Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа
При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА……………………………………………………………………….4
§1.1 Понятие суверенитета государства…………………………………6
§1.2 Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа……………………………………………………………………..10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ………...9
§2.1 Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления…………………………………………………………….13
§2.2 Проблемы суверенитета РФ………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………….....29
Конституцией
определяются две основные формы
народовластия в Российской Федерации:
непосредственное (прямое) осуществление
власти народом и осуществление
власти через органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Непосредственное осуществление власти
народа является высшим выражением народовластия.
В то же время каждодневное осуществление
государственной власти на федеральном
уровне, уровне субъектов Российской
Федерации, решение местных вопросов
требуют образования постоянно
действующих органов
Непосредственное
осуществление власти народа путем
проведения свободных выборов - исходный
принцип организации системы
органов государственной власти
и местного самоуправления. Воля народа,
выраженная на выборах, собственно, и
позволяет осуществить
Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции).
Итак, ст. 4 Конституции РФ является одной из отправных статей, входящих в главу 1 “Основы конституционного строя”. Суть части первой статьи 4 состоит в провозглашении суверенитета. Этот суверенитет предполагает верховенство и единство власти Федерации, и обязательность актов ее органов для всех граждан и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А принцип разделения властей, закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства и судов Российской Федерации.
Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.
Военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации.21
В целях защиты и сохранения государственного суверенитета России для обеспечения реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в области безопасности. Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован Совет безопасности РФ.
В 1992 году также был принят Закон
РФ «О безопасности», который гласит:
«Безопасность государства
Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления
Особая роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из основных юридических свойств государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ и совместного ведения органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ.
§2.2 Проблемы суверенитета РФ.
Проблема суверенитета в федеративном государстве состоит как в его признании (непризнании) за определенными субъектами, так и в сочетании различных подходов к нему.
Развитие федерализма, федеративных
отношений требует
Федеральный центр не является ни
полностью суверенным, ни полностью
зависимым от членов федеративной ассоциации.
Его право на законодательную
инициативу наличествует, но в определённых
рамках. Ни центральная власть, ни местные
правительства не наделены верховной
властью и не являются суверенными.
Суверенитет реализуется в
Отметим, что теория государственного
суверенитета позволяет отличать государственные
образования от негосударственных
или квазигосударственных. Там, где
обнаруживается властный центр способный
к принятию окончательных решений,
суверенитет очевиден, а государство
носит, как правило, унитарный характер.
В конфедерациях, напротив, трудно обнаружить
центр принятия окончательных решений.
Типичными примерами
Наличие независимых от центра политических элит, культурной среды (прежде всего использования местного языка в официальной практике), рекрутирование управленческих кадров по принципу "почвы" или "крови", верховенство местного законодательства над федеральным в отдельных субъектах федерации явно указывает, что граница уже пройдена и государство находиться на пути утраты суверенитета.
Исходя из данного критерия, Российская
Федерация в период президентства
Б.Н Ельцина находилась в состоянии
близкому к распаду. Нынешняя Россия
усилиями В.В. Путина и других руководителей
государства перешла в
Все концепции суверенитета федеративного государства можно свести к трём группам: а) признание суверенитета принадлежностью и федерации, и членов федерации; б) признание суверенитета за субъектами федерации; в) признание суверенитета за федеративным государством.24
Уже при рождении Северо – Американской федерации был поднят вопрос: как согласуется принцип союзного государства с принципом суверенитета? В Германской империи 19 в. ставился вопрос: как согласовать принцип суверенитета с существующими отношениями в германском «государстве государств». Однако, предлагавшиеся по этому поводу теории полусуверенитета, ограниченного суверенитета и т.п. никак не повлияли на развитие теоретической мысли по проблеме суверенитета в союзном государстве. В США продолжали исходить из боденовской классической теории суверенитета, сочетаемой с концепцией «народного суверенитета».25
Согласно конституциям республик
в составе Российской Федерации,
а также названию и преамбуле
Федеративного договора - Договор
о разграничении предметов
Государственный суверенитет Российской Федерации - категория сложная и не сводится лишь к компетенции властных структур государства, т.е. сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Но комплекс полномочий властных органов имеет большое значение в теории суверенитета: он представляет собой основу реализации государственного суверенитета.
Достаточно изъять одно из перечисленных суверенных прав и политическая единица потеряет суверенный статус, перестанет быть суверенной.
Следовательно, в Российской Федерации
носителем суверенитета является Россия
в целом, предметами исключительного
ведения которой являются все
вопросы общегосударственного значения
(ст.71 Конституции РФ); все другие
более или менее важные вопросы
создают сферу совместного
Таким образом, субъекты Российской Федерации являются носителями суверенных прав, но не представляют собой суверенные политические организмы.
Н.А Михалёва выделяет десять важнейших
элементов конституционно – правового
статуса Российской Федерации как
суверенного федеративного
Спорным является суждение о наделении
субъектов Федерации “
В условиях распространения
Но, трудно даже гипотетически представить,
что каждый из 89 “равноправных” субъектов
Российской Федерации может провозгласить
верховенство своих актов над
федеральными, право сецессии и другие
прерогативы государственного суверенитета.
Согласно Конституции Российской Федерации,
ни один субъект Федерации не обладает
этим правом: территория Российской Федерации
неприкосновенна (ч.3, ст.4 Конституции
РФ); “федеративное устройство Российской
Федерации основано на ее государственной
целостности, … равноправии и
самоопределении народов в
Таким образом, в России с формально-юридической точки зрения не может быть никаких суверенных политико-территориальных единиц, даже если они называются республиками (государствами) (ч.1, ст.5 Конституции РФ). Кроме того, на конституционном совещании в октябре 1995 года подчеркивалось, что Конституция Российской Федерации не зафиксировала “суверенитет республик” (о суверенитете других субъектов Российской Федерации речь не шла) и это означает окончательное отрицание идеи о наличие внутри федеративного государства других суверенных государств (т.е. государств).29
Следовательно, суверенной является только Россия, а состовляющие ее территориальные субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий, в пределах которых они самостоятельны.
Следует отметить, что изложенное выше представление о сути суверенитета Российской Федерации в основном опирается на конституционные нормы. Но, как об этом свидетельствует практика, у данного вопроса есть и другая - фактическая сторона; как уже отмечалось выше в виде “парада суверенитетов” отдельных субъектов Российской Федерации. Долго будут помниться последствия лозунга, брошенного в 1991 году Б.Н. Ельциным российским республикам – бывшим автономиям: «Берите суверенитета столько, сколько можете проглотить!». И многие взяли, в том числе и лишнее.
Так, конституции ряда республик предусматривали:
"Республика Бурятия – есть
суверенное государство в
"Республика Дагестан – есть
суверенное государство в
"Республика Северная Осетия
– суверенное государство,
"Республика Татарстан –
Информация о работе Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления