Все более широко
признается, что солидарное страхование
теряет свою универсальность, более
того, некоторые авторы сделали вывод,
что страхование - это не более
чем миф.
С середины 90-х
годов начинают складываться новые
представления о социальном государстве
как о механизме снятия противоречий
между законами рынка и социальными
целями.
В отличие от
государства всеобщего благоденствия
современное социальное государство
стремится отказаться от своей патерналистской
роли, ориентируется на устранение
иждивенчества и создание благоприятных
социальных условий прежде всего путем
формирования социально ориентированного
рыночного хозяйства.
Начавшийся в
середине 90-х годов этап развития
социального государства можно
обозначить как период либерального
социального государства.
Говоря о функциях
социального государства, следует иметь
в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи
все традиционные функции, обусловленные
его природой государства как
такового;
б) на содержание
всех функций социального государства
налагает отпечаток его общее
социальное назначение, то есть традиционные
функции как бы преломляются через призму
целей и задач социального государства,
и в этом плане можно вести речь о наличии
у него общей социальной функции (общем
социальном назначении);
в) в рамках общей
социальной функции можно выделить специфические
направления деятельности социального
государства -- специфические функции.
К последним, в частности,
относятся:
1. поддержка
социально незащищенных категорий
населения;
2. охрана труда
и здоровья людей;
3. поддержка
семьи, материнства, отцовства
и детства;
4. сглаживание
социального неравенства путем
перераспределения доходов между
различными социальными слоями
через налогообложение, государственный
бюджет, специальные социальные
программы;
5. поощрение
благотворительной деятельности (в
частности, путем предоставления
налоговых льгот предпринимательским
структурам, осуществляющим благотворительную
деятельность);
6. финансирование
и поддержка фундаментальных научных исследований
и культурных программ;
7. борьба с безработицей,
обеспечение трудовой занятости населения,
выплата пособий по безработице;
8. поиск баланса
между свободной рыночной экономикой
и мерой воздействия государства на ее
развитие с целью обеспечения достойной
жизни всех граждан;
9. участие в реализации
межгосударственных экологических, культурных
и социальных программ, решение общечеловеческих
проблем;
10. забота о сохранении
мира в обществе.
Таким образом,
из вышесказанного можно сделать
вывод, что социальное государство
- это государство, стремящееся к
обеспечению каждому гражданину
достойных условий существования,
социальной защищенности, соучастия в
управлении производством, а в идеале
примерно одинаковых жизненных шансов,
возможностей для самореализации личности
в обществе. Деятельность такого государства
направлена на всеобщее благо, утверждение
в обществе социальной справедливости.
Оно сглаживает имущественное или иное
социальное неравенство, помогает слабым
и обездоленным, заботится о предоставлении
каждому работы или иного источника существования,
о сохранении мира в обществе, формировании
благополучной для человека жизненной
среды.
Становление социального
государства -- это процесс не только экономический
и политический, но и процесс нравственный,
требующий «человеческого» измерения.
С учетом сказанного
можно сделать вывод, что условиями существования
социального государства и его характерными
признаками, то есть описание фактов, позволяющих
сделать вывод о наличии интересующего
явления, являются:
1. Демократическая
организация государственной власти.
2. Высокий нравственный
уровень граждан и прежде всего --
должностных лиц государства.
3. Мощный экономический
потенциал, позволяющий осуществлять
меры по перераспределению доходов,
не ущемляя существенно положения
собственников.
4. Социально
ориентированная структура экономики,
что проявляется в существовании
различных форм собственности со значительной
долей собственности государства в нужных
областях хозяйства.
5. Правовое развитие
государства, наличие у него качеств
правового государства.
6. Существование
гражданского общества, в руках которого
государство выступает инструментом проведения
социально ориентированной политики.
7. Ярко выраженная
социальная направленность политики
государства, что проявляется
в разработке разнообразных социальных
программ и приоритетности их реализации.
8. Наличие у государства
таких целей, как установление всеобщего
блага, утверждение в обществе социальной
справедливости, обеспечение каждому
гражданину:
а) достойных
условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых
возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого
социального законодательства (законодательства
о социальной защите населения, например
Кодекса социальных законов, как это имеет
место в ФРГ).
10. Закрепление
формулы «социальное государство»
в конституции страны.
Исходя из этого
можно сказать, что социальное государство
осуществляет свои цели и принципы в форме
правовой государственности, и идет по
пути гуманизации общества - стремится
расширить права личности и наполнить
правовые нормы более справедливым содержанием.
Оно призвано обеспечивать благо индивида:
социальную безопасность, материальные
условия свободы и достойного существования
каждого человека. Государство непосредственно
занимается распределением общественного
богатства, но при этом не подрывает такие
основы рыночного хозяйства, как частная
собственность, конкуренция, предприимчивость,
индивидуальная ответственность и т.п.,
не порождает массовое социальное иждивенчество.
Социальное государство
имеет свои внутренние противоречия,
проходит определенные стадии формирования
и этапы развития. Отражением этих
противоречий и проблем стала
широкая дискуссия о кризисе
социального государства и его
будущем, развернувшаяся в зарубежной
научной и политической литературе
в 80-90-е годы. В основании процессов,
послуживших причиной обострения проблем
социального государства, лежат
цикличность и неравномерность
экономического развития, подверженность
экономики и социальной сферы
воздействию событий внешней
и внутренней политики. Мировой экономический
кризис уничтожил иллюзию гармонии
между экономическим ростом и
все расширяющейся практикой
централизованного распределения
социально-экономических благ, показал
наличие серьезных монетарных проблем
и невозможность бесконечной
эксплуатации дешевого импортного сырья.
Новое обострение дискуссии о
кризисе и перспективах социального
государства последовало вслед
за разрушением социализма в странах
Восточной Европы,экономическими трудностями
ФРГ, вызванными освоением присоединенных
восточногерманских земель, дальнейшим
расширением Европейского Союза. Эти глобальные
геополитические и экономические сдвиги
обнажили всю сложность взаимодействия
общества и государства. Они показали
несостоятельность как упрощенной либеральной
модели, основанной на разделении общественной
и государственной сфер и последующем
ограничении легитимного положения государства,
вплоть до модели “минимального государства”,
имеющего функцию лишь обеспечения безопасности
государства, так и упрощенной социальной
модели, основанной на пассивном, подчиненном
положении общества и активной интервенцианистской
политике государства. Расцвет социального
государства в ХХ веке совпадает с совершенствованием
структурного разделения между обществом
и государством, поэтому научный спор
переходит от проблемы “что” к проблеме
“как”, то есть о том, “как или до каких
пределов должно и может действовать государство,
чтобы получить эффективные конечные
результаты, не вызывая при этом серьезных
неустойчивых явлений в глобальном функционировании
системы в течение длительного периода.
Или, другими словами: как должны складываться
коммуникативные отношения между обществом
и государством, чтобы проводить в жизнь
эффективную общественную политику с
достаточной финансовой поддержкой в
течение долгого времени и которые неуязвимы
относительно эффектов колонизации в
социальной сфере. Таким образом, главной
сферой регулирования взаимодействия
государства и общества является установление
оптимального соотношения между производством
и распределением, а главное противоречие
социального государства составляет противоречие
между расширяющейся социальной политикой
и экономическим ростом, экономическими
трудностями и необходимостью финансирования
социальных затрат[1, c.38]. Именно эти вопросы
являются предметом теоретических споров
сторонников экономической свободы и
защитников государственного вмешательства
в экономику. Серьезную проблему представляет
собой также определенный конфликт между
личностью и государством. Он проявляется
в том, что, с одной стороны, граждане хотят,
чтобы государство реально знало об их
проблемах и, следовательно, имело возможность
осуществлять эффективную политику обеспечения
благосостояния и поддержки, с другой,
- стремятся воспрепятствовать государству
владеть информацией о том, что они имеют,
думают и делают. Развитие же социального
государства в данном контексте может
быть интерпретировано как процесс социализации
частных потребностей, когда экономические
ресурсы личности, ее здоровье, потребности
в жилье, умение и желание работать перестают
быть частным делом и переходят в категорию
общественных проблем[6, c.124]. Еще одним
из серьезных поводов для дискуссий о
кризисе социального государства служат
разрастание, дублирование, особенно в
условиях сложного территориального устройства,
и бюрократизация государственного и
административного аппарата. Это ведет
к росту расходов на государственную службу,
снижению оперативности в оказании социальной
помощи, а в итоге - к потере эффективности
государственной поддержки. Для выявления
масштабов и глубины кризиса социального
государства, а также для определения
путей преодоления его нынешних трудностей
важное методологическое значение имеет
анализ характера этого кризиса. Необходимо
выяснить, возможно ли устранение кризисных
проявлений в рамках действующей общественной
модели с использованием присущих ей традиционных
механизмов или же требуется выход за
рамки данной модели и переход к использованию
принципиально иных методов управления
с целью обеспечения нового равновесия
системы.В этом плане показателен опыт
решения острых социально-экономических
проблем в 80-е годы во Франции и Испании,
который продемонстрировал, что модель
социального государства, сложившаяся
в 60-70-е годы, требует серьезной корректировки.
Так, после победы на президентских выборах
и проведения досрочных парламентских
выборов в 1981 г., Ф. Миттеран попытался
реализовать амбициозную программу, включавшую
основной набор традиционных социалистических
идей: широкую национализацию, активное
внедрение государства в управление экономикой,
расширение прав трудящихся на производстве
и т.д. Однако результаты оказались противоположны
ожидаемым. Повысилась инфляция, увеличился
дефицит внешней торговли, возросло количество
забастовок[1, c.40]. После очередных парламентских
выборов к власти вновь пришло правое
правительство, свернувшее программу
социалистов. Учитывая пример Франции,
испанское правительство Ф. Гонсалеса,
руководителя Испанской социалистической
рабочей партии, с самого начала избрало
путь неолиберальных реформ.В то же время
приведенные примеры не означают исторической
исчерпанности модели социального государства,
так как ни в одной стране она еще не была
полностью реализована. Несмотря на то,
что в теории социальное государство нередко
противопоставляется либеральному государству,
на практике эти категории далеко не всегда
могут рассматриваться как альтернативные.
Даже такое типично “либеральное” государство,
как США, реализует мощнейшие национальные
социальные программы. Как справедливо
отмечает М. Арагон, современное социальное
государство не может непосредственно
вести полемику с “не социальным”, а вынуждено
делать это в отношении самого себя[1, c.41].
Его кризис представляется не как проблема
“быть или не быть”, а как необходимость
реформирования, модификации и усовершенствования
При этом отождествление социальной модели
государства с левыми политическими силами,
а либеральной или неолиберальной - с правыми
представляется явным упрощением, поскольку,
с одной стороны, недостаточно точно отражает
историю появления и развития социального
государства, а с другой - зачастую подменяет
научный анализ ключевой проблемы эффективности
общественной деятельности современного
интервенционистского государства использованием
идеологических клише. В числе основных
направлений совершенствования современной
модели социального государства зарубежные
ученые предлагают установление новых
принципов взаимоотношений экономики
и политики, поиск новых механизмов соединения
закономерностей рыночной экономики с
растущим спросом на благосостояние, отказ
от метафизического понимания принципа
равенства как парадигмы общественной
деятельности, повышение личного вклада
потребителей социальных благ в их производство.
Среди мер по преодолению кризисных явлений
в социальном государстве важное место
должен также занять постоянный контроль
за деятельностью государственного аппарата,
как с точки зрения ее эффективности, так
и законности. При этом недостаточно ограничиваться
внутренним контролем в пределах самой
администрации или внешним (бухгалтерским,
финансовым) контролем. Требуется расширение
парламентского контроля за всей совокупностью
государственной деятельности, вне зависимости
от того, осуществляется ли она непосредственно
администрацией, либо косвенно учреждениями
и организациями, созданными ею. Представители
народа имеют полное право инспектировать
государственные фонды и деятельность
государственных служб, которые ими распоряжаются.
Демократические принципы требуют контроля
не только крупных политических решений,
но также и инспектирования каждодневной
деятельности администрации. В общем,
социальное государство требует широкого
пересмотра инструментов контроля нашего
парламентаризма, до сих пор недостаточно
действенных. Сложные теоретические и
практические проблемы возникают также
в связи с необходимостью адаптации сложившейся
модели социального государства к современным
тенденциям мирового развития. Во-первых,
реализация принципа свободы международной
торговли порождает свободу конкуренции.
Однако высокие социальные расходы в развитых
странах ведут к соответствующему увеличению
затрат на производство и снижению конкурентоспособности
продукции этих стран на мировом рынке.
Таким образом, неизбежно возникает противоречие
между необходимостью проведения политики
протекционизма и ее несоответствием
принципу свободы торговли. Во-вторых,
принцип свободы перемещения или свободы
миграции ставит развитые государства
перед выбором: возложить тяготы по социальной
поддержке иммигрантов на своих собственных
граждан или же строго регламентировать
въезд граждан из менее развитых стран.
В-третьих, процессы экономической и политической
интеграции все новых стран в Европейский
Союз сопровождаются выдвижением проблем
социального равноправия на международный,
общеевропейский уровень. Поиск решения
этих проблем ведется в рамках развития
и реализации концепции одного социального
пространства, изложенной в Европейской
социальной хартии, посредством выполнения
специальных социальных программ и при
помощи Европейского социального фонда
и других институтов. При этом следует
отметить, что и на международном уровне
так же, как и на национальном, вопрос о
социальном государстве стоит не в плане
поиска ему альтернатив, а в аспекте его
совершенствования перед лицом новых
вызовов времени.
4. Сущность права и социального
назначения
Спор идеализма
и историзма выдвинул на первый план
вопрос о происхождении права, о
том, как оно возникает и слагается
исторически. Презрение к исторически
сложившемуся составляет характерную
черту старого идеализма ХVIII века;
идеализация существующего, преклонение
пред исторически сложившимся, составляет
характерное отличие исторической школы,
возникшей в начале XIX столетия. С этим
основным различием двух направлений
связан целый ряд характерных особенностей
того и другого; большинство французских
политических писателей-идеалистов ХVIII
века верило в безграничную силу творчества
человека, в его способность пересоздать
и обновить на началах разума весь существующий
строй; напротив, с точки зрения исторической
школы, в первоначальный период ее деятельности
существующий строй есть необходимый
результат закономерного процесса исторического
развития, коего не в состоянии изменить
никакое человеческое творчество. Идеализм
французских теоретиков естественного
права ХVIII века был миросозерцанием по
существу революционным; напротив того,
в творениях корифеев исторической школы
нашли себе выражение консервативные
тенденции. Вера в вечные, незыблемые нормы
естественного права была сопряжена с
верой в силу и значение личности как основного
двигателя истории, свободного, не связанного
условиями места и времени. Ставши в отрицательное
отношение к идее естественного права,
историческая школа вместе с тем утратила
веру в свободное творчество личности,
в ее способность пересоздать существующее;
с точки зрения исторической школы, человек
- не творец, а орудие исторического процесса;
проповедь революции, обусловленная верою
в силы человеческого разума, у ранних
представителей исторической школы сменяется
преувеличенным уважением к старине, пассивным
отношением к исторически сложившемуся.
В настоящее
время никто не разделяет крайностей
старой естественной школы; с другой
стороны, целый ряд положений
старой исторической школы теперь всеми
отвергнут, сдан в архив. Тем не менее
идея естественного права в видоизмененной
форме продолжает волновать умы показывать
сильное влияние на политику; историзм
также, впрочем в сильно измененном виде,
продолжает быть господствующим направлением
в современной юриспруденции. Поэтому
и вопрос о происхождении права, всегда
служивший предметом ожесточенных споров
между представителями идеализма и историзма,
в наши дни остается одним из важнейших
вопросов философии права; от того или
другого его разрешения зависит тот или
иной ответ на целый ряд практических
вопросов первостепенной важности. От
того, как мы смотрим на историю права,
зависит прежде всего наше отношение к
преданиям прошлого и к окружающей нас
действительности, в особенности к действующему
праву; от нашего понимания истории зависит
всецело, какие требования вообще мы можем
предъявлять к праву, как понимаем мы вообще
задачу, роль законодателя.
Само собою, разумеется,
что вопрос о происхождении права
в пределах курса энциклопедии может
быть поставлен только, в общем, его
виде; мы, очевидно, не можем и не должны
исследовать здесь возникновение и развитие
тех или других конкретных институтов
или норм права, так как это составляет
задачу не энциклопедии, а всеобщей истории
права: в энциклопедии нас должен интересовать
только вопрос о том, как вообще возникает
право, каковы вообще причины, силы, которые
производят право.
При разрешении
этого вопроса необходимо, так
или иначе, посчитаться с учением
исторической школы. В учении старой
исторической школы, коей главными представителями
были Гуго, Савиньи, Пухта, выразились
побуждения двоякого рода, теоретические
и практические, причем те и другие носят
на себе печать реакции против идей Французской
революции. Большинство теоретиков ХVIII
столетия игнорировало историю; напротив,
основатели исторической школы были с
самого начала проникнуты сознанием ее
важности. Идеи Французской революции
были по существу космополитическими:
большинство политиков-идеалистов ХVIII
века игнорировали специфически национальные
потребности и национальные особенности
в праве: их идеалом было право, вытекающее
из безусловных требований разума, - право,
общее всем нациям. Этому революционному
космополитизму представители исторической
школы противополагают национальный идеал
и консервативные практические тенденции.
Это сочетание
теоретических мотивов и консервативно
- практических тенденций можно проследить
уже у родоначальника исторической
школы - геттингенского профессора Гуго.
Последний учил, что право не есть искусственное
изобретение законодателя, что оно не
выдумано и не произвольно установлено
людьми, а представляет необходимый результат
более глубоких исторических причин. Подобно
языку и нравам, право развивается естественно,
само собою: никакой законодатель не в
состоянии остановить этот естественный
рост права или существенно изменить его
направление. Рядом с писаным законодательством
существует обычное право, в котором находят
выражение веками сложившиеся обычаи
и воззрения народа; законодатель, который
не захочет считаться с этими вековыми
обычаями, бывает, обречен на бессилие.
Теоретики естественной
школы требовали полного, радикального
преобразования действующего права
на началах разума; напротив, Гуго учил,
что нормальный путь развития права - естественный
рост, а не революция и регламентация сверху;
что право развивается само собою, помимо
деятельности законодателя. Законодатель,
во-первых, не может сломить силу веками
сложившихся обычаев, а во-вторых, не должен
к этому стремиться, ибо в них он может
найти лучшую опору справедливости. Закон
бывает, полезен или вреден, смотря по
тому, согласен ли он с ними или нет. Уже
в этих положениях Гуго выразились основные
недостатки и противоречия старой исторической
школы.