Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА……………………………………………………………………….4
§1.1 Понятие суверенитета государства…………………………………6
§1.2 Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа……………………………………………………………………..10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ………...9
§2.1 Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления…………………………………………………………….13
§2.2 Проблемы суверенитета РФ………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………….....29

Вложенные файлы: 1 файл

Суверенитет РФ.docx

— 57.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА……………………………………………………………………….4

§1.1 Понятие суверенитета государства…………………………………6

§1.2 Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа……………………………………………………………………..10 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ  РОССИИ………...9

§2.1 Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления…………………………………………………………….13

§2.2 Проблемы суверенитета РФ………………………………………21

Заключение………………………………………………………………..28

Список литературы…………………………………………………….....29

 

 

 

 

Введение

 

Государство – политическая организация, власть которой суверенна. Наличие суверенитета является важнейшим признаком, свойством публичной власти.

Специально-юридическое понятие  суверенитета означает верховенство публичной  власти внутри страны и независимость  вовне (в пределах соблюдения суверенных прав других государств, а также  общепризнанных норм международного права).

Суверенитет обладает следующими свойствами: универсальность (властная сила государства распространяется на всё население страны); верховенство (публичная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление другой общественной власти); наличие у государства таких средств воздействия на общество, какими не располагает никакая другая власть (армия, милиция, органы государственной безопасности, тайные службы и тюрьмы, исправительно-трудовые учреждения и т.д.): осуществление властных велений по таким каналам, которые другим властям обычно недоступны (законодательство, государственное управление, система правосудия и т.д.); неделимость (носители власти, их персональный состав может, более того, должен меняться, сам же институт публичной власти, его сущностные проявления неизменны, точнее - неизменна его природа).

Глобализация обозначила новые  подходы к суверенитету, его содержанию. Многие авторы предрекают закат "государственного суверенитета", вынужденного "делиться" своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес - сообществом и т.п.1 Высказывается мнение о необходимости создания своего рода всемирной системы "сдержек и противовесов", призванной определять правила поведения, дополняя и заменяя международные договоры и вообще добровольно принимаемые государствами на себя обязательства.

 

Ряд исследователей считает, что специфика  глобализации может быть понята только в связи с глубоким кризисом государства-нации, а следовательно, и государственного суверенитета. В этой связи этим теоретикам целесообразно напомнить, что суверенитет органично включает в себя территорию. Государство и  территория - неразрывно связанные  категории, исторически сформировавшиеся в тесной связи друг с другом. Французский государствовед Л. Дюги отмечал: "Коллективность может быть государством только тогда, когда она  осела на территории с определенными  границами. Без этого нет государства"

Однако  теоретики глобализации отмечают, что  территориальность перестает быть организующим принципом социальной и культурной жизни; глобализирующиеся  социальные практики соотносятся с  миром как целым, а не с его  локальным или национальным сектором, начинают свободно пересекать пространственные границы. В глобальном пространстве происходят сдвиги в сторону трансконтинентальных или межрегиональных рамок действия, взаимодействия и осуществления  власти.2  Процессы глобализации, приобретающие всё большее ускорение в последние годы безусловно оказывают сильное воздействие на функционирование государств, на их базовые институты, а значит, и на суверенитет. Но не смотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия, государственный суверенитет остаётся основой конституционного строя большинства государств.3

В данной курсовой работе рассмотрены  вопросы понятия государственного суверенитета на примере Российской Федерации, его юридические свойства, взаимосвязь суверенитета государства  с суверенитетом народа и национальным суверенитетом.

Поэтому цель нашего исследования – дать ответ  на вопрос «Что такое суверенитет  государства в современных условиях?».

Объектом  исследования являются внешние и  внутренние взаимоотношения государства, предметом – суверенитет государства.

При подготовке работы поставлены следующие задачи:

- дать  определение понятию суверенитет;

- проанализировать  тенденции развития государственного  суверенитета;

- изучить  основы государственного суверенитета  Российской Федерации.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

- изучение научной литературы;

- анализ и обобщение отечественной  и зарубежной практики;

- анализ нормативно – правовых  документов регулирующих вопросы  суверенитета России.

Практическая значимость работы продиктована тем, что Россия является многонациональным  государством. И хотя пик «парада  суверенитетов» отдельных регионов нашей страны уже миновал, некоторые  разногласия по вопросам суверенитета республик Северного Кавказа, входящих в состав Российской Федерации остались. Да и ситуация у наших ближайших  соседей не может не вызывать озабоченностей. Речь идет о взаимоотношениях Украины  и Крыма, Молдавии и Приднестровья, Грузии и Абхазии, Южной Осетии.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА.

 

 

§1.1 Понятие суверенитета государства.

 

Суверенитет (от английского sovereignty и  французского souverainete) - это верховная  власть.

Суверенитет - один из существенных признаков  государства, его возможность полноправно  осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства  в свою деятельность иностранных  государств и других внутригосударственных  сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость  государственной власти

Суверенитет государства - политико-юридическое  свойство государственной власти, которая  означает ее верховенство и полноту  внутри страны, независимость и равноправие  извне.

Отличают две стороны государственного суверенитета:

- внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти в отношении всех других организаций в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

- внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право  законодательной власти издавать законы.4

В современную эпоху ни одна животрепещущая тема международной и национальной жизни не обходиться без рассмотрения в аспекте глобализации. Глобализация вносит коррективы в привычные очертания  традиционных международно – правовых институтов, а также затрагивает  межгосударсвенную подсистему международных  отношений, создаваемую государствами. Содержанием глобализации выступает  беспрецедентная интеграция государств, негосударственных акторов в  самых различных сферах международной  жизни, а также установление предельно  масштабных контактов между людьми и народами. Глобализация – это  создание общего пространства многостороннего  и многосферного сотрудничества (не только информационного или экономического, но и культурного, правового, политического, гуманитарного), строящегося на солидном международно – правовом основании.

Государства, в условиях пока что  сохраняющейся, но находящейся в  состоянии трансформации вестфальской системы международных отношений, остаются основным субъектами международного права. Вместе с тем именно глобализация и происходящие в её рамках экономические, политические, правовые процессы не только порождают серию вызовов различным  атрибутам государства, но и подчас ставят под сомнение само существование  государства. Равно как и государственности, в качестве традиционного института  национальной и международной жизни.

Актуализация проблемы государственного суверенитета связана с тем, что  в условиях современного мирового развития государства, будучи длительное время  едва ли не единственными субъектами международного права, оказались окружении  различных образований, которые  активно стали набирать качество суверенной самостоятельности и  занимать в перечне субъектов  международного права ниши второго  и третьего плана. Государство вынуждено  определяться с характером своего суверенитета не только перед лицом складывания  так называемого  глобального  гражданского общества, но и перед  лицом суверенизации транснациональных  корпораций, привносящих элементы транснациональности, а также перед лицом межгосударственных союзов, привносящих элементы наднациональности.5

Идею суверенной государственности, восходящую к неповторимой национально  – культурной идентичности, и идею суверенного государства, обладающего  всеми признаками государственного суверенитета, было бы неосмотрительно  вычёркивать из контекста глобализационных взаимодействий. В частности как  показывают специальные исследования, суверенные государства достаточно удачно справляются с контролем  за совместными предприятиями как  одной из форм международного экономического сотрудничества. В условиях глобализации каждое государство как политически  организованная нация сталкивается в той или иной мере, в какой  оно это осознаёт, с проблемой: как распорядиться своим государственным  суверенитетом, какую долю его следует  передать национальным органам и  межгосударственным союзам, какие новые  формы суверенитета выбрать.

Государственный суверенитет в  международной системе и международном  праве – это не суверенитет  властвующей элиты, а суверенитет  народа, который, как известно, в  последнее время стал осуществлять международное общение не только посредством государственных органов, но и непосредственно. Суверенитет  втраивается в такие категории, как «абсолютный – относительный», «неограниченный – ограниченный (ограничиваемый)», «неделимаый –  делимый». Ясно, что первые звенья в  указанных оппозициях являются взаимными  конкретизациями. То же самое верно  и для вторых звеньев. В доктрине продолжают идти дискуссии о том, может ли суверенитет быть абсолютным или относительным, может ли он подвергаться делению, т.е. дробиться, или нет.6

Ю.Н. Малеев отмечает, «суверенитет нации  имеет естественно – правовое происхождение и как таковой  неделим и неотчуждаем, в отличие  от делимости и отчуждаемости суверенитета политического и юридического (государственного)».7            

Суверенитетом обладают любые государства, независимо от размера их территории, численности населения, формы правления  и устройства. Суверенитет государства  является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в  Уставе ООН и других международных  правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

- право войны и мира;

- право издавать законы;

- право формировать государственные органы;

- право определять свою атрибутику (символику и др.);

- право устанавливать налоги;

- право назначать своих представителей в других государствах и международных организациях;

- право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не имеет  права делать все, что считает  необходимым, в отношении других государств. Против таких действий предостерегает международное право. Государствам, например, запрещается  применять силу против других государств, за исключением самообороны или  полномочие со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы действий государства является юридическая обязанность выполнять заключенные ею договоры. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству со стороны Союза. Кроме того, Европейский Союз имеет собственную систему и свой собственный суд, который исходит из принципа, что в случае возникновения противоречий между законами Союза и законами государства-участники приоритет принадлежит законам Союза. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.8

 

 

 

 

§1.2 Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа.

 

Следует отличать суверенитет государства  от суверенитета народа и суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ - граждане всех национальностей, проживающих  на территории данной страны) означает верховенство народа как источника  и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно  или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Информация о работе Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления