Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

При подготовке работы поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию суверенитет;
- проанализировать тенденции развития государственного суверенитета;
- изучить основы государственного суверенитета Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СВОЙСТВА……………………………………………………………………….4
§1.1 Понятие суверенитета государства…………………………………6
§1.2 Отличие суверенитета государства от суверенитета нации и народа……………………………………………………………………..10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ………...9
§2.1 Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления…………………………………………………………….13
§2.2 Проблемы суверенитета РФ………………………………………21
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………….....29

Вложенные файлы: 1 файл

Суверенитет РФ.docx

— 57.47 Кб (Скачать файл)

"Республика Саха (Якутия) является  суверенным государством" (ч.1 ст.1);

"Республика Тыва – суверенное  государство в составе Российской  Федерации" (ч.1 ст.1). Однако на  этом пути вместо федерации  можно получить конфедерацию, что  таит серьёзную угрозу распада  единого государства. Поиск путей  решения этого важнейшего вопроса  государственного строительства  привёл к идее подписания Договора  о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  власти суверенных республик  в составе Российской Федерации.  Подписав его 31 марта 1992 года, представители центра и регионов  попытались совместно на основе  договорённости разграничить государственную  власть между собой и определить  правила взаимодействия по её  реализации.30 Практически все республики в составе РФ (за исключением некоторых) приняли декларации о государственном суверенитете и устанавливающие суверенный статус конституционные нормы, юридическая сила которых закреплялась на Федеральном уровне Федеративным договором. Конституция РФ 1993 года, хотя ничего не говорит о суверенитете республик, но в ч.2 ст.5 определяет их “государствами”. Следовательно, зафиксированный в Федеративном договоре “республиканский суверенитет” не противоречит ст.5 Конституции РФ, однако находится в прямом противоречии со ст.4 Конституции РФ.

Объективной причиной данного конституционного “противоречия” стало в основном социально-экономическое и особенно политическое положение конца 90-х  годов, в соответствии с чем в  жертву достижению “неотложных” политических целей - спасению государственного единства - были принесены четкость и определенность конституционных положений.

Одностороннее принятие отдельными субъектами Российской Федерации деклараций о  своем государственном суверенитете не приводит к возникновению каких-либо конституционно-правовых и международно-правовых результатов. Данное само собой не рождает  факт наличия суверенитета: реально, ни Татарстан, ни Чечня не являются суверенными государствами (и вообще государствами) - никто не признавал их государственного суверенитета.

На сегодняшний день очевидно, что  государства играют ведущую роль в защите прав и свобод человека. Международное сообщество, осуществляющее мониторинг прав человека, всё же является сообществом суверенных государств. Государства принимают на себя обязательства  по соблюдению прав человека, создают  программы и механизмы для  имплементации норм международного права по правам человека. Нормы  международного права являются составной  частью национальных правовых систем суверенных государств. Государства  по – прежнему остаются главным  «строителем» системы прав человека, поэтому тезис о том, что права  человека расширяются за счёт свёртывания  государственного суверенитета, не выдерживает  ни какой критики.

Действительно, существуют некоторые  исключения, где нарушения прав человека могут повлечь сокращение и даже утрату государственного суверенитета. Но ведь дело не в самих правах человека, а в том, что государство систематически нарушает взятые на себя международные  обязательства и создаёт все  предпосылки для наступления  гуманитарной катастрофы.31

 

 

 

Заключение

 

Государство как официальный представитель  народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права  и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства  понимается верховенство и независимость  государственной власти внутри своей  страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет  является качественным признаком самого государства.

В суверенитете государства находит  свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику

Согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Здесь же указано, что Президент  может и обязан действовать в  установленном Конституцией порядке, т.е. на основании конституционных норм. Таким образом, действия Президента должны основываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашения России правовым государством.

Кроме того немаловажным выводом можно считать  понятие государственный суверенитет  Российской Федерации как сложной  категории, которая обуславливается  спецификой России, как многонационального государства. Государственный суверенитет РФ включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

 

 

 

Список литературы

 

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //  "Российская газета", N 7, 21.01.2009.
  2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 14 июня 1990г. №2. Ст.22.
  3. Закон Российской Федерации “О безопасности” №2646-1 от 5 марта 1992 г. Ст. 4
  4. Алехина Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. №10.
  5. Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений. Владивосток, 2004.
  6. Дюги Л. Конституционное право. М., 1908.
  7. Киреев В.В., Лебедев В.А. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. 2007. №5
  8. Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. 2004. № 7 - 8.
  9. Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003.
  10. Малеев Ю.Н. Суверенитет и международное право // международное право в современном мире / Под ред. Ю.М. Колосова. – М., 1991.
  11. Михалева Н.А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма //

        Право и жизнь. 1994. №6.

  1. Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. 2009. №11. С. 11 – 17.
  2. Пастухова Н.Б. «Государственный суверенитет в эпоху глобализации». // Журнал Российского права. 2006. № 5.
  3. Пастухова Н.Б. Проблема суверенитета в системе федеративных отношений // Право и политика. 2009. №8. С. 1631 – 1634.
  4. Сеидов А.В. Международное право в эпоху глобализации. Эволюция концепции государственного суверенитета. М.: Научная книга, 2005.
  5. Пастухова Н.Б. О многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета // Государство и право. 2007. № 12
  6. Хабиров Р.Ф. Актуальные вопросы соотношения понятий права человека, суверенитета, государства. 2007. №23. С. 5 – 8.
  7. Шугуров. М.В. Государственный суверенитет и глобализация: философия вызовов и перспектив // Современное право. 2009. №2. С. 38 – 47.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сеидов А.В. Международное право в эпоху глобализации. Эволюция концепции государственного суверенитета. М.: Научная книга, 2005. С. 24.

2 Дюги Л. Конституционное право. М., 1908. С. 128.

3  Пастухова Н.Б. «Государственный суверенитет в эпоху глобализации». // Журнал Российского права. 2006. № 5.

4 Алехина Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. №10.

5 Шугуров. М.В. Государственный суверенитет и глобализация: философия вызовов и перспектив // Современное право. 2009. №2. С. 38 – 39.

6 Там же. С. 40 – 45.

7 Малеев Ю.Н. Суверенитет и международное право // международное право в современном мире / Под ред. Ю.М. Колосова. – М., 1991. С.54.

8 Алехина Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. №10.

9 Киреев В.В., Лебедев В.А. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. 2007. №5

10 Там же

11 Там же.

12 Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. 2004. № 7 - 8. С. 161 – 165.

13 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

14 Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 14 июня 1990г. №2. Ст.22.

15 Кузнецова Е. Суверенитет. Незыблемый и неделимый? Суверенитет государства может быть ограничен, если оно им злоупотребляет // Международная жизнь. 2004. № 7 - 8. С. 166.

16 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

17 Пастухова Н.Б. О многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета // Государство и право. 2007. № 12

18 Там же.

19 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

 

20 Киреев В.В., Лебедев В.А. Суверенная демократия или суверенитет демократии? // Конституционное и муниципальное право. 2007. №5.

21 Там же.

22 Закон Российской Федерации “О безопасности” №2646-1 от 5 марта 1992 г. Ст. 4

23 Арановский К.В. Суверенитет в системе федеративных отношений. Владивосток, 2004, С.2.

24 Пастухова Н.Б. Проблема суверенитета в системе федеративных отношений // Право и политика. 2009. №8. С. 1631 – 1633.

25 Левин И.Д. Суверенитет. СПб., 2003, С. 291.

26 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

 

27  Михалева Н.А. Эволюция и перспективы нового российского федерализма //

Право и жизнь. 1994. №6.

28 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // "Российская газета", N 7, 21.01.2009.

 

29 Там же.

30 Пастухова Н.Б. Государственный суверенитет и современные федеративные отношения // Государство и право. 2009. №11. С. 11 – 12.

31 Хабиров Р.Ф. Актуальные вопросы соотношения понятий права человека, суверенитета, государства. 2007. №23. С. 5 – 8.

 


Информация о работе Суверенитет РФ: основные направления и способы осуществления