Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА……………………………………………………………………….4
§1.1 Понятие суверенитета государства…………………………………6
§1.2 Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа……………………………………………………………………..10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ………...9
§2.1 Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления…………………………………………………………….13
§2.2 Проблемы суверенитета РФ………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………….....29

Вложенные файлы: 1 файл

Суверенитет РФ.docx

— 57.47 Кб (Скачать файл)

Конституцией  определяются две основные формы  народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление  власти народом и осуществление  власти через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление  государственной власти на федеральном  уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно  действующих органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим  образом и находясь под контролем  населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия  в Российской Федерации.20

Непосредственное  осуществление власти народа путем  проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы  органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и  позволяет осуществить демократическую  организацию власти в Российской Федерации.

Путем выборов  формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В  соответствии с федеральным законом  избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции).

Итак, ст. 4 Конституции РФ является одной  из отправных статей, входящих в  главу 1 “Основы конституционного строя”. Суть части первой статьи 4 состоит  в провозглашении суверенитета. Этот суверенитет предполагает верховенство и единство власти Федерации, и обязательность актов ее органов для всех граждан  и вообще всех физических лиц на территории Российской Федерации. А  принцип разделения властей, закрепленный в общей форме в статье 10 Конституции  РФ, реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус и компетенцию Федерального Собрания, Президента, Правительства  и судов Российской Федерации.

Защита  Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных  формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в  результате осуществления своих  полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.

Военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации.21

В целях защиты и сохранения государственного суверенитета России для обеспечения  реализации функций Президента по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной политики в  области безопасности. Указом Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. был образован  Совет безопасности РФ.

В 1992 году также был принят Закон  РФ «О безопасности», который гласит: «Безопасность государства достигается  проведением единой государственной  политики в области обеспечения  безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и  иного характера адекватных угрозам  жизненно важным интересам личности, общества и государства»22

Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств  воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и  управления

 

Особая роль в обеспечении верховенства государственной власти, на всей территории, как одного из основных юридических  свойств государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов  и других нормативных актов органов  государственной власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов  РФ, их законов и других нормативных  актов, изданных по вопросам ведения  органов государственной власти РФ и совместного ведения органов  государственной власти РФ и органов  государственной власти субъектов  РФ, не вступивших в силу международных  договоров РФ.

 

 

 

§2.2 Проблемы суверенитета РФ.

 

Проблема суверенитета в федеративном государстве состоит как в  его признании (непризнании) за определенными  субъектами, так и в сочетании  различных подходов к нему.

Развитие федерализма, федеративных отношений требует дополнительного  осмысления содержания государственного суверенитета с учётом особенностей федеративного государства. При  рассмотрении свойств федеративной государственности одним из маловажных вопросов является тема присутствия  суверенитета в статусе сторон, вовлечённых  в федеративные отношения. Такими сторонами  выступают сам союз и его участники, субъекты федерации. От содержания вопроса  взаимодействия этих сторон зависит  не только распределение компетенции  между федеральными органами и органами субъектов федерации (принцип субсалидарности), но и вопрос о пределах прав федеративной власти в отношении субъектов федерации и субъектов в отношении центра.23

Федеральный центр не является ни полностью суверенным, ни полностью  зависимым от членов федеративной ассоциации. Его право на законодательную  инициативу наличествует, но в определённых рамках. Ни центральная власть, ни местные  правительства не наделены верховной  властью и не являются суверенными. Суверенитет реализуется в данном случае иным образом – совокупной волей субъектов федерации, которые  только все вместе и образуют верховную  власть. Делимым оказывается не государственный  суверенитет, который «не может  быть разделённым, делятся лишь права  федерации и её составных частей», а суверен в федерации проявляется  как сложно – составной, делегирующий ряд своих прав.

Отметим, что теория государственного суверенитета позволяет отличать государственные  образования от негосударственных  или квазигосударственных. Там, где  обнаруживается властный центр способный  к принятию окончательных решений, суверенитет очевиден, а государство  носит, как правило, унитарный характер. В конфедерациях, напротив, трудно обнаружить центр принятия окончательных решений. Типичными примерами конфедераций, носящих протогосударственный характер являются Ахейский союз (Древняя Греция), Конфедерация Новой Англии (1631 г.), Американская Конфедерация (1781 г.), Северо – Германский союз (1867 г.), Швейцарская Конфедерация (до 1867г.).

Наличие независимых от центра политических элит, культурной среды (прежде всего  использования местного языка в  официальной практике), рекрутирование управленческих кадров по принципу  "почвы" или "крови", верховенство местного законодательства над федеральным в отдельных субъектах федерации явно указывает, что граница уже пройдена и государство находиться на пути утраты суверенитета.

Исходя из данного критерия, Российская Федерация в период президентства  Б.Н Ельцина находилась в состоянии  близкому к распаду. Нынешняя Россия усилиями В.В. Путина и других руководителей  государства перешла в категорию  укрепляющихся федераций, но по - настоящему ещё только отодвинулась от этой опасной  черты, за которой начинается распад

Все концепции суверенитета федеративного  государства можно свести к трём группам: а) признание суверенитета принадлежностью и федерации, и  членов федерации; б) признание суверенитета за субъектами федерации; в) признание  суверенитета за федеративным государством.24

Уже при рождении Северо – Американской федерации был поднят вопрос: как  согласуется принцип союзного государства  с принципом суверенитета? В Германской империи 19 в. ставился вопрос: как согласовать  принцип суверенитета с существующими  отношениями в германском «государстве государств». Однако, предлагавшиеся по этому поводу теории полусуверенитета, ограниченного суверенитета и т.п. никак не повлияли на развитие теоретической  мысли по проблеме суверенитета в  союзном государстве. В США продолжали исходить из боденовской классической теории суверенитета, сочетаемой с  концепцией «народного суверенитета».25

 

Согласно конституциям республик  в составе Российской Федерации, а также названию и преамбуле  Федеративного договора - Договор  о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 года (с протоколом к нему) - эти республики являются суверенными государствами.

Государственный суверенитет Российской Федерации - категория сложная и  не сводится лишь к компетенции властных структур государства, т.е. сумма суверенных прав не является полным выражением сущности суверенитета. Но комплекс полномочий властных органов имеет большое значение в теории суверенитета: он представляет собой основу реализации государственного суверенитета.

Достаточно изъять одно из перечисленных  суверенных прав и политическая единица  потеряет суверенный статус, перестанет быть суверенной.

Следовательно, в Российской Федерации  носителем суверенитета является Россия в целом, предметами исключительного  ведения которой являются все  вопросы общегосударственного значения (ст.71 Конституции РФ); все другие более или менее важные вопросы  создают сферу совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации (ч.1, ст.72 Конституции  РФ), т.е. не решаются без федерального центра.26

Таким образом, субъекты Российской Федерации  являются носителями суверенных прав, но не представляют собой суверенные политические организмы.

Н.А Михалёва выделяет десять важнейших  элементов конституционно – правового  статуса Российской Федерации как  суверенного федеративного государства: 1) учредительный характер федеральной государственной власти; 2) территориальное верховенство; 3) федеральная конституционно-правовая система; 4) легитимные федеральные властные структуры; 5) федеральная государственная собственность; 6)федеральное гражданство; 7) единые вооруженные силы Российской Федерации; 8) универсальная международная правосубъектность; 9) государственный язык Российской Федерации; 10) государственная символика.27

Спорным является суждение о наделении  субъектов Федерации “внутренним  публично-властным государственным  суверенитетом”. В соответствии со ст.73 Конституции РФ, “вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти” Но конституционный объем компетенции субъектов Российской Федерации не может быть описан как “суверенитет”. Речь может идти лишь о компетенционной отчужденности, а не о разграничении суверенитета между федерацией и ее субъектами.

В условиях распространения государственного суверенитета России на всей территории страны субъекты Российской Федерации  самостоятельны и “верховны” в  пределах только своих исключительных полномочий (ст.76 Конституции РФ), но и этих полномочий не достаточно для  того, чтобы говорить о суверенности в целом субъектов Федерации.

Но, трудно даже гипотетически представить, что каждый из 89 “равноправных” субъектов  Российской Федерации может провозгласить  верховенство своих актов над  федеральными, право сецессии и другие прерогативы государственного суверенитета. Согласно Конституции Российской Федерации, ни один субъект Федерации не обладает этим правом: территория Российской Федерации  неприкосновенна (ч.3, ст.4 Конституции  РФ); “федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной  целостности, … равноправии и  самоопределении народов в Российской Федерации” (ч.3, ст.5 Конституции РФ) (а не за ее пределами).28 В этой связи совершенно неприемлемо положение Конституции Республики Тыва 1992 года допускающее ее право на сецессию.

Таким образом, в России с формально-юридической  точки зрения не может быть никаких  суверенных политико-территориальных  единиц, даже если они называются республиками (государствами) (ч.1, ст.5 Конституции  РФ). Кроме того, на конституционном совещании в октябре 1995 года подчеркивалось, что Конституция Российской Федерации не зафиксировала “суверенитет республик” (о суверенитете других субъектов Российской Федерации речь не шла) и это означает окончательное отрицание идеи о наличие внутри федеративного государства других суверенных государств (т.е. государств).29

Следовательно, суверенной является только Россия, а состовляющие ее территориальные  субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий, в пределах которых они  самостоятельны.

Следует отметить, что изложенное выше представление о сути суверенитета Российской Федерации в основном опирается на конституционные нормы. Но, как об этом свидетельствует  практика, у данного вопроса есть и другая - фактическая сторона; как  уже отмечалось выше в виде “парада  суверенитетов” отдельных субъектов  Российской Федерации. Долго будут помниться последствия лозунга, брошенного в 1991 году Б.Н. Ельциным российским республикам – бывшим автономиям: «Берите суверенитета столько, сколько можете проглотить!». И многие взяли, в том числе и лишнее.

Так, конституции ряда республик  предусматривали:

"Республика Бурятия – есть  суверенное государство в составе  Российской Федерации" (ч.1  ст.1);

"Республика Дагестан – есть  суверенное государство в составе  Российской Федерации"(ч.1 ст.1);

"Республика Северная Осетия  – суверенное государство, добровольно  входящее в состав Российской  Федерации" (ч.1 ст.61);

"Республика Татарстан – суверенное  государство" (ч.1 ст1); "государственный  суверенитет есть неотъемлемое  качественное состояние Республики  Татарстан" (ч.3 ст.1); "Республика  Татарстан – суверенное государство,  субъект международного права" (ст.61);

Информация о работе Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления