Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА……………………………………………………………………….4
§1.1 Понятие суверенитета государства…………………………………6
§1.2 Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа……………………………………………………………………..10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ………...9
§2.1 Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления…………………………………………………………….13
§2.2 Проблемы суверенитета РФ………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………….....29

Вложенные файлы: 1 файл

Суверенитет РФ.docx

— 57.47 Кб (Скачать файл)

Суверенитет народа, закрепленный в  конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в стране.

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?

Суверенитет государства не обязательно  предполагает суверенитет народа. Суверенитет  государства может сочетаться с  отсутствием суверенитета народа, с  наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства  влечет за собой утрату суверенитета народа как внутренней свободы его  политического положения. В демократическом  государстве источником и основой  сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь  суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации - гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая в соответствии с достигнутого уровня эволюции человечества способна обеспечить ее существование и развитие. Мера свободы закреплена в виде международного стандарта как общая и равная для всех наций.9

Основные права нации:

- Право на существование и  свободное развитие, владение реальной  возможностью определять характер  своей национальной жизни, включая  способность реализовать право  на политическое самоопределение  (государственная самоорганизация  - вплоть до создания самостоятельного  государства);

- Право на свободное развитие  национальных потребностей - экономических  и социальных;

- Право на духовно-культурное  развитие, уважение национальной  чести и достоинства, развитие  национального языка, обычаев,  традиций;

- Право распоряжаться природными  и материальными ресурсами на  своей территории;

- Право на мирное сосуществование  с другими народами и нациями; 

- Право на экологическую безопасность  и др.

Следовательно, суверенитет нации означает владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, касающиеся развития национальной свободы и национальных нужд, право на защиту национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений.10

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации  в многонациональных государствах?

В многонациональной стране ее суверенитет  не может быть суверенитетом одной  нации как этносоциального сообщества. Он содержит в себе обязанности в отношении других наций, которые являются современниками "титульной" нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из наций, которые объединились. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из наций, объединившихся, достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, которые уступили частью своих прав многонациональной государству (например, охраной общих государственных границ, осуществлением совместной финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное заключается в том, чтобы  нация, которая составляет большинство  в стране и дала название государству, не использовала свое преимущество для  ограничения прав представителей другой нации. Противоправной и недопустимой является любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

Согласно Уставу ООН любое государственное  образование должно уважать права  нации на самоопределение и обеспечить гарантии этого права. Однако право  на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, то есть развитие национального языка, преподавание на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.д. Если все народы, входящие в многонациональные государства, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет утянут в хаос.

Государственный, народный и национальный суверенитет являются взаимозависимыми в демократическом государстве.11

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ  РОССИИ.

 

 

§2.1 Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления.

 

Поиск путей  установления глобальной стабильности и преодоления правовой неразберихи  вокруг понятия суверенитета не обещает  быть лёгким, но это не значит, что  перемены невозможны.

Первым  шагом на пути создания системы ограничения  суверенитета должно стать закрепление  принципа, согласно которому обладание  суверенитетом предполагает наличие  не только прав, но и обязанностей, невыполнение которых влечёт определённую ответственность. В круг обязанностей суверенного  государства должно непременно войти  соблюдение положений гуманитарного  права. Второй шаг, логически вытекающий из первого, состоит в выработке  практических путей ограничения  суверенитета и стратегий "долгосрочной вовлечённости" в дела недееспособных государств. Политическая стабилизация и правовая реабилитация начинаются не с военной интервенцией, а с  её завершением. Третий шаг надлежит сделать в разработке таких мер, которые замкнут существующие механизмы  вмешательства в единую систему  ограничения суверенитета. Эти меры касаются нормативно – правового  определения случаев, допускающих  ограничение суверенитета, выработке  санкций в отношении государств, нарушающих положения гуманитарного права, а также утверждения принципа неотвратимости наказания12

Конституцией  устанавливается принцип неделимости  суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных  органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть  многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными  акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.

Суть  принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции  РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении  ее на всю территорию Россию. Этот принцип  означает обязательность актов федеральных  органов власти для всех субъектов  права на территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов  федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации  является верховенство Конституции  РФ и федеральных законов на всей территории РФ (ч.2 ст. 4).13 Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории России, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления.

Важнейший принцип внутреннего построения демократической государственной  власти - разделение властей. Уже в принятой I Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. «Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» указывалось, что государственный суверенитет РСФСР «провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах»14.

Смысл разделения властей состоит в относительной  самостоятельности и независимости  различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных  органов.

Цели  такой системы построения власти:

1) создать  гарантии от ее произвола и  сосредоточения в руках одного  лица или какого-либо органа, группы  органов; 

2) обеспечить  высокий профессионализм и эффективность  в выполнении различных и весьма  специфических функций власти;

3) наиболее  широко представить во власти  интересы различных слоев и  групп населения.

Правовая  основа государственного суверенитета обеспечивается (представительными) органами государственной власти посредством  создания принятия законов, раскрывающих сущность и направление государственного суверенитета.15

Согласно  Конституции РФ таким органом в России является Федеральное  Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

 

В законодательной  области в целях обеспечения  верховенства государственного закона на всей территории России, Федеральное  Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено правом законодательной  инициативы (ч. 1 ст. 104), правом принятия законов. Согласно ст. 105 Конституции  РФ Федеральные законы принимаются  Государственной Думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации.

В сфере  защиты единой экономической системы  России, как суверенного государства  Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета  страны. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат обязательному  рассмотрению в Совете Федерации. “Для осуществления контроля за исполнением  федерального бюджета Совет Федерации  и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок  деятельности которой определяются федеральным законом (п. 5 ст. 101 Конституции  РФ).16

В целях  обеспечения территориальной целостности  и неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны  и безопасности страны. Так, к ведению  Совета Федерации относятся утверждение  Указа Президента РФ о введении чрезвычайного  положения (п. “б” ст. 102 Конституции  РФ), обязательному рассмотрению в  Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные  законы по вопросам статуса и защиты государственной границы, войны  и мира (ст. 106 Конституции РФ).

Кроме того, в целях защиты государственного суверенитета России Федеральное Собрание РФ осуществляет деятельность по обеспечению  нормального функционирования системы  налогов и финансов, нормального  функционирования аппарата управления. В этой связи, Конституцией РФ к компетенции Федерального Собрания отнесено принятие федеральных законов по вопросам федеральных налогов и сборов. Федеральное Собрание наделено правом принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти (судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и др. лиц согласно Конституции РФ). К ведению Государственной Думы относится дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (п.п. “а” п. 1 ст. 103 Конституции РФ).

Если  Президент России как глава государства  в целях защиты государственного суверенитета осуществляет руководство  внутренней и внешней политикой, Правительство Российской Федерации  в пределах своих полномочий через  систему органов управления на местах организует реализацию внутренней и  внешней политики государства, организует исполнение федеральных законов  на всей территории России. Обеспечивая  защиту единой экономической системы  страны Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью (п. “г” ст. 114 Конституции РФ). В  целях обеспечения территориальной  целостности и неприкосновенности осуществляет меры по обеспечению обороны  страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ (п. “д” ст. 114 Конституции РФ).17

В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной  властью, полномочия которой закреплены  статьями 71, 72 Конституции РФ, а также властью субъектов федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих согласно статьям 72, 73 в пределах своей компетенции, с другой стороны - президентской, законодательной, исполнительной и судебной.

Президент РФ может воздействовать на законодательную  власть с помощью: а) права законодательной  инициативы, внося законопроекты  в законодательную палату парламента - Государственную Думу; б) используя  право законодательного вето - возможности  оспорить принятый парламентом закон (статьи 104, 107); права в указанных в законе случаях распустить Государственную Думу (статьи 111, 117). Федеральная законодательная власть, представленная российским парламентом - Федеральным Собранием РФ может преодолеть вето президента (ст. 107), а в определенных законом случаях даже отрешить его от должности (ст. 93).18

Судебная  власть в Российской Федерации представлена системой общих судов, возглавляемых  Верховным Судом РФ, системой экономических  судов во главе с Высшим арбитражным  судом РФ, Конституционным судом  РФ и иными федеральными судами (например, военными). Система федеральных судов, с одной стороны, зависит от Президента РФ и законодательной власти, ибо  эти органы формируются по согласованному решению главы государства и  одной из палат парламента (ст. 83), с другой стороны, Конституционный  суд обладает правом отменить неправомерные  акты Президента и парламента, а  Верховный и Конституционный  суды РФ принимают участие в процессе отрешения Президента от должности (статьи 125, 93).19

Принцип разделения властей, закрепленный в  ст. 10 Конституции РФ, конкретизируется в главах 3, 4, 5, 7, 8 при определении  статуса Президента, Федерального Собрания, судебной власти и других систем государственных  органов местного самоуправления. При  этом разделение полномочий между различными системами органов предполагает не только их определенную самостоятельность и взаимосвязь, но и тесное взаимодействие (например, процедура назначения главы правительства, отрешение Президента от должности, решение проблем федерального бюджета, введение чрезвычайных режимов и др.).

Информация о работе Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления