Форма государтсва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 06:40, курсовая работа

Краткое описание

Тема данной курсовой работы «Форма государства». Форма государства выражает способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. Форма государства состоит из трех элементов: форма правления, политический режим, форма государственного устройства. Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции, так же от того, как организована и реализуется государственная власть, зависит эффективность проводимой политики, законность, благополучие и правопорядок в стране.

Содержание

Введение___________________________________________________________________3
Глава 1. Форма правления. Понятие и виды.______________________________________4
1.1. Монархия_______________________________________________________________5
1.2. Республика______________________________________________________________7
1.3. Нетипичные формы правления_____________________________________________8
Глава 2. Политический режим. Понятие и признаки.______________________________10
2.1. Демократический политический режим_____________________________________11
2.2. Антидемократические режимы_____________________________________________12
Глава 3. Форма государственного устройства____________________________________15
3.1. Унитарное государство___________________________________________________17
3.2. Федерация______________________________________________________________19
3.3. Конфедерация___________________________________________________________21
Заключение________________________________________________________________24
Библиографический список __________________________________________________26

Вложенные файлы: 1 файл

мой вариант.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение___________________________________________________________________3

Глава 1. Форма правления. Понятие и виды.______________________________________4

1.1. Монархия_______________________________________________________________5

1.2. Республика______________________________________________________________7

1.3. Нетипичные формы  правления_____________________________________________8

Глава 2. Политический режим. Понятие и признаки.______________________________10

2.1. Демократический политический режим_____________________________________11

2.2. Антидемократические режимы_____________________________________________12

Глава 3. Форма государственного устройства____________________________________15

3.1. Унитарное государство___________________________________________________17

3.2. Федерация______________________________________________________________19

3.3. Конфедерация___________________________________________________________21

Заключение________________________________________________________________24

Библиографический список __________________________________________________26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной курсовой работы «Форма государства». Форма государства выражает способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. Форма государства состоит из трех элементов: форма правления, политический режим, форма государственного устройства. Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции, так же от того, как организована и реализуется государственная власть, зависит эффективность проводимой политики, законность, благополучие и правопорядок в стране.

Объектом исследования в данной работе является понятие «форма государства». Предметом исследования являются составные элементы понятия.

Цель данной работы охарактеризовать все три элемента формы государства, дать понятие, описать виды, проанализировать факторы, влияющие на появление и изменение того или иного элемента формы государства.

Курсовая работа состоит из введения, основной части из трёх глав , заключения и списка литературы.

Каждая глава курсовой работы посвящена  характеристике понятия структурного элемента формы государства, видов  и критериям выделения.

При написании работы использовались научные труды таких авторов, как М.Н. Марченко, В.К. Бабаев,  В.Е Чиркин,  Н.И. Матузов, А.В. Малько и других.

 

Глава 1.Форма правления. Понятие и виды

С древних времен мыслители исследовали  форму государства, но особое внимание в этом вопросе они уделяли  форме правления, отождествляя эти понятия (Аристотель, Цицерон, Платон). Учения о форме государства развивались и в более позднее время. Ш. Монтескье в своей работе «О духе законов» придерживался той же точки зрения: «форма государства» и «форма правления»- синонимы. Той же точки зрения придерживался и Т. Гоббс.

При аграрном строе значение формы  правления сводилось к тому, как происходит замещение главы государства: путем наследования или выборов. Переход к феодализму, а позже и к индустриализму ослабил власть монарха, а значит, типология форм правления стала обогащаться. На первое место вышел теперь не способ смены главы государства, а способ организации власти, устройство разделения властей. На сегодняшний день при анализе формы правления какого-либо государства исследователи обращают внимание на то, к какой разновидности республики или монархии относится страна. 1

Как уже говорилось, форма правления  – элемент формы государства, подразумевающий организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, их взаимоотношений с населением, степень участия последнего в их формировании.

Для распределения форм правления  по видам выделяют ряд критериев. Ряд исследователей главным критерием считают способ замещения поста главы государства. Такого признака не достаточно при классификации нетипичных форм правления, объединяющих в себе признаки нескольких видов. Поэтому такие ученые, как В.Е. Чиркин в своей статье «Нетипичные формы правления» выделил еще ряд критериев, позволяющий очень точно классифицировать формы государственного правления:

  • полномочия и политическая роль главы государства
  • полномочия и юридическая роль представительного органа власти
  • условия ответственности главы государства
  • тип политико-правовой связи между государством и личностью, то есть юридический источник суверенитета. 2

 

В зависимости  от источника государственности  и режима ответственности главы  государства среди форм правления выделяют:

  • монархии;
  • республики.

Встречаются также формы правления, не относящиеся ни к монархии, ни к республике - нетипичные формы правления.

1.1 Монархия

Монархия (с греч. monos-один, arha- власть) - это форма правления, при которой глава государства получает свой государственный статус и особый почетный титул по наследству и пожизненно.

История этой формы правления насчитывает  более 4 тыс. лет и берет свое начало еще в Древнем Востоке. В Древнем  Египте, Индии, Китае существовала первая разновидность монархической формы правления восточная деспотия. Многие ученые считают Новое время периодом расцвета монархии. Переход к индустриализму сопровождался в большинстве стран революцией и крушением этой формы правления. Но в некоторых странах монархия сохранилась и по сей день или была снова восстановлена (Испания). 3

Все разновидности монархической  формы правления имеют ряд  общих черт:

  • монарх получает и пользуется своей властью по наследству,
  • монарх пользуется титулом
  • монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия
  • в международных отношениях монарх представляет страну единолично. 4

Традиционно монархию разделяют на неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную).

Абсолютная монархия характеризуется нахождением в руках монарха всей полноты государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Юридических ограничений его власти нет. Часто при абсолютной монархии существует особый

привилегированный класс населения. Сословно-представительные учреждения полностью ликвидируются. Для абсолютной монархии характерен тоталитарный или авторитарный  политический режим. В эпоху позднего феодализма власть монарха обожествлялась. В современных условиях абсолютная монархия – редкость, к странам с такой формой правления относятся Саудовская Аравия, Оман. Катар и Бруней.

Конституционная (ограниченная) монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в некоторых, либо во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически.

Конституционные монархии делятся  на два вида: дуалистические и парламентарные. И в тех, и в других, монарх делит власть с парламентом, но в то время как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

Дуалистическая монархия – это переходная форма правления от абсолютной монархии к парламентарной, характеризующаяся тем, что наряду с независимым монархом функционируют представительские органы власти. Исполнительная власть принадлежит монарху, сохраняет законодательные функции и право вето. Представительный орган – парламент, который обладает правом принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета, некоторые члены этого органа могут назначаться монархом. К дуалистической монархии относятся Кувейт, Иордания, Люксембург, Монако, Лихтенштейн, ОАЭ.

Парламентарная монархия характеризуется правовым закреплением принципа разделения властей при одновременном верховенстве законодательной власти (парламента) над исполнительной (правительством). Парламент избирается народом, а правительство формируют партии, получившие большинство на выборах в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом за свою деятельность. Монарх при данной форме правления - не больше чем символ нации, поэтому эту форму правления еще называют номинальной монархией. Парламентарная монархия достаточно распространенная форма правления, она существует в Дании, Нидерландах, Австрии, Малайзии, Таиланде.5

 

1.2. Республика

Республика (от лат. res publica- « общественное дело»)- это форма правления, характеризующаяся выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Республика, как и монархия, зародилась в древнем мире, расцвет был в Афинах. Большинство современных европейских республик обрели эту форму правления после военных и революционных событий ХХ века.

Все республики обладают рядом общих признаков:

  • источником власти является народ, вверяющий свои властные полномочия представительному органу путем прямых или косвенных выборов;
  • высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;
  • законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти;
  • юридическая ответственность органов государственной власти;
  • принцип формального юридического равенства населения.

Традиционно республику делят на парламентарную и президентскую.

Главный признак президентской республики - ответственность правительства перед президентом, то есть парламент не вправе отправить членов правительства в отставку. В президентской республике существует разделение властей между президентом, возглавляющим исполнительную власть, и парламентом, законодательным органом. Президент избирается, как правило гражданами посредством прямых или косвенных выборов и обладает правом отлагательного (суспензивного) вето на принятые парламентом законы, преодоление которого требует квалифицированного большинства голосов обеих палат парламента, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы. К такому виду республиканской формы правления относится США, Колумбия и др.

Парламентская республика характеризуется ответственностью правительства перед парламентом. Президент обычно избирается таким образом, что бы он не получал свой мандат непосредственно от народа и не мог противостоять парламенту, то есть косвенными выборами. Издаваемые президентом акты становятся действительными и подлежат исполнению только после их подписания соответствующим министром. Президент не является  главой правительства, но он участвует в назначении министров. Глава государства может объявлять чрезвычайное, военное положение также на основании решения премьер- министра (парламента), согласованного с парламентом. Участие во внешней политике государства также символично. Парламент при такой форме правления избирается непосредственно народом, а правительство (за редким исключением) формируется партиями, обладающими большинством в парламенте. К парламентарной республике относится Германия, Индия, Чехия и др. 6

1.3.Нетипичные формы правления

Нетипичные формы правления  возникают на основе традиционных форм путем соединения признаков последних  и появления новых свойств. Появление нетрадиционных форм правления обусловлено несколькими причинами

  • «чистые» формы правления имеют недостатки (например, президентская республика тяготеет к президентскому авторитаризму, а парламентской республике присуща нестабильность правительства), а слияние позволяет преодолеть их;
  • возникновение смешанных форм связано с влиянием гуманистических идей и институтов (так приняты конституции ОАЭ, Катаре и т.п.);

Республиканская монархия характеризуется тем, что глава государства переизбирается через определенный срок. Чаще всего страны с такой формой правления - федерации. Законодательная власть принадлежит парламенту. Правитель избирается не населением, а главами субъектов федерации. Глава государства возглавляет исполнительную власть, является главнокомандующим, то есть обладает полномочиями Президента. Но на практике этот пост может занять только один из глав субъектов федерации, которые передают пост «местного правителя» по наследству. 7

Монархическая республика характеризуется наличием Конституции, провозглашающей президента пожизненным главой государства (фактический период деятельности выборного президента не ограничивается), но пожизненные президенты не имеют личных привилегий, кроме титула. Пожизненные президенты получают за свою деятельность заработную плату, этим они близки обычным государственным служащим, сохраняется политическая ответственность главы государства. Народовластие часто только формальность.

Информация о работе Форма государтсва