют потребительское общества. В соответствии с Гражданским кодексом (часть 1) организационно- правовой формой потребительского общества является потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребителей участников осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В законе «О потребительской кооперации (потребительских общесвах, их союзах ) Российской Федрации» изложено следующее определение потребительского общества:
Потребительное общество – добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц , созданное , как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потрбностей его членов.
В этом пространном определении отражены особенности потребительского общества как потребительского кооператива:
Потребительские общества создаются по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают семьи и их социальные нужды. Это в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей принципов.
Потребительские общества классифицируются на виды по ряду признаков:
- сельское потребительское общество – сельпо;
- городское потребительское общество – горпо;
- районное потребительское общество –райпо;
б) по социальному или
- рабочие потребительское
- рыболовецкое птребительское
- студенческое потребительское общество – студпо;
- ученическое птребительское
Потребительское
общество, созданное в форме
- заниматься деятельностью,
направленной на
- осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано;
- иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и осуществлять свои права в порядке ; установленном законодательством Российской Федерации;
- участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере;
- создавать предусмотренные настоящим Законом фонды потребительского общества;
- распределять доходы
между пайщиками в
- привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан;
- осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков;
- осуществлять
- обжаловать в судебном
порядке акты государственных
органов, акты органов местного
самоуправления, действия их должностных
лиц, нарушающие права
- осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества.
Потребительское
общества – первичные основные
организации системы
Союзы потребительских обществ, как потребительские общества, являются юридическими лицами.
В соответствии
со статьей 32 закона «О потребительской
кооперации (потребительских обществах,
их союзах) в Российской Федерации»
учредителями союза могут быть
только потребительские
«Районный, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ – добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ»
Члены союза (потребительские общества) сохраняют самостоятельность права юридиеского лица.
В законе
«О потребительской кооперации (потребительских
обществах, их союзах) в Российской
Федерации» (статья 1) изложено назначение
союзов потребительских
Районный союз
потребительских обществ- союз потребительских
обществ района, созданный потребительскими
обществами для координации их
деятельности, обеспечения защиты
имущественных и иных прав
потребительских обществ и их
членов, представления их интересов
в государственных органах и
органах местного
Объединение потребительских обществ в союзы обеспечивает
Областной, краевой
или республиканский союз
Центральный
союз потребительских обществ
России – союз потребительских
обществ России, созданный потребительскими
обществами для координации
Объединение потребительских
обществ в союзы обеспечивает
им более прочное правовое
положение в регионе и в
стране, а их социально- экономическая
деятельность становится
По организационному
построению система
Традиционно в
потребительской кооперации
IV уровень
(федеральный)
Областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ |
III уровень
(областной, краевой,
республиканский)
II уровень
(районный)
I уровень
Рис. 3. Схема четырехуровневого организационного построения системы потребительской кооперации РФ
Конечно, в каждом субъекте РФ имеются свои особенности организационного построения потребительской кооперации. Так, в областном (краевом, республиканском) потребсоюзе могут создаваться городские потребительские общества (горпо), которые являются членами областного союза потребительских обществ.
В
то же время наблюдается общая
тенденция – преобразования
Потребительские общества |
Потребительские общества |
Потребительские общества |
Р А Й П о |
Рис. 4. Преобразование райпотребсоюзов и их
потребительских обществ в райпо
Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений заключается в том, что на основе концентрации капитала создается крупное потребительское общество.
Образование райпо
III уровень
(федеральный)
II уровень
(областной, краевой,
республиканский)
Потребительски общества (сельские, городские) Пайщики |
I уровень
(районный)
Рис. 5. Схема трехуровневого организационного построения потребительской кооперации РФ
В настоящие время следует рассматривать наряду с положительными и отрицательные стороны процесса реорганизации районных потребительских союзов и их потребительских обществ как юридических лиц и образование одного юридического лица – райпо. Поэтому в райпо и их союзах создаются новые малые юридические лица, к сожалению, не в форме потребительских кооперативов, а форме некооперативных организаций. Так в 2006 году по данным Центросоюза РФ в системе потребительской кооперации функционировало 3385 потребительских обществ, 159 районных и окружных союзов потребительских обществ и наряду с ними осуществляли деятельность общества с ограниченной ответственностью, созданные на базе предприятий потребительской кооперации:
Таблица 8
Организационная структура потребительской кооперации Российской Федерации на 01.01.2007г.