Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: современное развитие и взгляд в будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Человек, его права и свободы в соответствии со ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью демократического федеративного правового государства.
В целом, развитие хорошо организованных и четко работающих нститутов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах будет способствовать развитию и укреплению принципов правового демократического государства, самодостаточного гражданского общества с его свободными гражданами, обладающими неотчуждаемыми правами, развитию правового сознания личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………
ГЛАВА I. Общая характеристика понятия и истории становления института уполномоченного по правам человека
Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине………………………………………………………3
1.2. История становления института уполномоченного по правам человека...9
ГЛАВА II. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: история должности, основные направления деятельности………
2.1. История должности………………………………………………
2.2. Основные направления деятельности………………………
2.3. ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по КП РФ.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА  КОНСТИТУЦИОННОГО, МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

 

 

Уполномоченный по правам человека в Российской  Федерации:

современное развитие и взгляд в будущее

 

Курсовая работа по  специальности

«Конституционное право  Российской  Федерации»

 

                        Выполнила  студентка

                                                                     2 курса договорной группы

юридического факультета

заочного  отделения 

на базе высшего образования

                                                                          Проверила____________________

                       Дата сдачи:________________

                               Дата проверки:_____________

            Оценка:___________________

 

Вологда

2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………

ГЛАВА I. Общая  характеристика понятия и истории  становления  института уполномоченного по правам человека

    1. Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой  доктрине………………………………………………………3

1.2.    История   становления  института уполномоченного  по правам человека...9

ГЛАВА II. Уполномоченный по правам человека в Российской  Федерации: история должности,  основные направления деятельности………           

2.1.  История должности………………………………………………            

2.2.   Основные направления деятельности………………………  

            2.3. ……

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЯ  ………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек, его права  и свободы в соответствии со ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью демократического федеративного правового государства. Именно таким государством на конституционном уровне провозглашена РФ. Нормой Конституции РФ установлено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

Актуальность  темы курсовой работы

Степень научной  разработанности темы. После появления института омбудсмана в государствах Восточной и Центральной Европы в конце 80-х - начале 90-х гг. стали поступать предложения ученых (Э.М. Аметистов, В. Кикоть, Н.Ю. Хаманева) об учреждении в нашей стране должности Уполномоченного по правам человека. В основном до недавнего времени институт омбудсмена исследовался учеными (Ю.С. Шемшученко, Г.А. Мурашин, В.А. Туманов, В.В. Маклаков, В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова) в рамках административного и конституционного права зарубежных стран. Исследованиями этой проблемы плодотворно занимались А.С. Автономов, Т.А. Васильева, И.С. Власов, О.В. Воробьев, В. Гладышев, Н.М. Касаткина, Н.С. Колесова, И.А. Ледях, Е.А. Лукашева, И.А. Мелик - Дадаев, М.А. Никифирова, Н.Ю. Трещетенкова. В этот период появляется ряд интересных и глубоких работ по формированию института омбудсмена в России, защите прав граждан в различных сферах, анализируется зарубежный опыт . В 1997 г. Институт государства и права выпустил сборник "Защита прав человека" (под ред. члена - корреспондента РАН Е.А. Лукашевой).

 

Объект исследования данной курсовой  работы.

Предметом  исследования

Цель курсовой работы

Задачи исследования:

Методы исследования,

Структура курсовой  работы.  Курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы курсовой  работы, характеризуется степень научной изученности темы, ставятся цели и задачи курсовой  работы.  Основная часть курсовой  работы состоит из двух глав, последовательно раскрывающих содержание курсовой  работы.  В заключении   делаются общие  выводы о проделанном в курсовом работе исследовании. К курсовой  работе прилагается список использованной литературы.

Работа представляет интерес для  студентов юридического факультета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Общая  характеристика понятия и истории  становления

института уполномоченного по правам человека

 

    1. Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека)

в современной  правовой  доктрине

 

В отношении термина "омбудсмен" существует несколько этимологических  версий. В средневековом шведском языке слово "ombud" означало силу и авторитет. Норвежским словом "ombud" первоначально называлось лицо - посол или делегат, которое обращалось с посланием к народу от имени короля. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово "омбудсмен" как "поверенный", "управляющий делами", "доверенное лицо". В средневековых германских племенах омбудсменами были лица, которым поручалось собирать штрафы с семей, виновных в преступлениях, в пользу семьи жертвы. Так или иначе, по прошествии времени основным смысловым значением омбудсмена стало понятие авторитетного представителя других лиц, защитника интересов слабых от нарушений со стороны сильных.

Существуют различные  подходы к определению института  омбудсмена, раскрывающие сущность и  природу термина "омбудсмен".Международная  ассоциация юристов формально определяет институт омбудсмена как службу, предусмотренную конституцией или актом законодательной власти и возглавляемую независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады 1.

_____________________

1.См.: Комарова В.В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации // Государство и право. 1999. -N 9. - С. 21.

Другое международное  определение института омбудсмена: "государственная служба, предусмотренная Конституцией и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высшего ранга, которое ответственно только перед законом" 1.

Британская энциклопедия (1972 г.) определяет институт омбудсмена как уполномоченный законодательный  орган, который призван разбирать  жалобы граждан на злоупотребления бюрократического аппарата 2. Во Всемирной энциклопедии (1972 г.) содержится определение омбудсмена как независимого публичного должностного лица, расследующего жалобы граждан в отношении должностных лиц правительственных органов 3.

В России Энциклопедический  словарь "Конституция Российской Федерации" определяет омбудсмена как лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц 4.

Юридическая энциклопедия содержит сходное определение: омбудсмен в ряде стран специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за законностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан 5.

В целом, по мнению С.Н.Матвеева, под омбудсменом понимается достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но

__________________________

1.Лебедев А.И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Московский журнал международного права. -2000. -N 1. - С. 129.

2 См.: Мелик-Дадаев И.А. Институт омбудсмена (история, основные функции и особенности деятельности в Скандинавских странах) // Научная информация о состоянии преступности и борьбе с нею в Скандинавских странах. -1986. -N 94  - С. 96.

3 См.: The World Book Encyclopedia. Field Enterprise as Educational Corporation // Holert N. Corrol. N.Y., 1972/V. 14, - P. 574.

4 См.: Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Рук. авт. кол. С.М. Шахрай. М., 1995. - С. 141 - 142.

5 См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. М.:Юридическая энциклопедия.  - 1997. -С. 287.

 

без права изменения принятых ими решений 1.

Н.Ю. Хаманеева выделяет следующие общие черты института  омбудсмена, составляющие единую концепцию этого института:

1. Институт омбудсмена  представляет собой важное дополнение  правообеспечительного механизма, действующего в государстве. Его введение является закономерным итогом демократизации общества.

2. Главная задача деятельности  омбудсмена - охрана прав граждан,  что конкретизирует его позицию  как элемента системы охраны  правопорядка в широком смысле, существующего наряду с парламентским, судебным, административным и иными формами контроля и надзора.

3. Должность омбудсмена  относится к высшим должностям  государства.

4. Важнейшая черта  института омбудсмена - его независимость.  В большинстве стран он избирается парламентом, отчитываясь лишь перед ним. В основную функцию омбудсмена входит контроль за деятельностью исполнительных органов. Этот контроль является внешним и своего рода чрезвычайным. Он осуществляется по инициативе омбудсмена либо по жалобам граждан.

5. В ряде случаев  омбудсмен рассматривает дело не только с точки зрения соответствия закону решений и действий административных структур, но, что очень важно, особенно для государств, в которых этот контроль осуществляется в рамках системы административных судов, может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и должностных лиц и выносить решение о человечности, справедливости и целесообразности их действий.

6. Институт омбудсмена  обладает редким качеством - с  одной стороны, способностью модифицироваться  исходя из различных социально-политических условий государства, а с другой - не изменять своим основным принципам и содержанию.

_______________________

1 См.: Матвеев С.Н. Конституционно (уставно-)-правовые основы статуса Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации: Дис. ... к.ю.н. Казань, 2004. – С.___

7. Контрольные мероприятия  омбудсмена направлены, прежде всего  на реализацию прав граждан  и исправление нарушений в  функционировании государственной администрации. Он добивается этого, используя арсенал средств, специфичных только для него, методы убеждения, критику, гласность.

8. В его распоряжении  нет административных императивных  полномочий. Существование этого  института направлено на развитие  и совершенствование нетрадиционных  способов воздействия на административное поведение. Основным в этой форме контроля является ее простой и понятный для граждан способ деятельности, связанный с непосредственным доступом населения к омбудсмену (кроме Франции и Великобритании) и подкрепленный принципом бесплатности производства.

9. Гражданин видит  в омбудсмене независимое должностное  лицо, не связанное отношениями служебной или иной подчиненности с административными органами, нарушившими его права, обеспечивающее взаимосвязь гражданина с органами государства и стоящее на стороне интересов гражданина 1. Должность омбудсмена носит в разных странах различные наименования. В Скандинавских странах, на родине этого института, используется название "Омбудсмен юстиции", в англоязычных провинциях Канады - "Парламентский уполномоченный (омбудсмен)", в Великобритании, Северной Ирландии, Шри-Ланке - "Парламентский уполномоченный по делам администрации", в Новой Зеландии - "Парламентский уполномоченный для расследований". В трех странах применяется термин "уполномоченный" без прилагательного "парламентский": Уполномоченный по жалобам (Израиль), Уполномоченный по правам граждан (Польша), Уполномоченный по правам человека (Россия). Используются также термины "посредник", "медиатор" (Франция), "проведор (поручитель) юстиции"

(Португалия), "помощник  граждан" (штат Айова, США), "адвокат  народа"

________________________

1 См.: Институт Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2003. - С. 24 - 25.

 

(Румыния). В названии этого института применяется также термин "защитник", подчеркивающий его направленность именно на защиту прав граждан: Защитник граждан (провинция Квебек, Канада), Народный защитник (омбудсмен) (Испания), Публичный защитник (штат Небраска, США), Гражданский защитник (итальянские провинции), Народный правозащитник (Хорватия). Иногда функцию омбудсмена выполняет коллективный орган: Коллегия народной правозащиты (Австрия), Комиссия по расследованиям злоупотреблений администрации (Непал), Парламентская комиссия по правам человека (Латвия) 1.

Также могут вводиться  должности "специализированных" омбудсменов, т.е. работающих по конкретным направлениям защиты прав человека (по правам потребителей, по делам армии, по тендерным вопросам, по проблемам дискриминации и т.п.).

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: современное развитие и взгляд в будущее