Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: современное развитие и взгляд в будущее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Человек, его права и свободы в соответствии со ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью демократического федеративного правового государства.
В целом, развитие хорошо организованных и четко работающих нститутов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах будет способствовать развитию и укреплению принципов правового демократического государства, самодостаточного гражданского общества с его свободными гражданами, обладающими неотчуждаемыми правами, развитию правового сознания личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………
ГЛАВА I. Общая характеристика понятия и истории становления института уполномоченного по правам человека
Понятие омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в современной правовой доктрине………………………………………………………3
1.2. История становления института уполномоченного по правам человека...9
ГЛАВА II. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: история должности, основные направления деятельности………
2.1. История должности………………………………………………
2.2. Основные направления деятельности………………………
2.3. ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по КП РФ.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

В том же году Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации была преобразована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

Анализ деятельности Уполномоченного по правам человека за первый пятилетний срок (2004—2008 гг.) выявляет явную тенденцию к отождествлению  института Уполномоченного в России с государственным органом исполнительной власти: зачастую В. Лукин выражает явное недовольство ситуацией раздробленности системы Уполномоченных в России. региональные лидеры просто не желают создания дополнительного органа, контролирующего их действия и способного поймать за руку нерадивого чиновника.

 На проблему создания единой системы Уполномоченных он обращает внимание также в своем последнем докладе за первые пять лет его деятельности. В этом  направлении В. Лукин проделал огромную работу. Анализируя динамику развития регионального института Уполномоченного в регионах, можно констатировать следующий факт: до конца февраля 2004 года, то есть до официального вступления в должность Уполномоченного в России В. Лукина, институт Уполномоченного был создан лишь в 27 субъектах РФ. За первые пять лет его деятельности их количество увеличилось почти вдвое.

Все трое Уполномоченных по правам человека в России являлись депутатами Государственной Думы Российской Федерации: двое из них – С. Ковалев и О. Миронов – действующими на момент назначения, а В. Лукин на момент выдвижения на должность занимался партийной работой вне парламента, поскольку его партия проиграла на последних выборах депутатов в Государственную Думу. То есть это лица, имеющие определенный опыт политической борьбы с целью прихода к власти.

По образованию лишь О. Миронов был юристом, то есть относился  к той профессии, которая более  соответствует мировой тенденции  назначения на должность омбудсмана. В законах многих стран это  требование прописано даже в соответствующих  нормативных актах.

В мировой практике для  будущего омбудсмана большое значение имеет также опыт по защите прав человека. Представляется, что опыт защиты прав человека могут иметь  представители самых разных профессий. И для этого совсем не обязательно иметь юридическое образование и работать в правоохранительных или судебных органах. Например, первый Уполномоченный России С. Ковалев имел ученую степень кандидата биологических наук и долгие годы занимался биологическими исследованиями, но вместе с тем считался одним из известных правозащитников страны. Напротив, О. Миронов являлся профессиональным юристом, профессором конституционного права, но вместе с тем практической защитой прав человека занимался только в начале своей трудовой деятельности в качестве оперуполномоченного в органах милиции. Дальнейшая его работа в области юриспруденции была связана с преподаванием.

Исходя из этого можно  констатировать, что с точки зрения опыта защиты прав человека лишь С. Ковалев профессионально занимался  правозащитной деятельностью, поскольку до своего назначения на должность Уполномоченного он совмещал депутатскую деятельность с должностью председателя Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации на общественных началах. Поскольку опыт, это не знание теории права или конституционного права, а в первую очередь, каждодневная практика. С этой точки зрения, не менее спорным является также наличие опыта правозащитной деятельности у В. Лукина в качестве депутата Государственной Думы, хотя в определенных случаях депутат как представитель органа законодательной власти, в некоторой степени, занимается защитой прав и интересов своих избирателей.

Таким  образом,   несмотря на то, что  создание  института  Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  явление новое,   введение                     Конституцией Российской Федерации 1993 года  этой  должности означает признание на высшем государственном уровне приоритета прав человека и гражданина, является одним из важнейших достижений демократических преобразований в России.

 

 

    1. Основные направления  деятельности

уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

 

 

 В соответствии с действующим законодательством  и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.

Основными направлениями  деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

- рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;

- анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; развитие международного сотрудничества в области прав человека;

- правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;

-  подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;

- выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;

- направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;

-  обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;

-  обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;

-  принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;

-  анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;

-  информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;

-  направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона, по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ.

Кроме того, по отдельным  вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады, посвященные тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека. Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дает возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни общества, является мощным рычагом воздействия на общественное мнение.     

Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам его ведения.

Помимо прямо предусмотренных Федеральным конституционным законом основных направлений деятельности Уполномоченного, возникают и другие задачи, тесно связанные с осуществлением его полномочий в рамках установленной законом компетенции.  Уполномоченный информирует государственные органы и общественность о своей деятельности, о положении дел в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране, взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти, с уполномоченными и комиссиями по правам человека в субъектах Российской Федерации, неправительственными правозащитными организациями, средствами массовой информации.

 Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматривается Уполномоченным по правам человека, на основе поступающих по почте письменных заявлений, обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. 
    У граждан есть также возможность обратиться непосредственно в группу приема заявителей Аппарата Уполномоченного, позвонить по "горячей телефонной линии" и получить необходимые консультации. 
     Важной формой работы, позволяющей получить "из первых рук" представление о ситуации с правами человека на местах является организация работы "выездных приемных" в тех субъектах Российской Федерации, откуда поступает наибольшее количество жалоб. В 2000 году Уполномоченный лично посетил многие регионы Российской Федерации, в том числе Чеченскую Республику и другие районы Северного Кавказа, непосредственно примыкающие к зоне вооруженных столкновений в Чечне, отдаленные северные территории, включая Чукотский автономный округ.    

С мая 1998 года, момента начала деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с нему поступило свыше 52 тыс. жалоб и обращений граждан. Около 5 тыс. россиян обратились непосредственно в группу приема в г. Москве.Во время выездов в субъекты Российской Федерации Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата были проведены беседы с более чем 2500 человеками, принято 1200 заявлений.    

Жалобы и обращения  граждан свидетельствуют о том, что ситуация с правами человека остается в России крайне напряженной. Наибольшее число жалоб (более 40 процентов) связано с уголовной проблематикой. Около 12 процентов обращений касаются вопросов гражданского права и жилищного законодательства, 9 процентов - трудовых отношений, 6 процентов - социальных и пенсионных проблем, около 5 процентов - нарушений в области конституционных процедур и административного права. Письма военнослужащих, а также членов их семей составляют чуть более 4 процентов, жалобы от беженцев и вынужденных переселенцев - около 2 процентов, 1 процент обращений посвящен вопросам международного права, 7 процентов - другим проблемам. 
Удалось добиться восстановления нарушенных прав примерно одного из шести обратившихся. Те заявления, по которым не удается сразу добиться положительного результата, берутся на контроль работниками аппарата Уполномоченного. Работа в отношении этих документов ведется до достижения конкретного результата в восстановлении нарушенных прав заявителей. 
     Это коснулось в основном вопросов трудовых правоотношений, предоставления на законных основаниях жилья, социальных льгот и пособий, а также пересмотра отдельных судебных решений, защиты человека в уголовной и уголовно-исполнительной сферах. 
    По инициативе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999-2000 г.г. были:  

-  восстановлены права более 1,5 млн. военнослужащих на бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте; 
 -  восстановлены права более 20 тыс. прапорщиков (мичманов) запаса на выплату ежегодной компенсации на санаторно-курортное лечение; 
 -  восстановлены права более 1100 вдов военнослужащих на получение второй пенсии - за мужа, погибшего в войне с Финляндией или в войне с Японией.    

- более 100 тыс. участников  Великой Отечественной войны,  ставших инвалидами вследствие общего заболевания получили право на льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны Федеральным законом "О ветеранах".    

 

 

 

 

 

 В министерства и ведомства, к чьей компетенции  отнесены вопросы защиты прав граждан, направляется аналитическая информация о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, о конкретных случаях массового и грубого нарушения прав граждан, а также свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к проблеме обеспечения прав и свобод, совершенствования законодательства и административных процедур.   

Значительное место  в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются юридические консультации. 
    Уполномоченный оказывает консультационную помощь гражданам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет ООН по правам человека и другие).

Таким образом,         Уполномоченный по правам человека в Российской федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Институт уполномоченного  по правам человека является достаточно новым для нашей страны институтом. Его появление связано с развитием демократических преобразований в Российской Федерации, и к началу 2012 г. в России действуют уже Федеральный Уполномоченный по правам человека и  более 60 Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Важность института Уполномоченного по правам человека для России определяется его специфическим местом в государственно-правовой структуре общества, а также унаследованной от предыдущего режима гипертрофированной ролью государства и характерной для переходного периода слабой дисциплиной и коррумпированностью чиновников, а также отсутствием взаимного доверия в обществе.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: современное развитие и взгляд в будущее